Судья Алексеев А.А.
Дело № 33-6147
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Новоселовой Д.В., Смирновой М.А.
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 19 марта 2018 года, которым постановлено –
обязать администрацию города Перми предоставить Веруш Алине Андреевне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Перми общей площадью не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., заслушав пояснения представителя истца Веруш В.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Веруш А.А. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении на ответчика обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 кв.м, жилой не менее 14 кв.м. на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования обосновываются тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». Местом жительства в соответствии со ст. 20 ГК РФ является г. Пермь, где истец проживает. С 18.01.2017г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Невозможность предоставления жилого помещения по месту жительства не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Перми, указывая на то, что при разрешении спора судом не было учтено то обстоятельство, что обязанность по предоставлению жилым помещением должна исполняться за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Пермского края. Субвенции на исполнение указанных полномочий муниципальному образованию не переданы, обеспечить жилым помещением Веруш А.А. не представляется возможным. Согласно ч. 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются указанной категории лиц в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м. Решение о предоставлении Веруш А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения вынесено с нарушением действующего законодательства относительно характеристик жилого помещения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Веруш В.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит в ее удовлетворении ответчику отказать.
Истец, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, поэтому истец решением ТУ МСР ПК по г. Перми от 18.01.2017 (протокол №1) включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации. Веруш А.А. жилых помещений в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, зарегистрирована в жилом помещении опекуна, где на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится менее учетной нормы. Проживает на территории Пермского края.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 10.05.2017) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с тем, что, будучи включенным в установленном порядке в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечена жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона N 1939-419, однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;
жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 28.02.2018 № 204-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
5. Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении ею 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения у органа местного самоуправления отсутствует, основаниями к отмене решения суда не являются.
В соответствии с ч. 1 статьи 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы на нарушение судом норм материального права относительно характеристик жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, поскольку определением суда от 26.04.2018 года исправлена описка, допущенная судом в мотивировочной и резолютивной частях решения, в части нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого Веруш А.А. по договору специализированного жилого помещения. На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции определение вступило в законную силу.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Перми от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: