Дело №2-241/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 10 августа 2016 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жапова Т.С.,
при секретаре Докучаевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самоуловой А.Н. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском ссылаясь на следующие обстоятельства.
Она работает в МБОУ Тунгокоченская СОШ в должности <данные изъяты>.
Согласно расчетным листкам его заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента.
В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ Тунгокоченская СОШ неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 мая 2016 года по 30 июня 2016 года составил в общем 7 857 рублей.
Просит суд взыскать с МБОУ Тунгокоченская СОШ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 мая 2016 года по 30 июня 2016 года в сумме 7 857 рублей. Обязать МБОУ Тунгокоченская СОШ в дальнейшем, с 01 июля 2016 года, производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда в РФ, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх минимального размера оплаты труда.
Определением Тунгокоченского районного суда от 26 июля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодёжной политики.
В судебное заседание истец не явился предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.15).
Ответчик - МБОУ Тунгокоченская СОШ будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не направил своего представителя, не ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик - Министерство образования, науки и молодёжной политики, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не направил своего представителя, не ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» в должности <данные изъяты> (л.д. 8-10,11).
Из трудового договора (л.д. 12,13-14) и расчетных листков (л.д. 7) видно, что на должностной оклад истца начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, в том числе районный коэффициент, северная надбавка.
С учетом названных выплат, заработная плата истцов составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 мая 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы, возмещении морального вреда за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, возмещении морального вреда по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, возмещении морального вреда.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы, возмещении морального вреда - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы, возмещении морального вреда работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, возмещении морального вреда в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы, возмещении морального вреда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, возмещении морального вреда работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом в соответствии с положениями статей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников.
Из изложенного следует что, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Таким образом, судом установлено, что районный коэффициент и «северная» надбавка, у ответчика рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, то есть в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, возмещении морального вреда без учета районного коэффициента и процентных надбавок в связи с работой истицы в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.
Недоначисленная и невыплаченная заработная плата, в связи с указанным, подлежит взысканию с ответчика.
Истцом представлен расчёт недоначисленной заработной платы за период с 01 мая 2016 по 30 июня 2016 года (л.д. 7). Проверив представленный расчёт, суд признает его неверным. При самостоятельном расчете судом выявлено, что сумма задолженности превышает размер исковых требований.
При этом согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. С учетом этого суд удовлетворяет исковые требования истца в предъявленном истцом размере 7857 рублей.
Стороной ответчика иной расчёт не представлен.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата истца составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд не может признать законными действия работодателя по начислению заработной платы истцу с учетом включения в её размер северного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки в размере 50% и доведения заработной платы с учетом указанных выплат до минимального размера оплаты труда.
Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истцов и обязать МБОУ «Тунгокоченская СОШ» с 01 июля 2016 года производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №127-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования разделены.
На органы местного самоуправления возложено финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.
Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», заработная плата работникам, занимающим указанную должность, выплачивается за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края (л.д.___).
Учитывая данное обстоятельство, а также, принимая во внимание, что согласно вышеприведенным нормам расходы на оплату труда в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также с учетом того, что субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, а не конкретным учреждениям образования, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами не МБОУ «Тунгокоченская СОШ», а администрацию МР «Тунгокоченский район» в случае их недостаточности у МБОУ «Тунгокоченская СОШ» для выплаты истцу.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Самоуловой А.Н. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» в пользу Самоуловой Александры Николаевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 мая 2016 года по 30 июня 2016 года в сумме 7 857 (семь тысяч восемьсот пятьдесят семь) рублей.
Обязать Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края профинансироватьадминистрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком - МБОУ «Тунгокоченская СОШ» истцу Самоуловой А.Н. 7 857 (семь тысяч восемьсот пятьдесят семь) рублей в случае их недостаточности у МБОУ «Тунгокоченская СОШ».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» в дальнейшем с 01 июля 2016 года производить начисление и выплату заработной платы истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх минимального размера оплаты труда.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.С. Жапов