Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
гор. Сызрань 27 марта 2018 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.
при секретаре Морозовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-561/2018 по иску Толкачевой А.А., Алексеевой Н.А. к ООО «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», МУП «Городская управляющая компания» о защите прав потребителей, взыскании переплаты за ГВС,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстцы Толкачева Рђ.Рђ., Алексеева Рќ.Рђ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчикам РћРћРћ «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», РњРЈРџ «Городская управляющая компания» Рѕ защите прав потребителей, взыскании переплаты Р·Р° ГВС, ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅРё являются долевыми собственниками квартиры РїРѕ адресу: Самарская область, <адрес>. Р’ июле 2013 РіРѕРґР° ответчиком РћРћРћ «УК «Центр», который РЅР° указанный период являлся РёС… управляющей компанией, был установлен общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета горячего водоснабжения. Согласие собственников жилья РЅР° установку данного РїСЂРёР±РѕСЂР° получено РЅРµ было. РЎ момента установки общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета горячего водоснабжения для пользователей резко возросла стоимость кубического метра горячей РІРѕРґС‹. Так стоимость была увеличена СЃ 92 рублей Р·Р° Рј.РєСѓР±. РґРѕ 250 рублей Р·Р° РѕРґРёРЅ кубометр. РЎ <дата> управление РёС… многоквартирным РґРѕРјРѕРј перешло Рє МБУ «Благоустройство», которое продолжало расчет стоимости горячего водоснабжения РїРѕ цене 250 рублей Р·Р° кубометр. РЎ <дата> РёС… управляющей компанией стала РњРЈРџ Рі.Рѕ.Сызрань «Городская управляющая компания», которое тоже завышало норматив расхода тепловой энергии, РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЏ это тем, что РІ РґРѕРјРµ стоит общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета. РќРµ согласившись СЃ указанными тарифами РЅР° потребление горячей РІРѕРґС‹, РѕРЅРё обратились РЅР° РёРјСЏ губернатора Самарской области, Р° также РЅР° РёРјСЏ Президента Р Р¤. Р’ ответ РЅР° РёС… обращение, поступило РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ Министерства энергетики Рё Р–РљРҐ Самарской области, РІ котором сообщалось, что РІ настоящее время РЅРµ разработаны нормативы расхода тепловой энергии, Р° также сообщалось, что РґРѕ момента утверждения норматива предполагается применение норматива тепловой энергии РЅР° подогрев холодной РІРѕРґС‹, действующего РїРѕ состоянию РЅР° <дата>, Р° это значит 0,0483Гкал 1Рј.РєСѓР±. Р’ соответствии СЃ Рї.42 правил в„– *** РІ случае установления двухкомпонентных тарифов РЅР° горячую РІРѕРґСѓ, размер платы Р·Р° горячее водоснабжение определяется РїРѕ показаниям РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета горячей РІРѕРґС‹ Рё утвержденного норматива тепловой энергии. Таким образом, независимо РѕС‚ наличия ОДПУ тепловой энергии, расчет Р·Р° горячую РІРѕРґСѓ должен производиться РїРѕ формуле в„– *** согласно РџРџР Р¤ РѕС‚ <дата> Данная позиция подтверждена Министерством строительства Рё Р–РљРҐ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р—Р° период СЃ 2015 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время переплата Р·Р° пользование горячим водоснабжением составила 9873,49 СЂСѓР±.
Рстцы РїСЂРѕСЃСЏС‚ обязать ответчика РњРЈРџ Рі.Рѕ. Сызрань «Городская управляющая компания» применять Рє расчету Р·Р° горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующий РїРѕ состоянию РЅР° <дата>, взыскать СЃ ответчиков РІ РёС… пользу денежные средства (переплату Р·Р° горячее водоснабжение) РІ размере 9873,49 рублей, РёР· РЅРёС… взыскать - 3501,44 рубля СЃ РћРћРћ «УК «Центр»; 2521,19 рублей СЃ МБУ «Благоустройство»; 3850,86 рублей СЃ РњРЈРџ «Городская управляющая компания».
В судебном заседании истец Толкачева А.А. уточнила исковые требования, отказалась от требования в части возложения обязанности на МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии действующей по состоянию на <дата>, в остальной части исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.
В судебном заседании истец Алексеева Н.А. уточненные исковые требования поддержала, полностью поддержала доводы истца Толкачевой А.А.
Третье лицо Толкачев А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика РћРћРћ «Управляющая компания «Центр» РїРѕ доверенности Тибаева Р.Рњ. РІ судебном заседании возражала против исковых требований, сослалась РЅР° РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ возражениях РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, что РІ соответствии СЃ нормами действующего жилищного законодательства, Постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 6 мая 2011Рі. в„– 354 «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ предоставления коммунальных услуг» является основным нормативным правовым актом, определяющим РїРѕСЂСЏРґРѕРє начислений платы жителям Р·Р° коммунальные ресурсы. Согласно положениям указанного постановления размер платы Р·Р° коммунальную услугу определяется РїРѕ тарифам, утвержденным уполномоченным органом. Р’ соответствии СЃ абз. 6 Рї. 38 Правил РІ случае установления двухкомпонентных тарифов РЅР° горячую РІРѕРґСѓ размер платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ горячему водоснабжению рассчитывается РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· СЃСѓРјРјС‹ стоимости компонента РЅР° холодную РІРѕРґСѓ, предназначенную для подогрева РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению, Рё стоимости компонента РЅР° тепловую энергию, используемую РЅР° подогрев холодной РІРѕРґС‹ РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению. До 2013 Рі. тариф РЅР° горячую РІРѕРґСѓ (далее - ГВС) РІ Самарской области был рассчитан Р·Р° 1 РєСѓР±.Рј. Рё включал РІ себя стоимость 1 РєСѓР±.Рј. холодной РІРѕРґС‹ Рё расчетное количество тепловой энергии РЅР° ее подогрев. РЎ 2013 Рі. РїРѕСЂСЏРґРѕРє определения размера платы Р·Р° ГВС был изменен. Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 08.11.2012 Рі. в„– 1149 внесены изменения РІ РћСЃРЅРѕРІС‹ ценообразования РІ сфере деятельности организаций коммунального комплекса (РџРџ Р Р¤ РѕС‚ 14.07.2008 Рі. в„– 520). Согласно изменениям органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф РЅР° ГВС. Двухкомпонентный тариф РЅР° ГВС состоит отдельно РёР· компонента РЅР° холодную РІРѕРґСѓ Рё компонента РЅР° тепловую энергию. РЎ 2013 Рі. тариф РЅР° ГВС меняется СЃ однокомпонентного (СЂСѓР±. Р·Р° РєСѓР±.Рј. ГВС) РЅР° двухкомпонентный (СЂСѓР±. Р·Р° РєСѓР±.Рј, холодной РІРѕРґС‹ + СЂСѓР±. Р·Р° Гкал тепловой энергии). Р’ результате чего РІ платежные документы граждан были внесены изменения: если раньше услуга «горячее водоснабжение» была представлена Рє оплате РѕРґРЅРѕР№ строкой, то после введения изменений услуга разделена РЅР° РґРІРµ строки - холодная РІРѕРґР° Рё тепловая энергия РЅР° ее подогрев. Р’ соответствии СЃ Рї. 48 Постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 14.07.2008 Рі. в„– 520 компонент РЅР° холодную РІРѕРґСѓ принимается равным тарифу РЅР° холодную РІРѕРґСѓ. Компонент РЅР° тепловую энергию может быть определен РґРІСѓРјСЏ способами: РїРѕ утвержденному нормативу потребления ГВС, либо РїРѕ показаниям общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета. Формула расчета установлена Правилами предоставления коммунальных услуг (РџРџ Р Р¤ РѕС‚ 06.05.2011 в„– 354) - в„– 23. Рстец некорректно трактует предоставленное РІ качестве доказательства РџРёСЃСЊРјРѕ Минстроя энергетики Рё Р–РљРҐ Самарской области. Содержание указанного РїРёСЃСЊРјР° наоборот подтверждает необходимость Рё рекомендации уполномоченных органов исполнителям коммунальных услуг производить начисления платы Р·Р° услугу «горячее водоснабжение» РїСЂРё наличии РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РїРѕ РёС… показаниям.
Представитель ответчика РњРЈРџ «Благоустройство» РїРѕ доверенности Юлина Рў.Р. РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признала, сослалась РЅР° РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменном отзыве, что РІ управлении МБУ «Благоустройство» СЃ 1 января 2016Рі. РїРѕ 31 августа 2016Рі. согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј в„– *** РѕС‚ 01.01.2016Рі. находился жилой РґРѕРј РїРѕ адресу Рі. Сызрань <адрес>. Основным нормативно-правовым актом определяющим РїРѕСЂСЏРґРѕРє начисления платы Р·Р° коммунальные услуги является Постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 06.05.2011Рі. в„–354 «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІВ», согласно положениям указанного постановления размер платы Р·Р° коммунальную услугу определяется РїРѕ тарифам, утвержденным уполномоченным органом. Согласно абз.6 Рї.38 Правил, РІ случае установления двухкомпонентных тарифов РЅР° горячую РІРѕРґСѓ, размер платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ горячему водоснабжению рассчитывается РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· СЃСѓРјРјС‹ стоимости компонента РЅР° холодную РІРѕРґСѓ, предназначенную для подогрева РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению, Рё стоимости компонента РЅР° тепловую энергию, используемую РЅР° подогрев холодной РІРѕРґС‹ РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению (абзац введен постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 14.02.2015Рі. в„– 129). Согласно Постановлению Правительства Р Р¤ РѕС‚ 08.11.2012 Рі. в„– 1149 внесены изменения РІ РѕСЃРЅРѕРІС‹ ценообразования РІ сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Согласно изменениям устанавливается двухкомпонентный тариф РЅР° ГВС, который состоит отдельно РёР· компонента РЅР° холодную РІРѕРґСѓ Рё компонента РЅР° тепловую энергию. Таким образом, СЃ 2013 Рі. тариф РЅР° ГВС меняется СЃ однокомпонентного (СЂСѓР±. Р·Р° РєСѓР±.Рј. ГВС) РЅР° двухкомпонентный (СЂСѓР±. Р·Р° РєСѓР±.Рј, холодной РІРѕРґС‹ + СЂСѓР±.Р·Р° Гкал тепловой энергии). Р’ итоге РІ платежные документы граждан были внесены изменения введением изменения услуги разделением РЅР° РґРІРµ строки - холодная РІРѕРґР° Рё тепловая энергия РЅР° ее подогрев. Постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 14.07.2008Рі. в„– 520 компонент РЅР° холодную РІРѕРґСѓ принимается равным тарифу РЅР° холодную РІРѕРґСѓ. Компонент РЅР° тепловую энергию может быть определен РґРІСѓРјСЏ способами: РїРѕ утвержденному нормативу потребления ГВС, либо РїРѕ показаниям общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета. РџРѕСЂСЏРґРѕРє расчета платы Р·Р° услугу «горячее водоснабжения» для граждан, проживающих РІ многоквартирных домах, оборудованных ОДПУ ГВС, РЅР° территории Самарской области определен Министерством энергетики Рё Р–РљРҐ. Данный РїРѕСЂСЏРґРѕРє расчета применяется Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… субъектах Р Р¤. Размер платы Р·Р° ГВС рассчитывается РїРѕ формуле : Ктэ * V потр.тэ +РљРІ * V потр.РІРѕРґС‹, РіРґРµ: Ктэ- компонент РЅР° тепловую энергию (тариф); V потр.тэ -объем потребленной тепловой энергии (определенный РїРѕ показаниям общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета); РљРІ - компонент РЅР° холодную РІРѕРґСѓ (тариф); V потр. РІРѕРґС‹ - объем потребленной тепловой энергии (РІРѕРґР° для подогрева); V потр.тэ определяется РїРѕ показаниям общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета Рё рассчитывается как соотношение общего объема потребляемой тепловой энергии Рє объему РІРѕРґС‹. Объем потребления тепловой энергии ежемесячно может изменяться, стоимость горячей РІРѕРґС‹ РІ многоквартирных домах, РіРґРµ установлены общедомовые РїСЂРёР±РѕСЂС‹ учета горячего водоснабжения, также Р±СѓРґСѓС‚ ежемесячно изменяться РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· количества тепловой энергии, израсходованной РЅР° подогрев РІРѕРґС‹. Компонент РЅР° тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным СЃСѓРјРјРµ следующих составляющих: тариф РЅР° тепловую энергию (мощность), установленный Рё применяемый РІ соответствии СЃ законодательством Р Р¤ РІ сфере теплоснабжения; финансовые потери организации коммунального комплекса РЅР° содержание центральных систем горячего водоснабжения РЅР° участке РѕС‚ объектов, РЅР° которых осуществляется приготовление горячей РІРѕРґС‹, РІ том числе центральных пунктов, РґРѕ точки РЅР° границе эксплуатационной ответственности потребителя Рё указанной организации, отнесенные РЅР° единицу тепловой энергии (мощности), -РІ случае, если такие расходы РЅРµ учтены РІ тарифе РЅР° тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии РІ трубопроводах РЅР° участке РѕС‚ объектов РЅР° которых осуществляется приготовление горячей РІРѕРґС‹, РІ том числе центральных тепловых пунктов, РґРѕ точки РЅР° границе эксплуатационной ответственности потребителя Рё организации коммунального комплекса, отнесенная РЅР° единицу тепловой энергии,- РІ случае, если такие потери РЅРµ учтены РїСЂРё установлении тарифов РЅР° тепловую энергию (мощность). Р’РІРёРґСѓ того, что объем потребления тепловой энергии ежемесячно может изменяться, стоимость горячей РІРѕРґС‹ РІ многоквартирных домах, РіРґРµ установлены общедомовые РїСЂРёР±РѕСЂС‹ учета горячего водоснабжения; также Р±СѓРґСѓС‚ ежемесячно изменяться РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· количества тепловой энергии, израсходованной РЅР° подогрев РІРѕРґС‹.
Представитель ответчика МУП «Городская управляющая компания» по доверенности Михайловский А.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве, что МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого <адрес>, г. Сызрани с 01.09.2016 г. Основанием является договор, заключенный между собственниками и МУП «ГУК». Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 193 ФЗ о «Теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном правительством РФ. В соответствии с положениями ст. 541,544 ГК РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии. Таким образом, согласно положениям гражданского и жилищного законодательства расчет за горячую воду должен осуществляться с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям прибора учета (или нормативу, если прибор учета не установлен) и тарифам (руб/Гкал и руб/м3холодной воды). В данном случае многоквартирный жилой дом в период с сентября 2016 г. по январь 2017 г. был оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 м3 горячей воды определяется на основании показаний общедомового прибора учета. В феврале 2017 г. ОДПУ вышел из строя и согласно положениям ПП № 354 начисления платы за ГВС в период с февраля 2017 г. по апрель 2017 г. производились на основании среднемесячных показаний ОДПУ ГВС за предыдущие пять месяцев. С мая 2017 г. при начислении платы за ГВС МУП «ГУК» применяет норматив, т.е. производит начисление как произведение объема ХВС на норматив.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Согласно ст. 162 ч. 2 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что истцы являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, заключенный с Администрацией г. Сызрани от <дата>, договора купли-продажи доли в квартире от <дата>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>, <дата>.
Р’ жилом помещении РїРѕ вышеуказанному адресу РЅР° регистрационном учете состоят 4 человека: Алексеева Рќ.Рђ. Рё несовершеннолетний Р¤РРћ2, <дата> Рі.СЂ. СЃ 15.в„– ***2013 Рі., Толкачев Рќ.Рђ. Рё Толкачева Рђ.Рђ. СЃ <дата>, что подтверждается справкой Рѕ лицах, состоящих РЅР° регистрационном учете РІ жилом помещении РѕС‚ 07.02.2018 РіРѕРґР°.
До 31.12.2015 года ООО Управляющая компания «Центр» осуществляла деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сызрань, <адрес>. За техническую эксплуатацию здания и коммунальные услуги истцы оплачивали ежемесячно платежи в ООО «УК «Центр», которой в доме был установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения.
С 01.01.2016 года управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу перешло к МБУ «Благоустройство», которое продолжило начисление стоимости горячего водоснабжения в доме.
С 01.09.2016 года управление многоквартирным жилым домом № *** по <адрес> в г. Сызрани стала осуществлять МУП «Городская управляющая компания».
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абз. 6 п. 38 данных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судом так же установлено, что до 2013 года тариф на горячую воду (ГВС) в Самарской области был рассчитан за 1 куб.метр и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 года порядок определения размера платы за ГВС был изменен на основании Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 г. № 1149, согласно которого органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит отдельно из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, с 2013 года тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб./куб.м ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м, холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии), в связи с чем в платежных документах граждан услуга «горячее водоснабжение» разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев.
Порядок расчета платы за услугу «горячее водоснабжение» для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, оборудованных ОПУ ГВС, на территории Самарской области определен Министерством энергетики и ЖКХ.
Ввиду того, что объем потребления тепловой энергии ежемесячно может изменяться, стоимость горячей воды в многоквартирных домах, где установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, также будут ежемесячно изменяться исходя из количества тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> г. Сызрань, в котором проживают истцы, был оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения - теплосчетчик электромагнитный КМ-5 с заводским номером 82932.
Согласно акта РѕС‚ 08.02.2017 РіРѕРґР°, СЃ участием представителей РњРЈРџ «ГУК» Рё РћРћРћ «Стройцентр», РїСЂРё проверке работоспособности теплосчетчика установлено, вышел РёР· строя электронный блок РР‘ теплосчетчика. Для восстановления работоспособности теплосчетчика необходим ремонт РЅР° заводе-изготовителе СЃ последующей поверкой теплосчетчика.
С учетом всех обстоятельств по делу суд считает размер платы за коммунальную услугу по ГВС <адрес> за период с 2015 г. по 2017 г. произведен верно, тарифы на услугу горячее водоснабжение изменялся законно, в связи с чем требования истцов основаны на неверном толковании законодательства.
Согласно информации, представленной ГЖРСамарской области по вопросу начисления размера платы за горячее водоснабжение жителям, проживающим в многоквартирных домах в г.о. Сызрань указано, что Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Постановлением Правительства РФ от 14. 02. 2015 г. № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. (далее- Правила № 306), предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предусматривающие порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 г. № 119 установлены нормативы потребления, определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Однако согласно вышеуказанного приказа применение норматива установленного для г. о. Сызрань возможно с 01.07.2019 года.
В этой связи, применение порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно Правил № 354 не представляется возможным в связи отсутствием в настоящее время по г.о. Сызрань норматива установленного уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.
Таким образом, согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).
В случае если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева м3 горячей воды определяется на основании показаний общедомового прибора учета.
Согласно п. 21 (а) Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, ответчиками в силу вышеуказанных норм закона и нормативно-правовых актов, правомерно, обоснованно начислялась плата за ГВС в спорный период.
При таких обстоятельствах, исковые требования истцов о защите прав потребителей, взыскании переплаты за ГВС в размере 9873,49 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Рµ С€ Рё Р» :
Рсковые требования Толкачевой Рђ.Рђ., Алексеевой Рќ.Рђ. Рє РћРћРћ «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», РњРЈРџ «Городская управляющая компания» Рѕ защите прав потребителей, взыскании переплаты Р·Р° ГВС РІ размере 9873,49 СЂСѓР±. оставить без удовлетворения.
Срок составления мотивированного решения – пять дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Кислянникова Т.П.