Судья: Лобанова Ю.В. гр. дело № 33-7795/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 3 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей – Черкуновой Л.В., Сафоновой Л.А.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД РФ и ГУ МВД России по Самарской области – Посашковой Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 9 апреля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Бубновой Т.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Бубновой Т.В. задолженность по заработной плате (денежное содержание) за период с 27.12.2017 г. по 06.02.2018 г. с учетом компенсации за неиспользованный отпуск – 27718.3 руб., денежную компенсацию при увольнении 39727.3 руб., компенсацию за задержку причитающихся выплат при увольнении за период с 07.02.2017 по 07.02.2018 – 15050.21 руб., компенсацию морального вреда – 10000 руб., судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя – 12000 руб., а всего взыскать 104495.81 руб.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., пояснения представителя МВД и ГУ МВД России по Самарской области Юрченко Е.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу Бубновой Т.В. и ее представителя Морозовой И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бубнова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), Главному управлению Министерству внутренних дел России по Самарской области (далее - ГУ МВД России по Самарской области), Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС России) о взыскании заработной платы, компенсаций, мотивируя требования следующим. Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России была упразднена и ее функции и полномочия переданы МВД России, в том числе и по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (п.п.1, 2, 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156). Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. N 156 Правительству РФ было поручено обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, с реализацией данного Указа. Согласно Приказу председателя ликвидационной комиссии ФМС России N 9233 от 01.06.2016 г. принято решение о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области. На момент принятия решения о ликвидации она работала заместителем начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области. Распоряжением ФМС России №НС-1/9-192 от 01.06.2016 г. утверждена ликвидационная комиссия Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области, куда она была включена. В соответствии с Распоряжением ФМС России N НС-1/9-453 от 16.08.2016г. в целях материального стимулирования федеральных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России производилась ежемесячная выплата в размере 40 000 рублей. На основании п. 3 Распоряжения Правительства РФ № 1025-р от 26.05.2016 г. ликвидационные мероприятия следовало завершить 31.12.2016 г.. Приказом УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. она в числе других членов ликвидационной комиссии должна была быть уволена с 31.12.2016 г.. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до 01.07.2018 г.. Согласно п. 2 Распоряжения от 29.12.2016 г. № 2896-р МВД России определен органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России. Пунктом 4 указанного распоряжения от 29.12.2016 г. № 2896-р финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. Приказом УФМС России по Самарской области № 788 л/с от 29.12.2016 г. пункт приказа № 787 л/с от 15.12.2016г. о её увольнении был отменен. Приказом УФМС России по Самарской области № 1 л/с от 31.01.2017 г. она уволена с гражданской службы с 06.02.2017 г. в связи с досрочным окончанием всех ликвидационных мероприятий, однако, ей до настоящего времени не выплачено 43 010,16 руб. и не полностью выплачена компенсация при увольнении в размере месячного денежного содержания за 4 месяца в размере 173 740 руб., как федеральному государственному служащему в соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 652. Поскольку фактическое увольнение состоялось 06.02.2017 г. при расчете компенсации должны быть учтены дополнительные выплаты за период с 01.02.2016г. по 31.01.2017г.. Выплаты за данный период составили 379 101,78 руб.. Компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца должна составить 213 467,30 руб.. Таким образом, дополнительно следует выплатить 39 727,30 руб.. Правительством РФ от 06.04.2017 г. № РД-П4-2010 поручено МВД России обеспечить в срочном порядке необходимые выплаты членам ликвидационных комиссий ФМС России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств, а Минфину России предусмотреть компенсацию затраченных МВД России бюджетных средств на указанные цели при корректировке Федерального бюджета на соответствующий период. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бубнова Т.В. просила суд взыскать с ГУ МВД России по Самарской области, МВД РФ и Ликвидационной комиссии ФМС России в свою пользу заработную плату с учетом компенсации за неиспользованный отпуск в размере 43 010,16 руб., компенсацию в размере 39 727,30 руб., денежную компенсацию за задержку выплаты причитающихся сумм при увольнении в сумме 18 649,03 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб..
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД РФ и ГУ МВД России по Самарской области – Посашкова Н.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований Бубновой Т.В. о взыскании с МВД РФ компенсации за задержку причитающихся выплат при увольнении за период с 07.02.2017 г. по 07.02.2018 г. в размере 15 050,21 руб. и компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель ссылается на то, что МВД РФ не является работодателем по отношению к Бубновой Т.В., в связи с чем к спорным правоотношениям не могут быть применены положения ст. 236 и ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Истица не обращалась к МВД РФ с требованиями о перечислении причитающихся ей выплат. Размер взысканных судом расходов на оплату услуг представителя является чрезмерно завышенным и не соответствует объему работы представителя.
Представитель МВД РФ и ГУ МВД России по Самарской области – Юрченко Е.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Просила решение суда отменить, вынести новое, которым исковые требования Бубновой Т.В. в части компенсации за задержку причитающихся выплат при увольнении, компенсации морального вреда и оплаты услуг представителя оставить без удовлетворения.
Бубнова Т.В. и ее представитель Морозова И.М. на доводы жалобы возражали. Просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Бубнова Т.В. проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации в УФМС России по Самарской области в должности заместителя начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области с 5 июня 2015г. на основании приказа от 03.06.2015 г. № 323 л/с.
Согласно служебному контракту от 05.06.2015 г., заключенному между УФМС по Самарской области и Бубновой Т.В., ей установлено денежное содержание государственного служащего, которое состоит из месячного оклада (должностного оклада) в размере 5 044 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере, установленном законодательством о федеральной государственной гражданской службе РФ, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 % должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением о материальном стимулировании, утвержденном Представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба упразднены.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р, изданного во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий упраздненной ФМС России до 31.12.2016 г..
В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации ликвидационных мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) федеральным государственным служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.
На основании распоряжений ФМС Росси созданы ликвидационные комиссии территориальных органов ФМС России.
Распоряжением ФМС России №НС-1/9-192 от 01.06.2016 г. утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС по Самарской области. Согласно Приложению к указанному Распоряжению в состав ликвидационной комиссии также включена Бубнова Т.В..
Приказом ФМС России № 233 от 01.06.2016 г. ликвидировано УФМС по Самарской области.
Согласно Распоряжению ФМС России № НС-1/0-355 от 08.09.2016 г. в целях материального стимулирования федеральных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, приказано производить ежемесячную выплату в размере до 14 000 руб.. Премирование осуществлять за счет средств экономии в пределах средств, выделяемых территориальному органу ФМС России и пропорционально отработанному времени.
Судом первой инстанции установлено, что приказом УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. Бубнова Т.В. уволена с замещаемой должности с 26.12.2016 г..
На основании Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2018 г..
Согласно выписке из приказа УФМС России по Самарской области № 788 л/с от 29.12.2016 г. пункты приказа УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. в части освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении Бубновой Т.В. отменены.
Материалами дела подтверждается, что приказом УФМС России по Самарской области № 1 л/с от 31.01.2017 г. Бубнова Т.В., заместитель начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области, освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы, с 06.02.2017 г..
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что на момент увольнения Бубновой Т.В. не была выплачена заработная плата за период с 27.12.2016 г. по 06.02.2017 г. с учетом компенсации за неиспользованный отпуск, денежная компенсация в размере месячного содержания за 4 месяца работы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Бубновой Т.В., пришел к выводу о взыскании с МВД РФ в пользу Бубновой Т.В. задолженности по заработной плате (денежное содержание) с учетом компенсации за неиспользованный отпуск в размере 27 718,3 рублей, денежной компенсации при увольнении в размере 39 727,3 рублей. В этой части решение суда сторонами не обжалуется.
Судом первой инстанции удовлетворены исковые требования Бубновой Т.В. в части взыскания с МВД РФ денежной компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 39 727,3 руб. и компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., исходя из положений ст. ст. 236, 237 ТК РФ и тех обстоятельств, что МВД РФ как правопреемник УФМС России по Самарской области несет ответственность по всем обязательствам, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 МВД РФ переданы: а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы; б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; в) штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 установлено, что МВД РФ является: а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Подпунктам «ж» пункта 6 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 на Правительство РФ возложены обязанности обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией Указа.
Согласно пункту 4 Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 2896-р финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Принимая во внимание, что Бубнова Т.В. уволена приказом УФМС России по Самарской области № 1 л/с от 31.01.2017 г., то есть она до увольнения находилась на государственной гражданской службе, и состояла в трудовых отношениях с ФМС России, правопреемником которого после упразднения является МВД РФ, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о применении к спорным правоотношениям норм ТК РФ, и обоснованно взыскал с МВД РФ компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 237 ТК РФ, поскольку ответчиком нарушены трудовые права Бубновой Т.В., а также денежную компенсацию за задержку выплаты причитающихся сумм в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что МВД РФ не является работодателем по отношению к Бубновой Т.В., в связи с чем к спорным правоотношениям не могут быть применены положения ст. 236 и 237 ТК РФ, поскольку Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 2896-р финансирование мероприятий по ликвидации ФМС России возложено на МВД РФ. Именно МВД РФ несет ответственность, в том числе и в виде финансовых санкций, за несвоевременную выплату работнику причитающихся ему денежных средств. Нормами ТК РФ не предусмотрена обязанность работника обращаться в досудебном порядке о выплате ей задолженности.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу Бубновой Т.В. расходы на оплату услуг представителя.
В силу ст. 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя суд присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение, в разумных пределах.
По смыслу данной нормы разумность расходов на оплату услуг представителя определяется судом, исходя из совокупности критериев, к которым относятся характер спора, сложность дела, соразмерность уплаченных истцом за оказанные услуги денежных средств объему выполненной его представителем по делу работы.
В силу абзаца 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно пункту 13 этого же Постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пунктах 11 и 13 Постановления Пленума от 21.01.2016 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Бубнова Т.В. понесла расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб..
Принимая во внимание степень участия представителя в судебных заседаниях (07.02.2018 г., 15.03.2018 г., 09.04.2018 г.), объем и сложность дела, продолжительность рассмотрения дела, исходя из соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, требований разумности и справедливости, суд пришел к правильному выводу о взыскании с МВД РФ в пользу Бубновой Т.В. расходов на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб..
Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что размер взысканных судом расходов на оплату услуг представителя является чрезмерно завышенным и не соответствует объему работы представителя, поскольку определяя размер расходов на оплату услуг представителя, суд, руководствуясь положениями ст. 100 ГПК РФ, учел конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, а также объем работы представителя, и категорию дела. Оснований для уменьшения указанной суммы у судебной коллегии не имеется. Размер расходов на оплату услуг представителя, взысканный судом в пользу истицы, соответствует объему оказанных представителем услуг по подготовке процессуальных документов и участию в рассмотрении дела.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
В мотивировочной и резолютивной частях решения допущена описка в написании периода, за который взыскивается задолженность по заработной плате (денежное содержание), указано «за период с 27.12.2017г. по 06.02.2018 г.», вместо правильного «за период с 27.12.2016 г. по 06.02.2017г.». Описка в решении может быть исправлена судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 200 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 9 апреля 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя МВД РФ и ГУ МВД России по Самарской области – Посашковой Н.В. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи