Гражданское дело №2-37/2022
24RS0001-01-2021-001312-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Абан 22 февраля 2022 года
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Кизиловой Н.В.,
при секретаре Ящук Ю.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Белоусова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Федореева Николая Георгиевича к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района обратился в суд в интересах Федореева Н.Г. с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Абанского района проведена проверка администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края по обращению Федореева Н.Г. о нарушении трудового законодательства, по результатам которой выявлено нарушение прав последнего в части оплаты труда в размере, гарантированном законодательством. С учетом указанного, просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с ноября 2020 года по март 2021 года в размере 138 086,81 рубль.
18.01.2022 определением Абанского районного суда Красноярского края привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МКУ «Учет».
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Белоусов А.М. поддержал исковые требования в полном объеме.
Федореев Н.Г., в чьих интересах заявлен иск, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен 18.01.2022, просил рассмотреть дело в его отсутствие, увеличил исковые требования, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000,00 рублей.
Представитель ответчика администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края – и.о. главы сельсовета Коныгина Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена 20.01.2022, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала частично, представив свой расчет, не отрицала, что зарплата была не доплаченной за переработку, однако полагает, что расчет надо производить, исходя из оклада.
Представитель третьего лица МКУ «Учет» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен 20.01.2022, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав помощника прокурора Абанского района Белоусова А.М., исследовав письменные материалы дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. №3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 №311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Абанский район). В соответствии с п. 1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С 1 января 2020 года МРОТ составляет 12130 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О минимальном размере оплаты труда").
С 1 января 2020 года МРОТ на территории Красноярского края составляет 19408 рублей.
С 1 января 2021 года МРОТ составляет 12792 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда").
С 1 января 2021 года МРОТ на территории Красноярского края составляет 20468 рублей.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее 12130,00 рублей с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, то есть не менее 19408,00 рублей в 2020 году, и соответственно, не менее 20468,00 рублей – в 2021 году.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-п.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ №38-п от 07.12.2017 признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл выше обозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В частности, согласно п.4.2 указанного выше постановления минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.09.2020 между администрацией Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края в лице главы сельсовета Пышкина В.И. и Федореевым Н.Г. заключен трудовой договор, по условиям которого, истец с 16.09.2020 принят на работу в качестве машиниста (кочегара) котельной по адресу: д. Денисовка, ул. Школьная, 1, что подтверждается соответствующим приказом.
Изучив имеющиеся в материалах дела табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, расчетные листки за ноябрь, декабрь 2020 года, январь – март 2021 года, суд, находит установленным факт нарушения указанных выше норм права в части оплаты труда Федореева Н.Г.
Разрешая исковые требования, суд, учитывая, что заработная плата истцу выплачивалась в размере, не соответствующем требованиям о минимальном размере оплаты труда, приходит к обоснованному выводу о том, что работодатель имеет задолженность перед истцом по начислению и выплате заработной платы за спорные периоды.
При этом суд исходит из обязанности работодателя оплачивать труд работника в пределах нормальной продолжительности времени в ноябре, декабре 2020 года в размере не менее МРОТ – 12130 рублей с начислением на данную сумму районного коэффициента и северной надбавки, в период январь – март 2021 года - в размере не менее МРОТ – 12792 рублей с начислением на данную сумму районного коэффициента и северной надбавки, а также дополнительной оплате за сверхурочную работу и работу в ночное время.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, а именно оплата труда работника за работу в ночное время, сверхурочные работы была включена в состав заработной платы, не превышающей установленного на территории Красноярского края МРОТ, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, с учетом фактически отработанного работником времени причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию исходя из следующего расчета.
Норма часов в ноябре 2020 года – 159 час. Отработано работником 240 час., из них 80 час. – работа в ночное время, 81 час. - сверхурочные.
12130 рублей (МРОТ федеральный) / 159 час. (норма времени в ноябре 2020г.) = 76,29 рублей (стоимость одного часа работы в ноябре 2020г.).
76,29 рублей ? 159 час. (отработано работником по норме) = 12 130 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных).
76,29 рублей ? 2 час. ? 79 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 12 053,82 рубля (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
76,29 рублей ? 1,5 час. ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 228,87 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282 рубля (должностной оклад) /159 час. = 26,93 рублей (тарифная ставка за час работы).
26,93 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 80 час. (ночные час) = 754,40 рубля (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12 130 рублей + 12 053,82 рубля + 228,87 рублей + 754,40 рубля = 25 167,09 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 40 267,34 рублей (должно быть начислено всего) – 19 408,00 рублей (фактически начислено) = 20 859,34 рубля (недоначислено в ноябре 2020 года).
Норма часов в декабре 2020 года – 183 час. Отработано работником 252 час., из них 80 час. – работа в ночное время, 69 час. - сверхурочные.
12130 рублей (МРОТ федеральный) / 183 час. (норма времени в декабре 2020г.) = 66,28 рублей (стоимость одного часа работы в декабре 2020г.).
66,28 рубля ? 183 час. (отработано работником по норме) = 12 130,00 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных).
66,28 рублей ? 2 час. ? 67 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 8881,52 рубля (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
66,28 рублей ? 1,5 час. ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 198,84 рубля (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282 рубля (должностной оклад) /183 час. = 23,40 рублей (тарифная ставка за час работы).
23,40 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 80 час. (ночные час) = 655,20 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12 130 рублей + 8881,52 рубля + 198,84 рубля + 655,20 рублей = 21865,56 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 34 984,90 рублей (должно быть начислено всего) – 19 408,00 рублей (фактически начислено) = 15 576,90 рублей (недоначислено в декабре 2020 года).
Норма часов в январе 2021 года – 120 час. Отработано работником 252 час., из них 88 час. – работа в ночное время, 132 час. - сверхурочные, 60 час. – праздничные.
12792 рублей (МРОТ федеральный) / 120 час. (норма времени в январе 2021г.) = 106,6 рублей (стоимость одного часа работы в январе 2021г.).
106,6 рублей ? 120 час. (отработано работником по норме) = 12 792 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных).
106,6 рублей ? 2 час. ? 190 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 40508,00 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы и праздничные дни).
106,6 рублей ? 1,5 час. ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 319,80 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282 рубля (должностной оклад) /120 час. = 35,68 рублей (тарифная ставка за час работы).
35,68 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 88 час. (ночные час) = 1099,12 рубля (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12 792 рубля + 40508,00 рублей + 319,80 рублей + 1099,12 рубля = 54718,92 рубля ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 87550,27 рублей (должно быть начислено всего) – 27872,97 рублей (фактически начислено) = 59 677,30 рублей (недоначислено в январе 2021 года).
Норма часов в феврале 2021 года – 151 час. Отработано работником 228 час., из них 80 час. – работа в ночное время, 77 час. - сверхурочные.
12792 рублей (МРОТ федеральный) / 151 час. (норма времени в феврале 2021г.) = 84,72 рублей (стоимость одного часа работы в феврале 2021г.).
84,72 рублей ? 151 час. (отработано работником по норме) = 12 792 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных).
84,72 рубля ? 2 час. ? 75 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 12708,00 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
84,72 рубля ? 1,5 час. ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 254,16 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282 рубля (должностной оклад) /151 час. = 28,36 рублей (тарифная ставка за час работы).
28,36 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 80 час. (ночные час) = 794,40 рубля (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12792 рубля + 12708,00 рублей + 254,16 рублей + 794,40 рублей = 26548,56 рубля ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 42477,70 рублей (должно быть начислено всего) – 20468,00 рублей (фактически начислено) = 22 009,708 рублей (недоначислено в феврале 2021 года).
Норма часов в марте 2021 года – 176 час. Отработано работником 240 час., из них 80 час. – работа в ночное время, 64 час. – сверхурочные, 12 час. – праздничные.
12792 рублей (МРОТ федеральный) / 176 час. (норма времени в марте 2021г.) = 72,68 рублей (стоимость одного часа работы в марте 2021г.).
72,68 рублей ? 176 час. (отработано работником по норме) = 12 792 рубля (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных).
72,68 рублей ? 2 час. ? 74 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 10756,64 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы и праздничные дни).
72,68 рублей ? 1,5 час. ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 218,04 рубля (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282 рубля (должностной оклад) /176 час. = 24,33 рубля (тарифная ставка за час работы).
24,33 рубля ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 80 час. (ночные час) = 681,60 рубля (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12 792 рубля + 10756,64 рублей + 218,04 рубля + 681,60 рубля = 24448,28 рубля ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 39117,25 рублей (должно быть начислено всего) – 33161,42 рубля (фактически начислено) = 5 955,83 рублей (недоначислено в марте 2021 года).
Итого: 20 859,34 рубля + 15 576,90 рублей + 59 677,30 рублей + 22 009,70 рублей + 5 955,83 рублей = 124 079,07 рублей.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора Абанского района Красноярского края, действующего в интересах Федореева Н.Г., к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат частичному удовлетворению, и с работодателя в пользу Федореева Н.Г. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 124 079,07 рублей.
Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как указано в разъяснениях, данных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 часть 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В связи с изложенным, суд, установив нарушение ответчиком прав истца как работника, исходя из фактических обстоятельства дела и с учетом требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу Федореева Н.Г. компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Довод представителя ответчика о том, что сумма недоначисленной заработной платы Федорееву Н.Г. составляет 34 010,49 рублей, суд находит необоснованным, а представленный расчет неверным, как основанные на неправильном толковании норм трудового законодательства РФ и Постановления Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Абанского района в интересах Федореева Николая Георгиевича к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края пользу Федореева Николая Георгиевича недоначисленную заработную плату в размере 124 079,07 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 года
Судья