22RS0068-01-2020-009249-78
Дело № 2-1252/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Аникиной Л.А.,
при секретаре Я.А. Дмитриевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сопова Андрея Алексеевича к КГКУ УСЗН по городу Барнаулу об оспаривании приказа, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Сопов А.А. обратился в суд к ответчику КГКУ УСЗН по городу Барнаулу об оспаривании приказа, о возложении обязанности.
В обоснование указывает, что истец признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ решением руководителя КГКУ УСЗН по ..... Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директор УСЗН по г. Барнаулу ФИО3 уведомил о его решении признать истца безработным и назначить истцу ежемесячное пособие по безработице. В связи с объявленным карантином на территории Алтайского края, обращения истца в государственные органы власти и управления для назначения ему пособия по безработице направлялись в электронном виде на их адреса в порядке, установленном регламенте.
В <данные изъяты> после нескольких выплат пособия по безработице, стороной государственного учреждения были заявлены претензии к истцу – сначала о неполном предоставлении документов для принятия решения УСЗН по г. Барнаулу о назначении истцу пособия по безработице, а затем обвинения истца в обмане при обращении за пособием по безработице. Поводом для обвинения истца во лжи послужили сведения, полученные УСЗН по г. Барнаулу из открытых источников информации, о занятии истцом должности председателя <данные изъяты> зарегистрированного в ИФНС РФ по Алтайскому краю в <данные изъяты> По убеждению служащих УСЗН по г. Барнаулу истец обязан получать заработную плату в указанном кооперативе. Никаких доказательств своих доводов в получении истцом какого-либо вознаграждения от кооператива служащие УСЗН по г. Барнаул представить не смогли. На просьбы истца предоставить документальные свидетельства о наличии у истца доходов от <данные изъяты> служащие УСЗН по г. Барнаулу не реагировали. Истец отмечает, что указанный кооператив создан на некоммерческой основе, никакой платы его председателю не предусмотрено, что отражено в учредительных документах. Никаких заявлений о приеме истца на работу в ПГК «Волгоградский» истец не подавал, записи в трудовой книжке о нахождении истца в должности председателя кооператива «Волгоградский» отсутствуют. Копии трудовой книжки находятся в распоряжении служащих УСЗН по г. Барнаулу. <данные изъяты> истец направил заявление в адрес УСЗН по г. Барнаулу с требованиями разобраться в его случае и принять решение об отмене незаконного приказа.
На основании изложенного, истец просит приказ о прекращении выплаты пособия по безработице от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным, обязать руководителя УСЗН по г. Барнаулу (а равно, УСЗН по г. Барнаулу) восстановить право истца на получение пособия по безработице путем отмены изданного им приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Сопов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что является председателем <данные изъяты> кооператив создан на некоммерческой основе, никакой платы его председателю не предусмотрено, что отражено в учредительных документах.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в ходе проверки в отношении ФИО1, установлено, что он является председателем ПГК «Волгоградский», что является основанием для прекращения выплаты по безработице.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В силу п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Статьей 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Сопов А.А. признан безработным (основание – заявление в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» №) и ему назначено пособие по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Сопов А.А. снят с регистрационного учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Не согласившись с приказом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ и справке ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ Сопов А.А. является председателем <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец не оспаривает тот факт, что является председателем <данные изъяты>».
На гаражно-строительные кооперативы распространяются положения ГК РФ о некоммерческих корпоративных организациях.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, к которым относятся гаражные кооперативы.
Статьей 123.2 ГК РФ под потребительским кооперативом понимается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Исходя из положений статьи 65.3 ГК РФ, органами управления гаражно-строительным кооперативом являются общее собрание его членов, единоличный исполнительный орган - председатель правления или коллегиальный исполнительный орган - правление.
Статья 16 ТК РФ к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем относит фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Указанная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников.
По смыслу статей 11, 15 и 56 ТК РФ во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного Кодекса, согласно которых трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Положениями статьи 16 ТК РФ также определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку на председателя кооператива в соответствии с пунктом 3 статьи 65.3 ГК РФ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то такая деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Факт избрания на должность председателя <данные изъяты> Сопов А.А. не оспаривает.
В соответствии с решением общего собрания членов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Сопов А.А. избран председателем кооператива. Вопреки доводам истца, в решении собрания не содержится ссылка о том, что председатель избирается лишь на период регистрации кооператива в налоговом органе.
Согласно п.5.11 Устава председатель кооператива – исполнительный орган, осуществляющий руководство кооперативом в период между общими собраниями.
Согласно п.5.12 Устава председатель кооператива планирует хозяйственную и финансовую деятельность кооператива, утверждает смету затрат кооператива, руководит текущей деятельностью кооператива за исключением вопросов, отнесенных Уставом и компетенции других органов кооператива, является главным распорядителем кредитов и контролирует правильность расходования средств кооперативом, созывает общее собрание, готовит документы к собранию, утверждает и представляет общему собранию планы работ для осуществления уставной деятельности, контролирует выполнение принятых решений, рассматривает предложения и заявления членов кооператива, утверждает внутренние документы кооператива (инструкции) за исключением документов, утверждение которых отнесено Уставом к компетенции общего собрания, представляет кооператив перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами, организует выполнение решений общего собрания, осуществляет подготовку и представление отчета о своей работе общему собранию, определяет перечень информации, составляющей коммерческую тайну кооператива, приобретает инвентарь, оборудование, технические средства, необходимые для достижения целей деятельности кооператива, заключает договоры, опосредующие предпринимательскую деятельность кооператива, без доверенности выступает от имени кооператива, подписывает финансовые документы, принимает обязательства, открывает и закрывает счета кооператива в банках, выдает доверенности, издает распоряжения, приказы, обязательные для штатных сотрудников кооператива, принимает на работу и увольняет штатных сотрудников при их наличии, распоряжается имуществом кооператива в соответствии с общим порядком и направлениями, определяемыми общим собранием.
В соответствии с п.2.1 Устава кооператив создан с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в эксплуатации ремонте и хранении автотранспортных средств, обеспечения надлежащего содержания автотранспортных и механических средств передвижения.
Согласно п.3.1 Устава имущество кооператива формируется из гаражей, расположенных на земельном участке, предоставленном администрацией Ленинского района г. Барнаула при регистрации кооператива по адресу: ...., паевых взносов, передаваемых его членам при вступлении в кооператив, а также вступительных и членских взносов на содержание и эксплуатацию общего имущества.
В соответствии с п.3.9 доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут быть направлены в размере не свыше <данные изъяты> от всей суммы прибыли на кооперативные выплаты членам кооператива.
Согласно п.3.10 Устава кооперативные выплаты производятся членами кооператива пропорционально размеру их участия в ведении предпринимательской деятельности, принесшей доходы.
Таким образом, из совокупного толкования положений <данные изъяты> следует, что кооператив, председателем которого является Сопов А.А., предполагает ведение активной экономической деятельности.
Исходя из диспозиции ст. 2 ГК РФ содержание предпринимательской деятельности определяет ее как самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск и направленную на получение прибыли.
Тот факт, что кооператив не извлек какой-либо прибыли в <данные изъяты> гг., а Сопов А.А. не получил доход, являясь председателем кооператива, в данном случае сам по себе не является основанием для признания его безработным.
Поскольку на председателя кооператива возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то такая деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
При этом, положения абз.5 ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" понятие занятого гражданина не ставит в зависимость от фактического получения или не получения дохода. Для определения гражданина как занятого критерием является лишь сам факт избрания, назначения или утверждения на оплачиваемую должность.
Выполнение трудовой функции, по смыслу закона предполагает оплату. В данном случае, исходя из анализа положений Устава, предполагается, что должность председателя кооператива является оплачиваемой. Не получение оплаты труда истцом в <данные изъяты> г.г., не свидетельствует о невозможности ее получения в будущем.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Сопов А.А. скрыл существенные данные относительно своей трудовой деятельности, имеющие существенное значение при принятии решения о признании его безработным, назначении пособия и дополнительных выплат и предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
В соответствии с п. 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, вопреки позиции истца, с момента принятия его на учет в качестве безработного гражданина, ответчик мог получить сведения о том, что Сопов А.А. является действующим руководителем кооператива.
При установленных обстоятельствах, правовые и фактические основания признавать приказ о прекращении выплаты пособия по безработице от <данные изъяты> незаконным, обязывать руководителя УСЗН по г. Барнаулу (а равно, УСЗН по г. Барнаулу) восстановить право истца на получение пособия по безработице путем отмены изданного им приказа от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
Исковые требования Сопова А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Процессуального участия в деле в качестве ответчика руководителя ответчика не требуется, поскольку руководитель представляет интересы организации, в чьи полномочия входит постановка на учет и снятие с учета граждан в качестве безработных. Надлежащим ответчикам по требованию о восстановлении права на получение пособия по безработице является КГКУ УСЗН по городу Барнаулу.
Изложенная в просительной части иска просьба обязать ответчика предоставить в суд документы о получении истцом дохода от кооператива, не является материально правовым требованием, является ходатайством стороны истца, которое разрешено в ходе рассмотрения дела.
Поскольку истцу в иске отказано, на основании ст.98 ГПК РФ судебные расходы ему не возмещаются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░