УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Воробьевой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит: признать право собственности на земельный участок площадью 985 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для дачного строительства согласно следующих координат:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
381242.14 |
3359700.14 |
2 |
381242.69 |
3359724.27 |
3 |
381222.36 |
3359726.08 |
4 |
381201.59 |
3359726.77 |
5 |
381201.44 |
3359703.38 |
1 |
381242.14 |
3359700.14 |
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1992 года он является членом ДНТ «Спецстроевец», что подтверждается выпиской из Протокола от **/**/****, а также членской книжкой № от **/**/****, и за ним закреплен земельный участок ...., размером 986 кв.м. С указанного периода времени ФИО1 исправно оплачивает членские взносы и платежи, владеет земельным участком и использует его по назначению - под расположение дачного домика и ведения садоводства.
**/**/**** постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования № на основании личного заявления ФИО1 был предоставлен в собственность бесплатно для дачного строительства земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 986 кв.м., расположенный по адресу: ...., а ФИО1 вступил в члены садоводства, что подтверждается членской книжкой.
С целью оформления своего права собственности на предоставленный земельный участок **/**/**** ФИО3 обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок №, однако уведомлением о предоставлении дополнительных документов от **/**/**** истцу было разъяснено, что земельный участок № был ранее учтенным, имеет кадастровый №, и, в связи с тем, что не поступили документы об уточнении границ земельного участка по состоянию на **/**/**** земельный участок с кадастровым номером № аннулирован и исключен из Единого кадастра недвижимости **/**/****.
**/**/**** ФИО1 повторно обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением и межевым планом на земельный участок о регистрации права собственности на земельный участок № .... однако уведомлениями от **/**/**** и **/**/**** ФИО4 было отказано в регистрации права собственности на земельный участок ...., площадью 986 кв.м., по адресу .... по причине не соответствия площади земельного участка, указанного в Постановлении № как 986 кв.м., его фактической площади отраженной в межевом плане как 985 кв.м. Истцу было предложено уточнить границы земельного участка, указанного в Постановлении № от **/**/**** путем составления нового межевого плана, либо внесение изменений в постановление.
С целью внесения изменений в Постановление № от **/**/**** в части площади земельного участка, истец **/**/**** и **/**/**** обратился в КУМИ администрации Иркутского района. Однако письмами от **/**/**** и **/**/**** администрация Иркутского района разъяснила, что полномочий по внесению изменений в ненормативный акт действующим законодательством не предусмотрено.
**/**/**** истец обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с соответствующим заявлением о внесении изменений в постановление Мэра Иркутского муниципального образования № от **/**/**** в части внесения изменений площади земельного участка либо его кадастрового номера.
Ответом № от **/**/**** ФИО1 было отказано на основании того, что согласно статье 54 Устава Иркутского районного муниципального образования, утвержденного решением Иркутской районной Думы от **/**/**** №, мэр района в пределах своих полномочий вправе вносить в правовые акты администрации, ранее принятые, изменения и дополнения, отменять и признавать их утратившими силу, в связи с чем, вносить изменения в Постановление №, принятое Мэром Иркутского района министерство не наделено полномочиями.
ФИО1 повторно обратился в администрацию Иркутского районного муниципального образования с просьбой о внесении изменений в Постановление Мэра Иркутского муниципального образования № от **/**/****.
**/**/**** ответом председателя КУМИ Иркутского районного муниципального образования истцу отказано во внесении изменений в ранее принято постановление, а также его отмене, на том основании, что у администрации Иркутского района в силу отсутствия полномочий по осуществлению действий, связанных с распоряжением земельными участками, отсутствуют полномочия по внесению изменений, дополнений, отмене в правовые акты и не предусмотрено действующим законодательством. Следовательно, подобные действия может совершить орган, обладающий такими полномочиями.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении требований отказать.
Истец ФИО1, представители третьих лиц СНТ «Спецстроевец», территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явились, о дате, месте судебного заседания извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
С учетом положений ст. 167 ГК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Выслушав позицию сторон, исследовав и оценив представленные в суд доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пп. 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 9.1 ст. 3 Закона предусматривает, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56.1 ЗК РФ, права собственников земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Установлено, постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № ФИО1 из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 986 кв.м., расположенный по адресу: ...., в собственность бесплатно для дачного строительства.
Согласно членской книжке ФИО1 является членом ДНТ «Спецстроевец».
В соответствии со справкой, выданной председателем ДНТ «Спецстроевец». ФИО7 не имеет задолженности ни по каким видам взносов по участку №, площадью 986 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий №), расположен по адресу: ...., имеет площадь 986 +/- 22 кв.м.
Согласно межевому плану земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., его площадь равна 985 кв.м.
**/**/**** истец обратился с заявлением в управление Росрееста по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права на спорный земельный участок.
**/**/**** в адрес ФИО1 управлением Россрестра по Иркутской области направлено уведомление о предоставлении дополнительных документов №, согласно которому истцу необходимо осуществить действия, связанные с постановкой земельного участка на кадастровый учет, а так же предоставить постановление мэра Иркутского районного муниципального образования Иркутской области о внесении изменений в постановление № от **/**/**** в части уточнения кадастрового номера земельного участка.
**/**/**** в адрес ФИО1 управлением Россрестра по Иркутской области направлено уведомление о прекращении государственной регистрации, согласно которому на основании заявления о прекращении государственной регистрации права в собственности государственная регистрация спорного земельного участка прекращена.
В 2019 году истец повторно обратился в управление Россрестра по Иркутской области с заявлением о постановке участка на кадастровый учет, в ответ на которое в адрес ФИО1 поступило уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет от **/**/****. Данное уведомление содержит информацию о необходимости истцу предоставить межевой план, уточнив сведения о площади образуемого земельного участка, либо постановление о внесении изменений в постановление № от **/**/**** касательно площади земельного участка.
Истец обратился в КУМИ администрации Иркутского района. Письмами от **/**/**** и **/**/**** администрация Иркутского района разъяснила, что полномочий по внесению изменений в ненормативный акт действующим законодательством не предусмотрено.
В ответ на обращение ФИО1 министерство имущественных отношений Иркутской области **/**/**** отказало во внесении изменений в постановление Мэра Иркутского муниципального образования № от **/**/**** в части внесения изменений площади земельного участка либо его кадастрового номера на основании того, что согласно статье 54 устава Иркутского районного муниципального образования, утвержденного решением Иркутской районной Думы от **/**/**** №, мэр района в пределах своих полномочий вправе вносить в правовые акты администрации, ранее принятые, изменения и дополнения, отменять и признавать их утратившими силу, в связи с чем, вносить изменения в Постановление №, принятое Мэром Иркутского района министерство не наделено полномочиями.
ФИО1 повторно обратился в администрацию Иркутского районного муниципального образования с просьбой о внесении изменений в Постановление Мэра Иркутского муниципального образования № от **/**/****.
**/**/**** истцу было отказано во внесении изменений в ранее принятое постановление, а также его отмене, на том основании, что у администрации Иркутского района в силу отсутствия полномочий по осуществлению действий, связанных с распоряжением земельными участками, отсутствуют полномочия по внесению изменений, дополнений, отмене, в правовые акты и не предусмотрено действующим законодательством.
Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО8, земельный участок, расположенный по адресу: ...., расположен в границах дачного некоммерческого товарищества «Спецстроевец», а именно в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Из ответа на судебный запрос ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от **/**/**** следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., не входит в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального порка. Охранная зона территории Прибайкальского национального парка не установлена. Сведения о границе территории Прибайкальского национального парка внесены в ЕГРН и имеют реестровые номера №.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»).
Постановление мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № в установленном законом порядке не оспорено, является действующим, соответственно, дает суду основание сделать вывод о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен на праве собственности гражданину.
Таким образом, разрешая заявленный спор на основании положений вышеуказанных норм права, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из того, что истец имеет в пользовании земельный участок площадью 985 кв.м., расположенный по адресу: ...., земельный участок предоставлен в установленном законом порядке, спорный земельный участок не изъят из оборота, не является ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку истец, имея права на земельный участок по указанному адресу в соответствии с нормами действующего законодательства, может зарегистрировать свои права на указанный земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, требования истца ФИО1 о признании за ним права собственности на спорный земельный участок подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 985 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для дачного строительства согласно следующих координат:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
381242.14 |
3359700.14 |
2 |
381242.69 |
3359724.27 |
3 |
381222.36 |
3359726.08 |
4 |
381201.59 |
3359726.77 |
5 |
381201.44 |
3359703.38 |
1 |
381242.14 |
3359700.14 |
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 29.09.2021.
Судья: Т.Ю. Сорокина