РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2019 года Адрес
Октябрьский районный суд Адрес в составе:
председательствующего судьи Орлова Р.А.,
при секретаре Дрюцкой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Инспекции ФНС России по Адрес к Сверкунов А.Е. о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что ответчик состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Адрес, является собственником имущественных объектов имеет задолженность на имущество физических лиц в сумме 3074 руб., пени в сумме 19,88 руб., данные задолженности включены в требования об уплате налогов. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена. Административный истец просит суд восстановить пропущенный срок на обращение с административным исковым заявлением и взыскать с Сверкунов А.Е. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 3074 руб., пени в сумме 19,88 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 закона РФ от Дата № «О налогах на имущество физических лиц» (далее по тексту - Закон) плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
К объектам налогообложения налогом на имущество согласно ст. 2 Закона признаются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение; доля в праве общей собственности на указанное имущество. Статьей 5 указанного Закона установлено, что исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющими Кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах. При этом п. 11 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что сведения представляются в налоговый орган в электронной форме. Согласно сведениям о недвижимом имуществе, находящимся в собственности, предоставленных УФРС по Адрес в режиме автоматического приема, ответчик является владельцем имущественных объектов.
П. 1 ст. 12 НК РФ предусмотрено, что в РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Согласно ст. 363 НК РФ, срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (для требований с Дата по Дата); не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (для требований с Дата по Дата); не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (для требований с Дата по Дата).
Судом достоверно установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и имеет задолженность по уплате в сумме 3074 руб., пени в сумме 19,88 руб.
По правилам п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как видно из материалов дела, ИФНС России по Адрес направляла в адрес Сверкунов А.Е. требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию: на Дата №, что подтверждается реестрами отправки требований со штампом ФГУП «Почта России».
Исходя из обстоятельств дела, требования об уплате налога в добровольном порядке не исполнены, обратного не доказано (ст.ст. 60-62 КАС РФ).
Дата ИФНС России по Адрес обратилась с заявлением о взыскании задолженности по налогам к мировому судье судебного участка № Адрес. Определением мирового судьи судебного участка № Адрес от Дата ИФНС России по Адрес отказано в выдаче судебного приказа на взыскание с Сверкунов А.Е. задолженности по налогам.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. При этом срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
По правилам п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
Таким образом, законом определены сроки, в течение которых налоговый орган обязан принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от Дата «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные для обращения налоговых органов в суд сроки, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что по требованию № по состоянию на Дата срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности по налогу был установлен до Дата. По состоянию на Дата общая сумма задолженности административного ответчика по уплате налогов составила 10489,87 рублей.
С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административный истец обязан обратиться до Дата, однако налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении указанного срока. Определением мирового судьи от Дата ИФНС России по Адрес отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по причине предусмотренного законом пропуска срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Определение мирового судьи от Дата обжаловано не было.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд Дата, с приложением ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
При этом, в материалах дела не имеется сведений, что в период с Дата по день обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административным истцом предпринимались какие-либо меры по взысканию задолженности.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от Дата N 479-О-О).
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства в связи с тем, что административный истец как государственный орган, наделённый соответствующими полномочиями, имел реальную возможность обратиться в суд с настоящим административным иском в срок, установленный законом, при этом административным истцом не приведено доводов и аргументов о том, что пропуск срока для обращения в суд допущен по уважительным причинам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оснований для восстановления срока для обращения в суд не имеется, суд полагает, что исковые требования о взыскании задолженности в общем размере 3093,88 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в сумме 3074 руб., пени в сумме 19,88 руб., не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Инспекции ФНС России по Адрес к Сверкунов А.Е. о взыскании задолженности в общем размере 3093,88 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в сумме 3074 руб., пени в сумме 19,88 руб. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Р.А. Орлов