Дело № 33-801/2024 Докладчик: Клокова Н.В.
(суд 1 инст. №2-2355/2023) Судья: Ивлиевой О.С.
УИД: 33RS0011-01-2023-002988-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.,
судей Клоковой Н.В., Сергеевой И.В.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 февраля 2024 г. в городе Владимире дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 29 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Клоковой Н.В., выслушав представителя истца прокурора Ефимову Т.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ковровский городской прокурор, действуя в интересах Ерохиной Т.В., обратился в суд с иском о возложении обязанности
- на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости по обеспечению Ерохиной Т.В., **** года рождения, бесплатным лекарственным препаратом эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль, на весь период нуждаемости до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- на Министерство здравоохранения Владимирской области по выделению финансирования в целях бесплатного обеспечения Ерохиной Т.В., **** года рождения, бесплатным лекарственным препаратом эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль, до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области по осуществлению закупки и обеспечения Ерохиной Т.В., **** года рождения, бесплатным лекарственным препаратом эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль, до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Также просил взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Ерохиной Т.В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Решение суда просил обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указано, что Ерохина Т.В. наблюдается в ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» с основным диагнозом – **** является инвалидом **** группы. Также Ерохина Т.В. наблюдается у нефролога ООО «Диализ Ковров». Согласно рекомендации по лечению пациента, находящегося на лечении программным гемодиализом на 2023 год, ей необходимо применять лекарственный препарат - эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль 100 мкг 2 раза в месяц. Протоколом врачебной комиссии **** от **** ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» установлена необходимость обеспечения Ерохиной Т.В. лекарственным препаратом эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль. Однако рецепты на указанный препарат ей не выписывались и на отсроченном обслуживании не находились.
За истекший период 2023 года в соответствии с реестром отпущенных лекарственных препаратов Ерохина Т.В. не обеспечена данным лекарственным препаратом. По информации ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» от **** заявка на обеспечение Ерохиной Т.В. лекарственным препаратом эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль направлялась **** в Министерство здравоохранения Владимирской области для закупки за счет средств областного бюджета. До настоящего времени закупка препарата не осуществлена, вопрос об обеспечении в полном объеме не решен. Заболевание Ерохиной Т.В. требует постоянной терапии. Необеспечение ее данным лекарственным препаратом, который назначен ей по жизненным показаниям, является необоснованным. Несвоевременное и нерегулярное обеспечение препаратом приводит к тяжким и необратимым процессам. В результате необеспечения Ерохиной Т.В. лекарственным препаратом нарушаются ее права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации.
В качестве правового обоснования заявленных требований прокурор сослался на нормы Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Определением Ковровского городского суда Владимирской области от **** производство по делу прекращено в части требований Ерохиной Т.В. к Министерству здравоохранения Владимирской области о возмещении морального вреда в связи с отказом истца от иска в данной части (л.д.****
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова А.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец Ерохина Т.В., извещенная надлежащим образом под расписку (л.д.****), в судебное заседание не явилась. В ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что является инвалидом **** группы, с декабря 2022 года не получает лекарственный препарат эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль. При обращении к врачу в январе - феврале 2023 года рецепты на лекарство не выписывались ввиду его отсутствия в аптечных сетях. Рецепт оформлен в марте 2023 года, лекарственный препарат был выдан только в августе и сентябре 2023 года после обращения в прокуратуру.
Представители ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» Богова О.В. и Носова А.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Ковровского городского прокурора не согласились. В обоснование возражений пояснили указали, что потребность Ерохиной Т.В. в лекарственном препарате эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль учтена в централизованной заявке на 2023 год и направлена в Министерство здравоохранения Владимирской области ****, **** поступили сведения об отпуске лекарственного препарата в аптечную сеть. Рецепты медицинским учреждением не выписывались с марта по июнь, в связи с устным распоряжением Министерства здравоохранения о запрете на их выписку, в случае отсутствия данного препарата в аптеке.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, извещенный надлежащим образом под расписку (л.д.**** в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска.
В обоснование возражений указал, что по данным федерального регистра льготных категорий граждан Ерохина Т.В. является региональным льготником как гражданин, страдающий диабетом, с **** как гражданин, страдающий хроническими урологическими заболеваниями. По данным сервиса «Медиалон» Ерохина Т.В. получала льготные лекарственные препараты по мере обращения в медицинское учреждение и получения рецепта на лекарственные препараты, обеспечена ими в необходимом объеме.
Ерохина Т.В. имеет право на оказание мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, выбрала обеспечение ее лекарственными препаратами в соответствии с заболеванием сахарный диабет, что исключает право на получение льготных лекарственных препаратов по другому заболеванию за счет средств регионального бюджета.
В соответствии с предоставленными сведениями ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» потребность Ерохиной Т.В. в лекарственном препарате была учтена, лекарственный препарат получен ею ****, ****, **** В соответствии с информацией сайта «ФармЦентр» на территории Ковровского района в наличии имеется 12 упаковок лекарственного препарата эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль для нужд пациентов, в связи с чем причин для не обеспечения Ерохиной Т.В. не имеется (л.д.****
Представитель третьего лица «ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в судебное заседание не явился.
Представил в адрес суда письменный отзыв на иск, в котором указал, что с **** учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области. Информации о персональной потребности Ерохиной Т.В. в лекарственных препаратах из Министерства здравоохранения Владимирской области в адрес учреждения с протоколом врачебной комиссии лечебного учреждения не поступала, в связи с чем полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.****
Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.****
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 29 сентября 2023 г., исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворены частично.
На ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» возложена обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Ерохиной Т. В. в бесплатном лекарственном препарате «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» на весь период нуждаемости до момента отмены его применения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На Министерство здравоохранения Владимирской области возложена обязанность по выделению финансирования в целях бесплатного обеспечения Ерохиной Т. В. лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» на весь период нуждаемости до момента отмены его применения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» возложена обязанность по осуществлению после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области закупки и обеспечения Ерохиной Т. В. бесплатным лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» до момента отмены его применения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование жалобы указывает на то, что выделение финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не входит в полномочия Министерства здравоохранения Владимирской области.
Определением Ковровского городского суда Владимирской области от
21 декабря 2023 г. Министерству здравоохранения Владимирской области восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 29 сентября 2023 г. (л.д.****
В заседание суда апелляционной инстанции материальный истец Ерохина Т.В., представители ответчиков Министерства здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО Ковровская городская больница ****, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенные о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не известили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным, на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Ерохина Т. В., **** рождения, является инвалидом **** группы, находится на диспансерном учете ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» с основным диагнозом ****
Врачом нефрологом ООО «Диализ Ковров» Старостиной Е.А. Ерохиной Т.В. рекомендовано лечение: программный гемодиализ 3 раза в неделю по 4 часа (12ч/нед), с целью коррекции анемии: эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль (Мирцера) 100 мкг 2 раза в месяц (с коррекцией дозы по результатам анализов 2 уп./мес. (№1)), железо гидроксид сахарозный комплекс (венофер, ликферр, велферрум) 100 мг 2 раза в месс. (1 уп/2 мес №5), с целью коррекции минеральных нарушений: карбонат кальция 3г/сут, дробно с приемом пищи, севеламер (ренагель, селамерекс) 800 мг по 1 таб. 3 раза в день во время еды (1 уп/2мес) (№180) или комплекс железа оксигидроксида сахарозы и крахмала (вельфро 500) по 1 та. 3 раза в день во рвемя еды (1 уп/месс (№90)), с целью коррекции ВГПТ: альфакальцидол 0,25 мкг по 2 таб. 1 раз в день (2уп/месс (№30)), с целью антикоагулиции: эноксарин натрин (эниксум, амфибра) 6000 анти Ха МЕ/0,6 мл или надропарин кальция (фраксипарин) 5700 МЕ анти –Ха/0,6 мл (2 уп/месс(№10)) (л.д.****
В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» **** от **** Ерохиной Т.В. рекомендован прием лекарственного препарата эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль (Мирцера) 100 мкг 2 раза в месяц (с коррекцией дозы по результатам анализов), потребность на месяц бета-метоксиполиэтиленгликоль, 100 мкг/0,3 мл, №1-200 мкг, потребность на 2023 год -100 мкг/0.3 мл, №1-2000 мкг. (л.д. ****
Протокол врачебной комиссии **** от **** был направлен лечебным учреждением в Министерство здравоохранения Владимирской области, по сообщению последнего **** лекарственный препарат отпущен в аптечную сеть (л.д.****
По информации ООО «Медилон-Фармимэкс» в 2023 году Ерохиной Т.В. были выписаны следующие рецепты на лекарственный препарат с торговым наименованием Мирцера (эпоэтин бэта): **** **** - отпущен **** 2 уп., **** **** – отпущен ****г. 2 уп. На отсроченном обслуживании рецептов в 2023 году по состоянию на **** не находилось (л.д.****).
По сведениям ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» на лекарственный препарат эпоэтин бэта Ерохиной Т.В. были выписаны рецепты: **** ****, **** ****, **** ****, **** **** (л.д.****
По сведениям ООО «Медилон-Фармимэкс» в 2023 году для Ерохиной Т.В. подфамильно поступил на склад лекарственный препарат эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль (12 упаковок) только ****, который **** перемещен в аптечный пункт **** **** для выдачи пациенту (л.д.****
В соответствии с информацией сайта «ФармЦентр» на территории **** в наличии имеется 12 упаковок лекарственного препарата эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль для нужд пациентов (л.****
По информации ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» информация о персональной потребности Ерохиной Т.В. в лекарственных препаратах на 2023 год из каких-либо медицинских учреждений Владимирской области и из Министерства здравоохранения Владимирской области в адрес учреждения не поступала (л.д.****
Поскольку Министерство здравоохранения Владимирской области не обеспечило Ерохину Т.В. лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» в полном объеме в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Владимирской области, Ковровский городской прокурор, действуя в интересах Ерохиной Т.В., обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные медицинские заключения, в соответствии с которыми Ерохина Т.В. нуждается в применении лекарственного препарата «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» по жизненным показаниям, пришел к выводу о том, что Министерством здравоохранения Владимирской области допущено нарушение прав истца на получение данного лекарственного препарата бесплатно, и удовлетворил исковые требования Ковровского городского прокурора, возложив на ответчика Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность обеспечить Ерохину Т.В. лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
На ответчика ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» судом возложена обязанность по осуществлению после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области закупки и обеспечения Ерохиной Т. В. бесплатно данным лекарственным препаратом до момента отмены его применения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со ст.8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьей 6.1 которого определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Аналогичные нормы содержит Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2021 № 894.
В силу ч. 2, п. 1 ч. 3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).
Согласно статье 4 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу статей 10 и 19 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 часть 1).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области настоящим постановлением поручена департаменту здравоохранения Владимирской области, что соотносится с Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 г. № 147.
Согласно пункту 1.4 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 г. № 147, департамент здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В силу пункта 3.6 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.
При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (пункт 3.7).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 17 октября 2022 г. № 165 «Об органах исполнительной власти Владимирской области» с 1 января 2023 г. департамент здравоохранения Владимирской области переименован в Министерство здравоохранения Владимирской области.
Указом Губернатора Владимирской области от 5 декабря 2022 г. № 242 (ред. от 21.12.2022) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиям Министерства относится, в том числе организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, Ерохина Т.В., с учетом наличия у нее инвалидности 1 группы имеет право на льготное лекарственное обеспечение, что не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации обеспечения Ерохиной Т.В. лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» в полном объеме не представлено.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, возложив обязанность по обеспечению лекарственными средствами на ответчика Министерство здравоохранения Владимирской области.
Нуждаемость Ерохиной Т.В. в обеспечении лекарственным препаратом «эпоэтин бета-метоксиполиэтиленгликоль» подтверждена заключением врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница ****» и сомнения не вызывает. Доказательств тому, что у ответчика отсутствует обязательство по обеспечению материального истца лекарственными препаратами, стороной ответчика не представлено, а в силу принятых на себя государством обязательств такие препараты должны предоставляться Ерохиной Т.В. бесплатно и в необходимом количестве.
Таким образом возложение обязанности на Министерство здравоохранения Владимирской области по принятию мер в пределах своей компетенции к бесплатному обеспечению Ерохиной Т.В. необходимыми лекарственными средствами по жизненным показаниям является обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что выделение финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не входит в полномочия Министерства здравоохранения Владимирской области, несостоятельна.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27 января 2021 г. №52 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» с 1 января 2021 г. ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории Владимирской области граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета.
На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.
Согласно Уставу ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» учредителем и собственником имущества учреждения является Владимирская область (пункт 1.2); функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Владимирской области; основными целями деятельности учреждения являются, в том числе закупка, прием и хранение лекарственных препаратов, в том числе для льготной категории граждан и отпуск уполномоченной фармацевтической организации (пункт 2.2); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.18).
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка изложены в обжалуемом решении суда и являются правильными.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 29 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Яковлева
Судьи И.В. Сергеева
Н.В. Клокова
Справка: апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2024 г.