УИД 11RS0001-01-2021-000556-26 Дело № 2а-1986/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
14 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Старцевой Елены Владимировны к МВД России по Республике Коми о признании незаконным и отмене заключений от 27 июля 2020 года об определения наличия гражданства Российской Федерации, от 17 августа 2020 года об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации недействительным, восстановлении в правах гражданина Российской Федерации, объявлении паспорта гражданина Российской Федерации действительным, исключении сведений о паспорте из реестра недействительных паспортов,
установил:
Старцевой Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МВД России по Республике Коми с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконными и отменить заключение отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республики от 27 июля 2020 года об определения наличия гражданства Российской Федерации, заключение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 17 августа 2020 года об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации недействительным, восстановить в правах гражданина Российской Федерации, объявить паспорт гражданина Российской Федерации действительным, исключить сведения о паспорте из реестра недействительных паспортов.
В обоснование иска указано, что истец родилась ... где проживала совместно с родителями до января 1993 года. Переехали в г. Сыктывкар Республики Коми в 1993 году. 16 сентября 1993 года родители приобрели ..., где она была прописана 12 октября 1993 год. Обучалась в КГПИ на физико-математическом факультете. Проживала на территории РСФСР по паспорту гражданина СССР, полученному по достижению 16-летнего возраста в Казахской ССР. В связи с регистрацией брака и сменой фамилии с «Боброва» на «Старцеву» получила паспорт гражданина СССР на основании части 1 статьи 13 Закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года. По исполнению 45-летнего возраста получила паспорт гражданина Российской Федерации. Указывает, что после окончания обучения в КГПИ работала в школе №... потом поступила на службу в милицию, дослужилась до пенсии, вышла на пенсию майором полиции. В указанном органе неоднократно проходила проверку МВД при поступлении на службу, по выходу на пенсию, и никто не усомнился в гражданстве. ... ... А.П. признана на основании части 2 статьи 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 год, гражданкой Российской Федерации по факту рождения на территории РСФСР, а именно в Оренбургской области. ..., ... В.Н., приобретал гражданство. Вместе с тем, заключением отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 27 июля 2020 года истец не признана гражданкой Российской Федерации; заключением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми от 17 августа 2020 года, паспорт гражданина Российской Федерации серии ... №..., выданный 20 февраля 2020 года ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару на имя Старцевой Е.В., объявлен недействительным, как выданный в нарушение установленного порядка.
Считает указанные действия незаконными, поскольку с 1993 года проживала в Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти неоднократно совершены действия, подтверждающие принадлежность истца к гражданству Российской Федерации: была неоднократно документирована паспортом гражданина Российской Федерации.
Действия административного ответчика лишили ее гражданства и паспорта, удостоверяющего личность, без которого невозможно совершение юридически значимых действий, считает, что оснований для лишения ее гражданства у административного органа не имелось.
Определениями судьи от 08 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен сведущий-эксперт отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Коми Даутбекова Г.А.; от 01 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена: старший инспектор отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми старший лейтенант полиции Шутова Н.Н.
В судебном заседании административный истец Старцева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика – МВД по Республике Коми Яганов Н.Н. заявленные требования не признал, указав, что в отношении административного истца проведена проверка об определении наличия гражданства Российской Федерации, которой установлено, что Старцева Е.В. 12 января 1993 года была документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 года; 11 октября 1996 года документирована паспортом гражданина ССР образца 1974 года в связи с изменением фамилии; 01 июля 2003 года документирована паспортом гражданина Российской Федерации в связи с общим обменом паспорта гражданина СССР; 20 февраля 2020 года документирована паспортом гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста. ... А.П. признана гражданкой Российской Федерации на основании части 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». ... В.Н. приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В результате проверки в автоматизированной системе межведомственного взаимодействия «Сервисный Концентратор» сведения в отношении Старцевой Е.В. об изменении ею гражданства на территории России и за ее пределами отсутствуют. Согласно полученной информации из центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России сведения о принадлежности к гражданству иностранного государства Старцевой Е.В. и наличия у нее паспорта иностранного государства отсутствуют. Старцева Е.В. с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми, а ранее в УФМС России по Республике Коми, в установленном законом порядке не обращалась. Заключением МВД по Республике Коми от 27 июля 2020 года установлено, что Старцева Е.В., гражданкой Российской Федерации не является. На основании пункта 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации на имя Старцевой Е.В., объявлен недействительным, как выданный в нарушение установленного порядка и в соответствии с указанным пунктом паспорт подлежит изъятию.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика старший инспектор отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми старший лейтенант полиции Шутова Н.Н. в судебном заседании поддержала позицию МВД по Республике Коми.
Ведущий специалист-эксперт отдела по вопросам гражданства УМВД России по Республике Коми Даутбекова Г.А. в судебное заседание не явилась, судом извещалась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
....
... А.П., ... года рождения, ... .... 08 июля 1977 года была документирована паспортом гражданина СССР серии ... №..., выданным .... В паспорте имеются штампы о регистрации: в период с 21 ноября 1991 года по 21 октября 1993 года по адресу...; с 29 октября 1993 года по адресу: ...
... А.П. признана гражданкой Российской Федерации на основании части 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
... В.Н., ... года рождения, является ... .... Решением УФМС России по Республике Коми от 24 марта 2004 года приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года «62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В учетной карточке об изменении гражданства имеется отметка, что ... В.Н. в октября 1993 года прибыл из ...
Административный истец, Старцева Е.В., 12 января 1993 года была документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 года серии ... №..., выданным ....
14 сентября 1996 года Старцева (...) Е.В. заключила брак со Старцевым А.В., ..., после заключения брака фамилия «...» сменена на «Старцева», о чем выдано свидетельство о заключении брака серии ... №... отделом ЗАГС администрации г. Сыктывкара Республики Коми.
Далее 11 октября 1996 года документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 года серии ... №..., выданным УВД г. Сыктывкара в связи с изменением фамилии с «...» на «Старцева».
01 июля 2003 года Старцева Е.В. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии ... №..., выданным ..., в связи с общим обменом паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии ... №....
Административный истец 20 февраля 2020 года документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии ... №..., выданным ...), в связи с достижением 45летнего возраста, на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии ... №.... По учетным данным автоматизированной системы Российский паспорт» МВД России паспорт гражданина Российской Федерации серии №... ... имеет статус» действителен».
На период обучения в Коми государственном педагогическом институте с 02 ноября 1994 года по 26 ноября 1996 года была прописана по месту пребывания в общежитии по адресу: ...
В соответствии с поквартирной карточкой по месту жительства по адресу: ... зарегистрированы родители административного истца ... В.Н. и ... А.П. с 29 октября 1993 года по настоящее время, Старцева Е.В. в карточку приписки не внесена.
По сведениям, содержащимся в поквартирных карточках и карточках регистрации, Старцева Е.В. с 10 декабря 1996 года по 22 августа 2006 года была зарегистрирована по месту жительства в Республике Коми по адресу: г. ...
Старцева Е.В., с 22 августа 2006 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...
Из материалов дела следует, что Старцева Е.В. в 1997 году окончила Коми государственный педагогический институт. Решением аттестационной комиссии от 16 июня 1997 года присвоена квалификация учитель математики и физики по специальности «Математика» и выдан диплом серии ... №...
Также Старцева Е.В. после обучения три года работала в МАОУ Средняя школа № 36, после, поступила на службу в милицию, откуда вышла на пенсию майором полиции.
Материалами дела установлено, что Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Коми на основании поступившего запроса отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару от 23 марта 2020 года в отношении административного истца, Старцевой Е.В., проведена проверка об определении наличия гражданства Российской Федерации.
В результате проверки установлено, что в автоматизированной системе межведомственного взаимодействия «Сервисный Концентратор» сведения в отношении Старцевой Е.В. об изменении ею гражданства на территории России и за ее пределами отсутствуют. Согласно полученной информации из центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России установлено, что сведения о принадлежности к гражданству иностранного государства Старцевой Е.В. и наличия у нее паспорта иностранного государства отсутствуют.
Старцева Е.В. с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми, а ранее в УФМС России по Республике Коми, в установленном законом порядке не обращалась.
Заключением МВД по Республике Коми от 27 июля 2020 года установлено, что Старцева Е.В. гражданкой Российской Федерации не является.
Ведущим специалистом-экспертом отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Даутбековой Г.А. 27 июля 2020 при рассмотрении запроса отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару от 23 марта 2020 года об определении наличия гражданства Российской Федерации у Старцевой Е.В. и проверке представленных документов вынесено заключение, которым постановлено на основании части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Старцева Е.В., 08 февраля 1975 года, гражданкой Российской Федерации не является (пункт 1). Поручено Отделу по вопросу гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми внести информацию о вынесенном заключении в имеющиеся учеты (пункт 4).
По результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации Старцевой Е.В., на основании рапорта начальника отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми, старшим инспектором отдела по работе с гражданами Российской Федерации управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми старшим лейтенантом полиции Шутовой Н.Н. 17 августа 2020 года вынесено заключение, которым, помимо прочего, постановлено паспорт гражданина Российской Федерации ... №..., выданный 20 февраля 2020 года ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару на имя Сатрцевой Е.В., объявить недействительным, выданным на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии ... №..., выданного в нарушение установленного порядка. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации паспорт серии ... №... подлежит изъятию (пункт 1). Учитывая, что в базе АС «Российский паспорт» МВД России паспорт серии ... №..., выданный 01 июля 2003 года Управлением внутренних дел г. Сыктывкара на имя Старцевой Е.В., имеет статус «недействителен», внести изменения в соответствующие учеты, заменив статус на «недействителен, выдан с нарушением» (пункт 2). Внести изменения в учетные документы в соответствии с требованиями Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2017 года № 851 (пункт 4.1). Принять меры по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации ... №... на имя Старцевой Е.В. (пункт 4.3). Информацию о вынесенном заключении внести в учеты Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми, в базу АС «Российский паспорт» МВД России (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (часть 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 установлено, что гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документов, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Положения части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предписывают, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 года и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 года по делу «Алпеева и Джалагония против Российской Федерации», изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейский Суд по правам человека также придерживается той правовой позиции, согласно которой ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно в отсутствие иных конфликтующих интересов. Другими словами, ответственность за любую ошибку, допущенную государственными органами, должно нести государство, и эти ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (Постановление ЕСПЧ от 1 декабря 2016 г., дело «Томина и другие (Tomina and Others) против Российской Федерации», Постановление ЕСПЧ от 6 декабря 2011 года, дело «Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации»).
Старцева Е.В. была документирована паспортом гражданина СССР 12 января 1993 года, 11 октября 1996 году, а в последующем паспортом гражданина Российской Федерации 01 июля 2003 года, 20 февраля 2020 года, у проводивших проверку должностных лиц не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации. Таким образом, уполномоченные органы государственной власти в течение продолжительного периода времени подтверждали принадлежность Старцевой Е.В. к гражданству Российской Федерации, в том числе посредством выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами по делу, исходя из положений приведенных норм федерального законодательства, с учетом толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, позиции Европейского Суда по правам человека прихожу к выводу о том, что оспариваемые заключение ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республики Коми Даутбековой Г.А. от 27 июля 2020 года об определении наличия гражданства Российской Федерации у Старцевой Елены Владимировны и заключение старшего инспектора отдела по работе с гражданами Российской Федерации управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми Шутовой Н.Н. от 17 августа 2020 года об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации у Старцевой Елены Владимировны недействительным не могут быть признаны законными, обоснованными и оправданными и подлежат отмене.
С учетом положений пункта 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2020 года № 773 (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2020 года №...), которым государственная услуга по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации; непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции, возложить обязанность на отдел по вопросам миграции МВД по Республике Коми выдать Старцевой Елене Владимировне, ..., ..., паспорт гражданина Российской Федерации.
Нельзя согласиться с позицией административного ответчика относительно того, что административный истец после прибытия для проживания на территорию Российской Федерации не сообщала уполномоченным государственным органам о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, поскольку Старцева Е.В. неоднократно подавала заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, который в силу статьи 10 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 является подтверждающим гражданство документом.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать незаконными и отменить заключение ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республики Коми Даутбековой Г.А. от 27 июля 2020 года об определении наличия гражданства Российской Федерации у Старцевой Елены Владимировны и заключение старшего инспектора отдела по работе с гражданами Российской Федерации управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми Шутовой Н.Н. от 17 августа 2020 года об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации у Старцевой Елены Владимировны недействительным.
Возложить обязанность на отдел по вопросам миграции МВД по Республике Коми выдать Старцевой Елене Владимировне, ... паспорт гражданина Российской Федерации с внесением изменений в соответствующие учеты, а также базу АС «Российский паспорт» МВД России.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
...