Решение по делу № 2а-4262/2021 от 07.09.2021

Дело № 2а-4262/2021 ... Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем Корековой Д.С.,

с участием представителя административного истца Яковлева А.Н. по доверенности,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. по служебному удостоверению,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») к судебному-приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае отказа в удовлетворении первого требования освобождении от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением от Дата,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления от Дата, вынесенного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю (далее – Межрайонный отдел судебных приставов) Сахабетдиновой Л.М., либо освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указывает, что Дата в адрес Пермского региона Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» поступило постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей от Дата , вынесенное в рамках гражданского дела . Основанием для вынесения явилось неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный законом срок. Исполнительное производство возбуждено Дата. При вынесении судебного акта суд руководствовался требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в т.ч. требованиями по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, на основании которых судом вынесено решение. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в т.ч. требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые вступили в силу с Дата.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио начальника отдела - старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Баранов О.В., который в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного истца Яковлев А.Н. в судебном заседании на административных Постановлением от 21 исковых требованиях настаивал, дополнительно пояснив, что сведений о вручении постановления о возбуждении исполнительного производства должнику -юридическому лицу, адрес которого определяется в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, то есть в г.Москва, не имеется. Получение постановления структурным подразделением не является надлежащим уведомлением.

Ведущий судебный пристав-исполнитель Сахабетдинова Л.М. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что исполнительный лист направлен по адресу, указанному в исполнительном документе, всю документацию юридическое лицо получает, направляет представителей. Дата представители должника обратились в Кунгурский городской суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, в удовлетворении которого отказано. Дата вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

УФССП по Пермскому краю направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с требованиями не согласно.

Пермская транспортная прокуратура о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства , гражданского дела , суд пришел к следующему.

Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.ч.6,7 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взысканииисполнительскогосбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалобы Шабанова И.А., оспаривающего конституционность частей 1 и 2 статьи112Федерального закона №229-ФЗ, указал, что данные законоположения не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынестипостановлениео взысканииисполнительскогосбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (Определение от 27 марта 2018 года №).

При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании, в том числе, решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (часть 3 статьи62 КАС РФ).

Судом установлено, что решением Дзержинского районного суда г.Перми от Дата на ОАО «РЖД» возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожного переезда 1512 км 1 пк на балансе Кунгурской дистанции пути Свердловской дирекции управления движением ОАО «Российские железные дороги» в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработать и представить на утверждение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Свердловской железной дороги.

Дата выдан исполнительный лист.

Дата в Управление Федеральной службы судебных приставов по г.Москва направлено требование от заместителя Пермского транспортного прокурора об исполнении, в том числе, исполнительного документа по указанному решению суда.

В адрес Пермского транспортного прокурора судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному АО № 3 УФССП России по г.Москве направлено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с предъявлением документа не по месту совершения исполнительных действий.

В постановлении адресом должника, несмотря на сведения в исполнительном документе, указан г.Москва.

Дата исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов.

Дата в Межрайонном отделе судебных приставов на основании вышеуказанного решения в отношении ОАО «РЖД» возбуждено исполнительное производство

Постановление о возбуждении исполнительного производства содержит Адрес Между тем, копия постановления в указанный адрес не направлялась, что установлено в судебном заседании.

В Кунгурский районный суд Пермского края от структурного подразделения ОАО «РЖД» Дата направлено заявление о прекращении исполнительного производства.

Определением от Дата Кунгурский районный суд Пермского края отказал заявителю.

На определение представителями ОАО «РЖД» подготовлена частная жалоба.

Апелляционным определением Пермского краевого суда от Дата определение от Дата Кунгурского районного суда Пермского края оставлено без изменения.

Дата судебным приставом – исполнителем Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с ОАО «РЖД» исполнительского сбора в размере ... рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.

Определение получено структурным подразделением в г.Перми Дата. Сведения о получении постановления в г.Москва материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от 8 июля 2014 г. № 0001/16, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам). В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки). При вручении постановления о возбуждении исполнительного производства представителю должника нарочным необходимо убедиться, что данный представитель наделен соответствующими полномочиями (право на получение корреспонденции, право на представление интересов должника в исполнительном производстве). Копии документов, определяющих полномочия соответствующих лиц, а также расписка в получении постановления приобщаются к материалам исполнительного производства.

Исполнительные действия в отношении должника организации совершаются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала, что предусмотрено частью 2 статьи 33 Закона № 229-ФЗ.

Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей (часть 2 статьи 53 Закона № 229-ФЗ).

Согласно представленным сведениям копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес структурного подразделения ОАО «РЖД» по Адрес, сведения о направлении (вручении) копии постановления в адрес юридического лица, расположенному по адресу: г.Москва, ул.Новая Басманная, 2, не имеется.

Доказательств того, что по Адрес имеется уполномоченный орган юридического лица, в деле не имеется, административным ответчиком отрицается, ненаправление постановления в г.Москва, несмотря на имеющийся в постановлении адрес, установлено в судебном заседании.

Исходя из норм части 3 статьи 24, части 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ юридически значимое извещение о возбуждении исполнительного производства, то есть постановление о его возбуждении, устанавливающее срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, должно быть направлено судебным приставом-исполнителем должнику по адресу государственной регистрации. Соответственно, правовые последствия, предусмотренные частью 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ в виде начала течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, определенного в вышеназванном постановлении о возбуждении исполнительного производства, для ОАО «РЖД» должны наступать с момента доставки копии этого постановления в ОАО «РЖД» по Адрес, либо по иному адресу, указанному должником или с момента его доставки (получения) полномочному представителю общества. Заявления об информировании юридического лица о возможности направлять документацию не по адресу государственной регистрации материалы дела не содержат.

Совокупность установленных по делу обстоятельств, тот факт, что постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес юридического лица (должника) ОАО «РЖД» не направлялось, а требования, изложенные в постановлении о возбуждении исполнительного производства от Дата фактически исполнены, исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В нарушение п. 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от 8 июля 2014 г. № 0001/16, согласно которому постановление судебного пристава-исполнителя или руководителя группы принудительного исполнения о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 14 Закона, утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России; в мотивировочной части постановления указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, факт истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником требований исполнительного документа, иных имеющих значение обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств таковыми, - оспариваемое постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства от Дата о взыскании с должника исполнительского сбора в названном размере не содержит сведений об установлении судебным приставом-исполнителем причин несвоевременного исполнения должником требований исполнительного документа, не содержит мотивов, по которым исполнительский сбор установлен, в то время как совершение должником виновных действий по несвоевременному исполнения решения суда судом не установлено, сведений об утверждении постановления старшим судебным приставом материалы исполнительного производства не содержат.

Согласно ст.2Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Статьей4Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие доказательств вручения должнику копиипостановленияо возбуждении исполнительного производства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к должнику меры ответственностиввиде взысканияисполнительскогосбора.
Исходя из положений части 2 статьи227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу установлена судом, в связи с чем требования административного иска опризнаниинезаконнымпостановленияот Дата о взысканииисполнительскогосбора подлежат удовлетворению.

Порядок возврата исполнительского сбора предусмотрен Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Правительством Российской Федерации Постановлением от 21
июля 2008 г. №550. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. Между тем, сведений о взыскании суммы исполнительского сбора не установлено, таким образом способом восстановления нарушенного права будет являться только признание постановления незаконным.

Требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя не заявлено.

В силу положений ст.227Кодекса административного судопроизводства РФсудвправе признать действия (бездействие), решение незаконными. Полномочиями по отмене постановления судебного пристава суд не наделен.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.

Признать незаконным постановление о взыскании с акционерного общества «Российские железные дороги» исполнительского сбора от Дата .

О принятых мерах по исполнению решения суда проинформировать в течение одного месяца.

Решение в срок один месяц со дня изготовления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

Копия верна

Судья Е.В.Мухина

Решение изготовлено Дата

2а-4262/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО "РЖД"
Ответчики
УФССП России по Пермскому краю
Врио начальника МОСП по ИПДР УФССП России по Пермскому краю Баранов Олег Владимирович
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Лариса Михайловна
Другие
Пермский транспортный прокурор
Шмырина Татьяна Клементьевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Мухина Е.В
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация административного искового заявления
07.09.2021Передача материалов судье
08.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее