25RS0030-01-2020-002002-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Новожиловой И.Н., Горпенюк О.В.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хасанского района Приморского края в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности, по апелляционному представлению прокурора Хасанского района Приморского края, на решение Хасанского районного суда Приморского края от 28.05.2021, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения административного истца Шиш ФИО7 судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, в ходе, которой установлено, что в силу положений ч. 24 ст.8 ФЗ № 119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
На территории сельского поселения Приморского края расположен один массив компактно расположенных земельных участков.
Прокуратурой района 10.03.2020 административному ответчику вносилось представление об устранении нарушений закона, в том числе касающееся непринятия администрацией района мер по оказанию гражданам содействия, предусмотренного ч. 24 ст. 8 ФЗ № 119.
Однако фактически мер на исполнение указанных выше требований закона администрацией не принималось.
В результате бездействия администрации Хасанского муниципального района Приморского края нарушены права муниципального образования на пополнение доходной части бюджета, что влечёт неэффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления, при данном бездействии невозможно достичь целей реализации ФЗ № 119, освоение земельных участков без инфраструктуры будет являться затруднительным или невозможным.
Административный истец просил возложить обязанность на администрацию Хасанского муниципального района Приморского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить территорию, в границах которой расположены земельные участки, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах Безверховского сельского поселения, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
В судебном заседании помощник прокурора административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Лепехина ФИО8 в судебном заседании с административным иском не согласилась, представила письменный отзыв.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление о признании незаконным решения органа государственной власти при наличии совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении иска (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Хасанского района Приморского края проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, в результате которой установлено, что на территории Безверховского сельского поселения Приморского края расположен один массив компактно расположенных земельных участков в количестве 104 земельных участков, однако администрацией мер по оказанию гражданам содействия, предусмотренного ч. 24 ст.8 ФЗ № 119, не принято.
Заместителем прокурора Хасанского района Приморского края главе администрации Хасанского муниципального района Приморского края внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
По результатам рассмотрения представления заместителя прокурора Хасанского района Приморского края администрацией Хасанского муниципального района Приморского края сообщено, что действующим федеральным законодательством порядок оказания содействия обустройства территории не определен, в сложившихся условиях в бюджете Хасанского муниципального района Приморского края денежных средств на строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в целях ч.24 ст.8 ФЗ № 119, не предусмотрено, субсидий из федерального и регионального бюджета в бюджет Хасанского муниципального района Приморского края не поступило.
Согласно ответу на обращение администрации Хасанского муниципального района Приморского края Минвостокразвития России от 29.03.2021 при подготовке акта Правительства Российской Федерации «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» национальная программа утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 2464-р. В раздел 2 Национальной программы включен подраздел «Развитие программы «Дальневосточный гектар» в соответствии с которым, в целях дальнейшего развития программы будет реализовано, начиная с 2025 года, строительство 25 объектов транспортно-энергетической инфраструктуры, в том числе 1 объект транспортной инфраструктуры в Хасанском районе (строительство автомобильной дороги IV категории, протяженностью 13 км).
АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» на обращение главы Хасанского района Приморского края сообщила, что подраздел Приморский край раздела III Основные направления социально- экономического развития регионов Дальнего Востока содержит информацию о том, что начиная с 2025 года будет осуществляться строительство объектов инфраструктуры для 4-х новых населенных пунктов на «дальневосточных гектарах». При этом идентификационные признаки указанных населенных пунктов в Нацпрограмме не указаны, Нацпрограмма не содержит перечень участников госпрограммы. Согласно данным, предоставляемым в 2020 году Правительством Приморского края общая потребность в финансировании транспортной обеспеченности земельных участков по программы «Дальневосточный гектар» в агломерации Хасанского района Приморского края составляет 286 млн. руб.
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края в ответ на обращение по вопросу участия и вступления в Национальную программу, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 №2464-р главе Хасанского муниципального района Приморского края сообщило, что национальной программой установлены социальные показатели и мероприятия (раздел V), в достижении которых задействованы и органы местного самоуправления Приморского края. В рамках подготовки предложений в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 и на перспективу до 2035 года по направлению «Дальневосточный гектар», в том числе в части финансирования размещения объектов инфраструктуры, министерством проведен анализ территорий Приморского края, на которых компактно расположены земельные участки и проведена работа с муниципальными образованиями Приморского края по данному направлению.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Хасанского района Приморского края.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно ч. 24 ст.8 ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в настоящее время ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Исходя из вышеназванной норма права, обеспечение инфраструктурой компактно расположенных земельных участков относится к предмету совместного ведения, осуществляемого субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом оказание содействия обустройству такой территории не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления.
Оказание содействия обустройству территории представляет собой поддержку гражданам, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками по обеспечению их инфраструктурой, однако административным истцом в обоснование своих доводов не представлено доказательств того, что лица из числа заключивших договоры аренды спорных земельных участков обращались в администрацию Хасанского муниципального района Приморского края, либо в прокуратуру Хасанского района Приморского края по вопросу оказания содействия в строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Кроме того суд верно указал, что планирование развития Дальневосточной территории также охватывается Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р, в связи с чем суд сделал правомерный вывод об отсутствии незаконного бездействия ответчика, связанного с неисполнением полномочий органа местного самоуправления, установленных Федеральным законом № 119-ФЗ.
Довод апелляционного представления о том, что прокурор обоснованно обратился в суд с защитой неопределенного круга лиц, нельзя признать обоснованным, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, круг лиц, права которых могли бы нарушатся указанным прокурором бездействием административного ответчика в данном случае определен, указанными лицами являются граждане, заключившие договоры безвозмездного пользования земельными участками.
Приведенные в представлении прокурора доводы о наличии оснований для возложения на администрацию Хасанского муниципального района Приморского края обязанности построить объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур для обеспечения указанных в административном иске земельных участков, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.
По существу доводы апелляционного представления сводятся к несогласию административного истца с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, и не содержат оснований к отмене решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 28.05.2021 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хасанского района Приморского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи