Решение по делу № 2-332/2021 от 05.04.2021

Дело №2-332/2021

                                                                                                                                       10RS0013-01-2021-000504-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года                                                              город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                       Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                        М.Б. Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехиной Ирины Валерьевны к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исправлении реестровой ошибки,

                                                              у с т а н о в и л:

Терехина Ирина Валерьевна (далее также по тексту истец) обратилась в суд с иском к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее также Лесничество), ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее также Управление) по тем основаниям, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... Границы указанного земельного участка установлены в хх.хх.хх г.. На земельном участке расположен двухэтажный дом. хх.хх.хх г. истица обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, однако Министерство отказало в удовлетворении данного заявления, указав, что земельный участок, находящийся в аренде у Терехиной И.В., входит в состав запретной зоны военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации. Территория Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, т.е. находится за пределами населенного пункта в ином кадастровом квартале, тогда как участок истицы находится на территории населенного пункта - .... Указывая на наличие реестровой ошибки, которая заключается в незаконном включении арендуемого Терехиной И.В. земельного участка в запретную зону военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны РФ, что препятствует истцу в оформлении арендуемого ею земельного участка в собственность, ссылаясь на положения ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), истец с учетом уточненных исковых требований в порядке положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) просит исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о границе Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) - Запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ с реестровым номером , исключив из ЗОУИТ земельный участок с кадастровым номером согласно координатам характерных точек ЕГРН.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РК».

Определением суда от 28.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», ООО «Оборонкадастр», МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Истица в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал на удовлетворение исковых требований.

Представители ответчика - Управления, в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, указали, что истцом не представлены документы, подтверждающие обращение истца за снятием установленной запретной зоны или об изменении границ запретной зоны, полагали, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки, выразили позицию о том, что в данном случае имеется спор двух собственников на одну и ту же территорию, что свидетельствует о наличии спора о праве.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, не просили об отложении дела слушанием.

Представители третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РК» в судебное заедание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали сведения о земельном участке с кадастровым номером , внесены в ЕГРН.

Представители третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание также не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что арендуемый истцом земельный участок полностью расположен в запретной зоне военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны РФ.

Представители третьего лица администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, оставили разрешение иска на усмотрение суда.

Представители третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором также указали, что земельный участок Терехиной И.В. расположен полностью в пределах ЗОУИТ.

В силу положений части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя третьего лица.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, приходит к следующим выводам.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу. Основанием же иска являются фактические обстоятельства, с которыми истец связывает свое материально-правовое требование к ответчику.

В соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Из приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу, суд таким правом не обладает, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и иное толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом, к ответчику требования.

Разрешая настоящие исковые требования, суд исходит исключительно из заявленного предмета иска - исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о гранитах ЗОУИТ - Запретной зоны военного объекта Министерства обороны РФ, а также оснований, изложенных в исковом заявлении.

Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что в настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение определено как: ..., категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, площадь - ... кв.м. Границы указанного земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, а именно в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границы, определяющих ее местоположение. В пределах границ земельного участка с кадастровым номером расположено здание с кадастровым номером право собственности на которое зарегистрировано за Терехиной И.В. Согласно сведениям ЕГРН в настоящее время на земельный участок зарегистрировано право аренды Терехиной И.В. Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером был осуществлен хх.хх.хх г. на основании межевого плана от хх.хх.хх г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ....

Из публичной кадастровый карты усматривается, что данный участок расположен на краю жилой застройки и черты населенного пункта.

На основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» в ЕГРН были внесены сведения о ЗОУИТ - Запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ с присвоением учетного номера (в настоящее время - реестровый ). На основании указанного Постановления на земельном участке с кадастровым номером установлены особые условия использования территории в соответствии с положениями ст. 56 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение N 405).

Согласно п. 2 Постановления N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства №405 решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских нормирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

В силу п. 7 Постановления Правительства №405 для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Установлено, что Приказом заместителя Министерства обороны РФ от 08.12.2015 №1184дсп установлена запретная зона военного объекта- Хвойное лесничество Министерства обороны РФ, которая в свою очередь располагается вне границ населенного пункта, в связи с чем установление спорной запретной зоны произведено в соответствии с пунктом 7 Положения и согласуется с требованиями статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в том числе к территориальным зонам военных объектов.

В материалах реестрового дела на запретную зону с реестровым номером содержится карта (план), включающая в себя план границ указанного объекта землеустройства.

Из материалов гражданского дела, усматривается, что земельный участок истца с кадастровым номером полностью располагается в квартале ... Онежского участкового лесничества, что подтверждается картой-схемой Хвойного военного лесхоза Прионежского района, актом осмотра ... Онежского участкового лесничества, составленного лесничим Онежского участкового лесничества и государственным инспектором по охране леса

Согласно экспертному заключению, составленному ООО «Нордегеострой» в рамках рассмотрения Петрозаводским городским судом Республики Карелия административного дела по административному иску Терехиной И.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения (дело ), установлено расположение земельного участка с кадастровым номером в пределах зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ».

Таким образом, обстоятельства расположения земельного участка с кадастровым номером в пределах границ Запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничества Министерства обороны РФ, являются установленными.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец полагала, что обстоятельства нахождения земельного участка, арендатором которого она является, в пределах границ запретной зоны обусловлено реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о границе указанной зоны.

В настоящее время порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован положениями ст.61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закона №218-ФЗ), согласно части 3 которой воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

На основании пункта 6 названной статьи орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

По смыслу приведенных положений закона реестровая ошибка - это только и исключительно ошибка в сведениях ЕГРН. При этом источником возникновения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в силу прямого указания ст.61 Закона №218-ФЗ являются документы, оформлявшиеся в ходе проведения кадастровых работ (межевой план, технический план, карта-план территории или акт обследования) либо документы, направленные или представленные в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в случаях, предусмотренных ст.32 Закона №218-ФЗ).

По смыслу разъяснений, данных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной реестровой ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на имущество.

Исправление реестровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Учитывая, что в силу прямого указания закона исправление реестровой ошибки не должно влечь за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права, реестровая ошибка в рассматриваемом случае не может содержаться в правоустанавливающих документах или в документах об образовании запретной зоны военного объекта. Очевидным при этом является невозможность устранения нарушений, допущенных при образовании запретной зоны военного объекта путем исправления реестровой ошибки, поскольку таковая отсутствует в случае, если в силу каких-либо обстоятельств запретная зона была образована в определенных границах неверно или с нарушениями.

По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 56 ГПК РФ бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки. Исправление реестровой ошибки в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

В целях проверки юридически значимых обстоятельств по настоящему гражданскому делу судом назначалась по делу судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Нордегострой». Согласно экспертному заключению по причине отсутствия документов, согласно которым осуществлялась подготовка карты (план) запретной зоны военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны РФ определение местоположения характерных точек границ на момент образования не представляется возможным. Вместе с тем экспертом установлено, что местоположение границ запретной зоны в районе местоположения земельного участка с кадастровым номером соответствует обозначению лесных земель по материалам лесоустройства. Экспертом определено, что на местности отсутствует четкое обозначение границ запретной зоны, однако по результатам проведенного обследования установлено, что в районе местоположения границ земельного участка с кадастровым номером отсутствуют леса, то есть фактическое местоположение границ запретной зоны не соответствует сведениям о местоположении ее границ, содержащимся в ЕГРН.

Допрошенный в судебном заседании эксперт поддержал выводы, изложенные в экспертном заключении.

Таким образом, в ходе экспертного исследования не преставилось возможным определить соответствия или несоответствия сведений ЕГРН содержанию документов об образовании запретной зоны военного объекта.

Однако под требованием об исправлении реестровой ошибки, истец фактически оспаривает законность включения находящегося в аренде земельного участка в границы запретной зоны военного объекта, отмечая, что земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, в то время как запретная зона военного объекта не может включать в себя указанный земельный участок. Указанное свидетельствует о наличии спора о праве, в связи с чем удовлетворение иска по заявленным истцом требованиям невозможно.

Таким образом, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

            р е ш и л:

исковые требования Терехиной Ирины Валерьевны к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исправлении реестровой ошибки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Т.В.Баранова

Мотивированное решение суда будет составлено 20.10.2021.

Дело №2-332/2021

                                                                                                                                       10RS0013-01-2021-000504-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года                                                              город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                       Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                        М.Б. Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехиной Ирины Валерьевны к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исправлении реестровой ошибки,

                                                              у с т а н о в и л:

Терехина Ирина Валерьевна (далее также по тексту истец) обратилась в суд с иском к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее также Лесничество), ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее также Управление) по тем основаниям, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... Границы указанного земельного участка установлены в хх.хх.хх г.. На земельном участке расположен двухэтажный дом. хх.хх.хх г. истица обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, однако Министерство отказало в удовлетворении данного заявления, указав, что земельный участок, находящийся в аренде у Терехиной И.В., входит в состав запретной зоны военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации. Территория Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, т.е. находится за пределами населенного пункта в ином кадастровом квартале, тогда как участок истицы находится на территории населенного пункта - .... Указывая на наличие реестровой ошибки, которая заключается в незаконном включении арендуемого Терехиной И.В. земельного участка в запретную зону военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны РФ, что препятствует истцу в оформлении арендуемого ею земельного участка в собственность, ссылаясь на положения ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), истец с учетом уточненных исковых требований в порядке положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) просит исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о границе Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) - Запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ с реестровым номером , исключив из ЗОУИТ земельный участок с кадастровым номером согласно координатам характерных точек ЕГРН.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РК».

Определением суда от 28.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», ООО «Оборонкадастр», МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Истица в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал на удовлетворение исковых требований.

Представители ответчика - Управления, в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, указали, что истцом не представлены документы, подтверждающие обращение истца за снятием установленной запретной зоны или об изменении границ запретной зоны, полагали, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки, выразили позицию о том, что в данном случае имеется спор двух собственников на одну и ту же территорию, что свидетельствует о наличии спора о праве.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, не просили об отложении дела слушанием.

Представители третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РК» в судебное заедание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали сведения о земельном участке с кадастровым номером , внесены в ЕГРН.

Представители третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание также не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что арендуемый истцом земельный участок полностью расположен в запретной зоне военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны РФ.

Представители третьего лица администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, оставили разрешение иска на усмотрение суда.

Представители третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором также указали, что земельный участок Терехиной И.В. расположен полностью в пределах ЗОУИТ.

В силу положений части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя третьего лица.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, приходит к следующим выводам.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу. Основанием же иска являются фактические обстоятельства, с которыми истец связывает свое материально-правовое требование к ответчику.

В соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Из приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу, суд таким правом не обладает, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и иное толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом, к ответчику требования.

Разрешая настоящие исковые требования, суд исходит исключительно из заявленного предмета иска - исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о гранитах ЗОУИТ - Запретной зоны военного объекта Министерства обороны РФ, а также оснований, изложенных в исковом заявлении.

Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что в настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение определено как: ..., категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, площадь - ... кв.м. Границы указанного земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, а именно в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границы, определяющих ее местоположение. В пределах границ земельного участка с кадастровым номером расположено здание с кадастровым номером право собственности на которое зарегистрировано за Терехиной И.В. Согласно сведениям ЕГРН в настоящее время на земельный участок зарегистрировано право аренды Терехиной И.В. Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером был осуществлен хх.хх.хх г. на основании межевого плана от хх.хх.хх г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ....

Из публичной кадастровый карты усматривается, что данный участок расположен на краю жилой застройки и черты населенного пункта.

На основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» в ЕГРН были внесены сведения о ЗОУИТ - Запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ с присвоением учетного номера (в настоящее время - реестровый ). На основании указанного Постановления на земельном участке с кадастровым номером установлены особые условия использования территории в соответствии с положениями ст. 56 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение N 405).

Согласно п. 2 Постановления N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства №405 решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских нормирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

В силу п. 7 Постановления Правительства №405 для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Установлено, что Приказом заместителя Министерства обороны РФ от 08.12.2015 №1184дсп установлена запретная зона военного объекта- Хвойное лесничество Министерства обороны РФ, которая в свою очередь располагается вне границ населенного пункта, в связи с чем установление спорной запретной зоны произведено в соответствии с пунктом 7 Положения и согласуется с требованиями статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в том числе к территориальным зонам военных объектов.

В материалах реестрового дела на запретную зону с реестровым номером содержится карта (план), включающая в себя план границ указанного объекта землеустройства.

Из материалов гражданского дела, усматривается, что земельный участок истца с кадастровым номером полностью располагается в квартале ... Онежского участкового лесничества, что подтверждается картой-схемой Хвойного военного лесхоза Прионежского района, актом осмотра ... Онежского участкового лесничества, составленного лесничим Онежского участкового лесничества и государственным инспектором по охране леса

Согласно экспертному заключению, составленному ООО «Нордегеострой» в рамках рассмотрения Петрозаводским городским судом Республики Карелия административного дела по административному иску Терехиной И.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения (дело ), установлено расположение земельного участка с кадастровым номером в пределах зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ».

Таким образом, обстоятельства расположения земельного участка с кадастровым номером в пределах границ Запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничества Министерства обороны РФ, являются установленными.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец полагала, что обстоятельства нахождения земельного участка, арендатором которого она является, в пределах границ запретной зоны обусловлено реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о границе указанной зоны.

В настоящее время порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован положениями ст.61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закона №218-ФЗ), согласно части 3 которой воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

На основании пункта 6 названной статьи орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

По смыслу приведенных положений закона реестровая ошибка - это только и исключительно ошибка в сведениях ЕГРН. При этом источником возникновения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в силу прямого указания ст.61 Закона №218-ФЗ являются документы, оформлявшиеся в ходе проведения кадастровых работ (межевой план, технический план, карта-план территории или акт обследования) либо документы, направленные или представленные в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в случаях, предусмотренных ст.32 Закона №218-ФЗ).

По смыслу разъяснений, данных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной реестровой ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на имущество.

Исправление реестровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Учитывая, что в силу прямого указания закона исправление реестровой ошибки не должно влечь за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права, реестровая ошибка в рассматриваемом случае не может содержаться в правоустанавливающих документах или в документах об образовании запретной зоны военного объекта. Очевидным при этом является невозможность устранения нарушений, допущенных при образовании запретной зоны военного объекта путем исправления реестровой ошибки, поскольку таковая отсутствует в случае, если в силу каких-либо обстоятельств запретная зона была образована в определенных границах неверно или с нарушениями.

По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 56 ГПК РФ бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки. Исправление реестровой ошибки в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

В целях проверки юридически значимых обстоятельств по настоящему гражданскому делу судом назначалась по делу судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Нордегострой». Согласно экспертному заключению по причине отсутствия документов, согласно которым осуществлялась подготовка карты (план) запретной зоны военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны РФ определение местоположения характерных точек границ на момент образования не представляется возможным. Вместе с тем экспертом установлено, что местоположение границ запретной зоны в районе местоположения земельного участка с кадастровым номером соответствует обозначению лесных земель по материалам лесоустройства. Экспертом определено, что на местности отсутствует четкое обозначение границ запретной зоны, однако по результатам проведенного обследования установлено, что в районе местоположения границ земельного участка с кадастровым номером отсутствуют леса, то есть фактическое местоположение границ запретной зоны не соответствует сведениям о местоположении ее границ, содержащимся в ЕГРН.

Допрошенный в судебном заседании эксперт поддержал выводы, изложенные в экспертном заключении.

Таким образом, в ходе экспертного исследования не преставилось возможным определить соответствия или несоответствия сведений ЕГРН содержанию документов об образовании запретной зоны военного объекта.

Однако под требованием об исправлении реестровой ошибки, истец фактически оспаривает законность включения находящегося в аренде земельного участка в границы запретной зоны военного объекта, отмечая, что земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, в то время как запретная зона военного объекта не может включать в себя указанный земельный участок. Указанное свидетельствует о наличии спора о праве, в связи с чем удовлетворение иска по заявленным истцом требованиям невозможно.

Таким образом, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

            р е ш и л:

исковые требования Терехиной Ирины Валерьевны к Хвойному лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - Филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исправлении реестровой ошибки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Т.В.Баранова

Мотивированное решение суда будет составлено 20.10.2021.

2-332/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Терехина Ирина Валерьевна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Хвойное лесничество Министерства обороны РФ - Филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Другие
Яковлева Ольга Леонидовна
ООО "Оборонкадастр"
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
Администрация Шуйского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района
Министерство имущественных и земельных отношений РК
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Управление Росреестра по РК
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РК"
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
20.09.2021Производство по делу возобновлено
27.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2022Дело оформлено
21.04.2022Дело передано в архив
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее