№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Абросимовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Зыряновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Лесосибирска к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лесосибирска обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Свои требования мотивирует тем, что решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию города Лесосибирска возложена обязанность предоставить Дураковой Е.С. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками, установленными п. 14 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города получено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Лесосибирска подано заявление в Лесосибирский городской суд о предоставлении отсрочки исполнения названного решения суда, в удовлетворении которого определением от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
ДД.ММ.ГГГГ поступило постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения администрацией <адрес> комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура исполнения этих решений.
По <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. № администрация города Лесосибирска обязана обеспечивать жильем данную категорию лиц, в пределах выделенных на это средств субвенций, из вышестоящего бюджета.
Процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений занимает около двух месяцев после выделения денежных средств для приобретения жилого помещения.
Определенный период времени занимает оформление, регистрация и выделение приобретенного жилого помещения.
Жилые помещения для детей-сирот приобретаются по соглашению, утвержденному в министерстве образования Красноярского края.
По вступлении решения Лесосибирского городского суда в законную силу ДД.ММ.ГГГГ администрация города Лесосибирска обратилась в Министерство образования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения Дураковой Е.С.
ДД.ММ.ГГГГ. администрация города Лесосибирска повторно обратилась Лесосибирский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения данного решения суда.
По информации Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № субвенция на приобретение жилья для Дураковой Е.С. не предусмотрена.
Просит освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания указанного исполнительского сбора.
Представитель истца администрации г. Лесосибирска Антонова А.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала по вышеуказанным основаниям. Суду дополнила, что в муниципальной собственности отсутствуют жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в названном решении суда. В связи с огромным спросом на рынке недвижимости на жилые помещения, с характеристиками указанными в решении суда, возникли препятствия для приобретения муниципальным образованием квартир, в целях исполнения решений суда о предоставлении квартир лицам, оставшимся без попечения родителей, поскольку фактически отсутствуют коммерческие предложения по продаже данных квартир.
Административный ответчик Межрайонный отдел службы приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Дуракова Е.С., надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили.
С учетом обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца Антонову А.В., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам?
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Дураковой ФИО6 к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения, удовлетворены.
На администрацию города Лесосибирска возложена обязанность предоставить Дураковой ФИО6 по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа Лесосибирского городского суда ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Копия данного постановления администрацией г. Лесосибирска получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Лесосибирска подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д.8).
Определением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Лесосибирска отказано в предоставлении отсрочки исполнения заочного решения Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации г. Лесосибирска в размере <данные изъяты> рублей, ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ администрация города Лесосибирска повторно обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д.12-13).
По вступлении решения Лесосибирского городского суда в законную силу ДД.ММ.ГГГГ администрация города Лесосибирска обратилась в Министерство образования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения Дураковой Е.С.(л.д.15)
Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, исполнительный документ исполнить в установленный срок невозможно вследствие того, что в настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, установленным решением суда.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность обеспечения жильем лиц данной категории лежит на исполнительных органах государственной власти субъекта федерации. По Закону Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», администрация города Лесосибирска обязана обеспечивать жильем данную категорию лиц, в пределах выделенных на это средств субвенций, из вышестоящего бюджета.
Администрация г. Лесосибирска по вступлении решения суда в законную силу обращалась в министерство образования и науки Красноярского края о выделении дополнительного финансирования для приобретения жилых помещений (л.д. 15); кроме того, в пределах срока добровольного исполнения обратилась в Лесосибирский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д. 8-9), что свидетельствует о добросовестном отношении истца к исполнению содержащихся как в решении суда, так и в исполнительном документе требований.
Выполнение работ по приобретению жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона, не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В целом процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений занимает около двух месяцев после выделения денежных средств для приобретения жилого помещения.
Определенный период времени занимает оформление, регистрация и выделение приобретенного жилого помещения.
Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
С учетом того, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу только в сентябре 2020 года, то есть после принятия бюджета г. Лесосибирска, выделение бюджетных ассигнований на исполнение решения суда было возможно только после внесения соответствующих изменений в бюджет г. Лесосибирска на 2020 год, что фактически невозможно было сделать в 5-дневный срок, предоставленный для его добровольного исполнения.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки без нарушений требований БК РФ, а также в связи с отсутствием в дефицитном бюджете города средств на приобретение жилья, отсутствием в муниципальной собственности помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227-228, 360 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Лесосибирска к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденного на основании заочного решения Лесосибирского городского суда № по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Дураковой ФИО6 к администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения, в соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья А.А. Абросимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Абросимова