ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 года пгт. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Будаевой В.М.,
при секретаре Гулиевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-133/2021 по исковому заявлению Бидененко Ивана Владимировича к Ширшову Дмитрию Александровичу о признании права собственности в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бидененко И.В. обратился в суд с иском к ответчику Ширшову Д.А. о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности, мотивировав тем, что с 25 января 2000 года по настоящее время он открыто и непрерывно владеет, пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> как своим собственным, фактически нес бремя содержания, оплачивал счета по коммунальным услугам. Указанное имущество ему перешло на основании фактической купли-продажи, что подтверждается нотариально заверенной доверенностью от ответчика Ширшова Д.А. Оформить договор купли-продажи на основании доверенности ответчика не смог ввиду сложившихся жизненных обстоятельств, после истек срок доверенности. На момент написания расписки, оформления доверенности и передачи документов на квартиру Ширшов Д.А. выступил как продавец недвижимого имущества, получил плату на отчуждаемое имущество. Квартира фактически выбыла из владения ответчика, права на нее получил он как покупатель и новый собственник. Ответчик снялся с регистрационного учета 25 января 2000 г. Просит признать право собственности на жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В судебное заседание истец Бидененко И.В., его представитель Цыренжапова Х.Б. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание не явился ответчик Ширшов Д.А., судебное извещение возвращено в адрес суда по истечению срока хранения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ) (пункт 63 Постановления Пленума). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 Постановления Пленума).
Согласно ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Предусмотренные законом меры по извещению ответчика о слушании дела судом приняты, в адрес ответчика направлялось судебное извещение по месту проживания, данных об ином месте жительства ответчика материалы дела не содержат, в связи с чем, суд считает извещение доставленным, а ответчика надлежаще извещенным о рассмотрении дела.
Учитывая, что ответчик надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, истец против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражает, суд на основании ст. 233 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в порядке заочного производства, о чем вынесено отдельное определение.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, истец Бидененко И.В. просит признать за ним право собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Согласно Выписке из ЕГРН имеются сведения о жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Сведения о правообладателе отсутствуют.
Из справки ООО «Муйское - Бюро технической инвентаризации» от 18.06.2020 года следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Ширшова Дмитрия Александровича.
Согласно расписки Ширшова А.Д. следует, что им были получены денежные средства в размере 10 000 рублей за проданную квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно нотариальной доверенности от 5.01.2000 года ответчик уполномочивает Бидененко И.В. продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежавшую ответчику квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из нотариально заверенного заявления ФИО6 следует, что она дает согласие своему мужу Ширшову Д.А. на продажу спорной квартиры.
Согласно постановлению №24 Администрации района от 27 января 2000 года семье Ширшовых была разрешена продажа двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 постановления N 10/22, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 постановления N 10/22 возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающее переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 постановления N 10/22 - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий.
Оценив представленные истцом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Бидененко И.В. является добросовестным владельцем указанного недвижимого имущества на протяжении более 15 лет, использует его по назначению, поддерживает в исправном состоянии, принимает возможные меры к тому, чтобы владение вещью не причиняло вреда правам и охраняемым законом интересам других лиц, заботясь о ней таким образом, как это делал бы на его месте любой добросовестный хозяин вещи, нес сопутствующее обладанию вещью бремя ее содержания, эффективно используя ее в соответствии с целевым назначением. Истец осуществляя указанные действия, открыто владел указанным недвижимым имуществом, так как не скрывал своего обладания им перед третьими лицами и в социальном окружении его владение воспринималось как обычное в соответствующей обстановке осуществление права собственности в отношении данной вещи, поскольку имелась возможность установить, кто именно осуществляет владение вещью беспрепятственно наблюдать указанное владение. Непрерывность владения означает, что владелец, претендующий на право собственности, не должен сам оставлять имущество, совершая действия свидетельствующие об устранении от владения и пользования. Таким образом, установлено, что истец Бидененко И.В. не является собственником имущества – жилого дома, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение более 15 лет, что по сроку достаточно для удовлетворения иска с учетом п. 4 ст. 234 ГК РФ.
Из положений ст. 12 ГК РФ следует, что законом предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание права.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п. 1). Гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1).
Согласно положениям абз. 5 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бидененко Ивана Владимировича к Ширшову Дмитрию Александровичу о признании права собственности в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать право собственности Бидененко Ивана Владимировича на жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровым номером 03:13:000000:1911, в силу приобретательной давности.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Будаева В.М.
Решение принято в окончательной форме 12 мая 2021 года.
Судья Будаева В.М.