Решение по делу № 2а-432/2021 от 11.02.2021

Дело № 2а-432/2021

УИД 50RS0050-01-2021-000402-20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 апреля 2021 г.                                                   г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Осиповой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мачульской Ирины Владимировны к Межрайонной ИФНС России №4 по Московской области о признании незаконным бездействия налогового органа,

у с т а н о в и л :

Мачульская И.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующее.

Она является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении технической ошибки в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в части сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которая установлена в размере 619 868 220 рублей.

В 2013 году Межрайонной ИФНС России №4 по Московской области были направлено налоговое уведомление за налоговый период 2012 г., в 2014 году - налоговое уведомление за налоговый период 2013 г., где для исчисления налога использовалась кадастровая стоимость земельного участка в указанном выше размере.

Мачульской И.В. действия кадастровой палаты по внесению в ГКН указанной кадастровой стоимости были оспорены в судебном порядке.

Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ действия кадастровой палаты по определению и внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 рубля признаны незаконными.

ДД.ММ.ГГГГ Мачульская И.В. обратилась в Инспекцию с заявлением о перерасчете земельного налога по указанному земельному участку за 2012 и 2013 налоговые периоды и возврате излишне уплаченного налога.

Отказывая в перерасчете, Инспекция указала, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не корректировалась, в связи с чем оснований для перерасчета земельного налога за периоды 2012-2013 гг., а также возврата уплаченных денежных средств нет.

Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования Мачульской И.В. об исключении из государственного кадастра недвижимости ошибочно внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ДД.ММ.ГГГГ внесло в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 238 980 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Мачульская И.В. снова обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчёте и возврате земельного налога по спорному земельному участку за 2012 и 2013 налоговые периоды.

Административным ответчиком в перерасчете было отказано.

Отказ был обжалован административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в Управление ФНС России по Московской области, ответа на жалобу не получено.

Считает, что бездействие административного ответчика препятствует восстановлению нарушенного права налогоплательщика на возврат излишне взысканного земельного налога за 2012 и 2013 налоговые периоды.

Использованная в целях налогообложения налоговая база была заведомо некорректной, о чем Инспекция не могла не знать. Такая налоговая база не является надлежащей стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.

Пересмотр кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением ошибок при ее определении направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление соответствующих искажений.

Также необоснованной административный истец полагает ссылку налогового органа на положения п. 2.1 ст. 52 НК Российской Федерации, согласно которого перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, поскольку указанная норма не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в законную силу. Право налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги было нарушено до даты вступления указанного пункта в законную силу. При этом правоотношения между налогоплательщиком и Инспекцией возникли с ноября 2013 года с момента получения налогового уведомления , в котором для исчисления налога использовалась недостоверная кадастровая стоимость.

Административному истцу о нарушении своего права уплачивать законно установленные налоги и как следствие о праве на возврат суммы излишне взысканного налога стало известно после вступления в законную силу решения Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, в соответствии со ст. 79 НК Российской Федерации, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о возврате излишне взысканного налога не пропущен.

    Просит признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области, выразившееся в отказе пересчитать и возвратить излишне взысканный налог, и обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Московской области провести перерасчёт земельного налога и возврат излишне взысканной суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером за 2021, 2013 г.г.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Новгородской области.

Административный истец Мачульская И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №9 по Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного слушания извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками земельного налога, в том числе, признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Мачульская И.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права, л.д. 31).

Согласно статьям 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При исчислении земельного налога по земельному участку с кадастровым номером Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области за налоговые периоды 2012 и 2013 г.г. в качестве налоговой базы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ применяла кадастровую стоимость в размере 619 868 220,00 рублей (налоговые уведомления №, , л.д. 23, 52).

Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ИП Мачульской И.В. действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером признаны незаконными (л.д. 32-36).

Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Мачульской И.В. на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости ошибочно определенные и внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040101:2 в размере 619 868 220 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2 402,59 рублей/кв.м с момента их внесения ДД.ММ.ГГГГ в период их действия (л.д. 37-40).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внесены в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040101:2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 238 980 рублей (л.д. 12).

В соответствии с п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 334-ФЗ), подлежащего применению с 01.01.2019), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

До принятия Федерального закона № 334-ФЗ действовали положения абз. 5 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Вместе с тем, указанные нормы, предусматривающие необходимость перерасчета налога на землю, исчисленного на основании налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка, определенной ошибочно, после исправления соответствующей ошибки, подлежат применению в совокупности с положениями общих норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок производства перерасчета налогов.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:

«Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом».

Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 г. и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.

Расчет земельного налога Мачульской И.В. за 2012, 2013 г.г. произведен налоговым органом исходя из актуальной на тот момент кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.

Основания для перерасчета налога возникли после ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, когда в сведения ЕГРН внесены изменения в части кадастровой стоимости земельного участка с датой начала ее применения ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку перерасчет налога далее, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, законом не допускается, суд полагает отказ налогового органа в перерасчете земельного налога является обоснованным.

При отсутствии оснований для перерасчета начисленного земельного налога за 2012, 2013 г.г. уплаченные Мачульской И.В. денежные средства в счет соответствующего налога в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-22) не могут быть признаны излишне уплаченными в части предполагаемого уменьшения размера земельного налога, в связи с чем возврату не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    в удовлетворении административных исковых требований Мачульской Ирины Владимировны

    признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области, выразившееся в отказе пересчитать и возвратить излишне взысканный земельный налог по земельному участку с кадастровым номером за 2021, 2013 г.г.,

    обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Московской области провести перерасчёт земельного налога и возврат излишне взысканной суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером за 2021, 2013 г.г.

    отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья                                                                                             Т.Ю. Хаванова

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 г.

Судья                                                         Т.Ю. Хаванова

2а-432/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мачульская Ирина Владимировна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №4 по Московской области
Другие
Администрация городского округа Шатура Московской области
Коваленко Роман Иванович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Межрайонная инспекция ФНС №9 по Новгородской области
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Хаванова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация административного искового заявления
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее