Решение по делу № 33-5016/2024 от 04.09.2024

Судья Кузьминых Н.А.                            Дело № 2-3590/2024

УИД 35RS0001-01-2024-002992-23

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2024 года № 33-5016/2024

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца Кокоулиной Ю.А. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 02 июля 2024 года по иску первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения истца прокурора прокуратуры Вологодской области Горчаковой В.П., представителя ответчика мэрии города Череповца по доверенности Заглубовской А.А., судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора города Череповца, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №... (далее - МАДОУ «Детский сад №...», образовательное учреждение), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (далее - МАУ «Центр комплексного обслуживания ») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой города совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Череповец Главного Управления МЧС России по Вологодской области (далее ОНД и ПР по г. Череповец) в марте 2023 года, в деятельности МАДОУ «Детский сад №...» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.

По фактам выявленных нарушений 31 марта 2023 года в заведующей образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако не все нарушения устранены, что подтверждается результатами проверочных мероприятий в феврале 2024 года. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности снижают состояние защищенности учреждения с круглосуточным пребыванием людей, нарушают права граждан на охрану здоровья и жизни, влекут опасность гибели людей в случае возникновения пожара.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать МАДОУ «Детский сад №...» в срок до 31 декабря 2024 устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу<адрес>, а именно:

- установить аварийное освещение в здании на путях эвакуации;

- принять меры по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно техническому паспорту, не менее 1,2 м;

- устранить на путях эвакуации горючую отделку стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- привести в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- выделить противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- привести в соответствие с требованиями внутренний противопожарный водопровод (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- привести в соответствие с требованиями уровень звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- выделить противопожарными преградами нормируемого типа помещение группы №... (фактически склад);

- обеспечить соблюдение действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; внести соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию либо разрабатывать новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

Обязать мэрию города Череповца в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушения требований пожарной безопасности в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>

- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации;

- по принятию мер по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно техническому паспорту, не менее 1,2 м;

- по устранению на путях эвакуации горючей отделки стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- по приведению в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- по выделению противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- по приведению в соответствие с требованиями внутреннего противопожарного водопровода (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- по приведению в соответствие с требованиями уровня звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- по выделению противопожарными преградами нормируемого типа помещения группы №... (фактически склад);

- по обеспечению соблюдения действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; по внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

Обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>

- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации;

- по принятию мер по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно техническому паспорту, не менее 1,2 м;

- по устранению на путях эвакуации горючей отделки стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- по приведению в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- по выделению противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- по приведению в соответствие с требованиями внутреннего противопожарного водопровода (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- по приведению в соответствие с требованиями уровня звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- по выделению противопожарными преградами нормируемого типа помещения группы №... (фактически склад);

- по обеспечению соблюдения действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; по внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 02 июля 2024 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На МАДОУ «Детский сад №...» (...) в срок до 31 декабря 2026 года возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- установить аварийное освещение в здании на путях эвакуации;

- принять меры по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №№... согласно техническому паспорту, не менее 1,2 м;

- устранить на путях эвакуации горючую отделку стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- привести в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- выделить противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- привести в соответствие с требованиями внутренний противопожарный водопровод (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- привести в соответствие с требованиями уровень звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- выделить противопожарными преградами нормируемого типа помещение группы №... (фактически склад);

- обеспечить соблюдение действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; внести соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию либо разрабатывать новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

На мэрию города Череповца (...) возложена обязанность в срок до 31 декабря 2026 года обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушения требований пожарной безопасности в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>:

- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации;

- по принятию мер по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно технического паспорта, не менее 1,2 м;

- по устранению на путях эвакуации горючей отделки стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- по приведению в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- по выделению противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- по приведению в соответствие с требованиями внутреннего противопожарного водопровода (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- по приведению в соответствие с требованиями уровня звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- по выделению противопожарными преградами нормируемого типа помещения группы №... (фактически склад);

- по обеспечению соблюдения действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; по внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

На МАУ «Центр комплексного обслуживания» (...) возложена обязанность организовать проведение работ в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 31 декабря 2026 года, а именно:

- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации;

- по принятию мер по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно технического паспорта, не менее 1,2 м;

- по устранению на путях эвакуации горючей отделки стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- по приведению в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- по выделению противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- по приведению в соответствие с требованиями внутреннего противопожарного водопровода (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- по приведению в соответствие с требованиями уровня звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- по выделению противопожарными преградами нормируемого типа помещения группы №... (фактически склад);

- по обеспечению соблюдения действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; по внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).

В апелляционной жалобе представитель мэрии города Череповца Кокоулина Ю.А. просит решение суда первой инстанции изменить, отказать в удовлетворении требований первого заместителя прокурора к мэрии города Череповца о возложении обязанности обеспечить финансирование перечисленных мероприятий. Указывает, что мэрия города Череповца является участником бюджетного процесса, исполняет годовой бюджет, финансирует мероприятия в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете на эти цели. Вмешательство в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий является недопустимым исходя из принципа разделения властей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии города Череповца по доверенности Заглубовская А.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец прокурор прокуратуры Вологодской области Горчакова В.П. полагала решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судом установлено, прокуратурой города Череповца совместно со специалистами ОНД и ПР по г. Череповцу в марте 2023 года в отношении деятельности МАДОУ «Детский сад №...» проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По факту выявленных нарушений 31 марта 2023 года заместителем прокурора заведующему МАДОУ «Детский сад №...» вынесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным.

В настоящее время нарушения норм пожарной безопасности в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, не устранены.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт нарушения в МАДОУ «Детский сад №...» требований пожарной безопасности, пришел к выводу о наличии у ответчиков обязанности принять меры по устранению таких нарушений.

При этом профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МАДОУ «Детский сад №...», суд возложил на мэрию города Череповца, указав, что функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет мэрия города Череповца, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Судебная коллегия отмечает, что выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований к МАДОУ «Детский сад №...» МАУ «Центр комплексного обслуживания» в апелляционном порядке не оспариваются, доводы жалобы мэрии города Череповца сводятся к несогласию о возложении на нее обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.    

Следовательно, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части удовлетворения требований к МАДОУ «Детский сад №...» МАУ «Центр комплексного обслуживания» судом апелляционной инстанции проверке не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части возложения на мэрию города Череповца обязанности финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности подлежит отмене, а доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушением требований пожарной безопасности являются невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 34 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Положениями статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ регламентировано, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры, по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательное учреждение несет ответственность за здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.

Так, осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Из устава образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад №...» следует, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения в пределах своей компетенции осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (пункт 1.3).

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которым предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абзац первый пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом (абзац второй пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно мэрия города, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит финансирование деятельности муниципального учреждения, его материально-техническое обеспечение.

При этом понуждение мэрии города к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года по делу № 18-КГ23-195-К4.

Согласно статье 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Понуждение органов местного самоуправления к финансированию отдельных направлений расходов приводит к необходимости ограничения финансирования других полномочий органов местного самоуправления, которые также должны быть исполнены в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, возложение на мэрию города Череповца обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости судебного решения.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на мэрию города Череповца обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности подлежит отмене с принятием нового судебного акта об оставлении требований без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 02 июля 2024 года в части возложения на мэрию города Череповца обязанности в срок до 31 декабря 2026 года обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушения требований пожарной безопасности в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>:

- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации;

- по принятию мер по расширению эвакуационного выхода непосредственно наружу с лестниц №... согласно технического паспорта, не менее 1,2 м;

- по устранению на путях эвакуации горючей отделки стен (масленая краска) с неизвестным показателем пожарной опасности (декоративно-отделочные и облицовочный материалы на путях эвакуации, не соответствующие требованиям пожарной безопасности к применению строительных, отделочных материалов для стен лестничных клеток КМ2);

- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

- по приведению в соответствие заполнение проемов (дверей) в противопожарных преградах помещения пищеблока не менее нормируемого 2-го типа;

- по выделению противопожарной дверью лестницы для сообщения между подвальным и первым этажом;

- по приведению в соответствие с требованиями внутреннего противопожарного водопровода (струя с минимальным расходом воды не менее 2,5 л/с);

- по приведению в соответствие с требованиями уровня звука оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- по выделению противопожарными преградами нормируемого типа помещения группы №... (фактически склад);

- по обеспечению соблюдения действующего на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом - изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; по внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией), отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении требований первого заместителя прокурора города Череповца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии города Череповца о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушения требований пожарной безопасности в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, отказать.

В остальном решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 02 июля 2024 года оставить без изменения.

Председательствующий                         О.В. Образцов

Судьи     Судьи:    А.М. Вахонина

        Л.В. Белозерова

    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 ноября 2024 года.

33-5016/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Череповца
Ответчики
МАУ "Центр комплексного обслуживания"
Мэрия города Череповца
МАДОУ "Детский сад № 29"
Другие
Финансовое управление мэрии г. Череповца
Управление образования мэрии г. Череповца
ГУ МЧС России по Вологодской области
Департамент образования Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
05.09.2024Передача дела судье
02.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024Передано в экспедицию
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее