Решение по делу № 2-2225/2024 от 03.07.2024

Дело

УИД 26RS0-60

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

27 августа 2024 года                                  <адрес>

    Георгиевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                          Купцовой С.Н.

при секретаре                         ФИО4

с участием

представителя истца                             ФИО5

помощника Георгиевского межрайонного прокурора         ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> к ФИО3 о прекращении права собственности, изъятии (обмене) недвижимого имущества для муниципальных нужд и о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Георгиевского муниципального округа обратилась в суд с иском к ФИО3 об изъятии <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 25,9 кв. м, принадлежащей ФИО3 на праве собственности, предоставив в собственность ФИО3, взамен изымаемой квартиры, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 1, общей площадью 36,9 кв. м.; прекращении права собственности ФИО3 на жилое помещение - квартиру, общей площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:010508:127, расположенную по адресу: <адрес>; признании права собственности ФИО3 на жилое помещение - квартиру, с кадастровым номером 26:26:010350:145, общей площадью 36,9 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>; прекращении права собственности администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> на жилое помещение с кадастровым номером 26:26:010350:145, общей площадью 36,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; признании права собственности администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> на жилое помещение - квартиру, общей площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:010508:127, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п краевой адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2008-2011 годы» (далее - Программа), согласно распоряжению администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении реестра многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и о сроках проведения реконструкции многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции», для финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, сокращения количества аварийных многоквартирных домов, обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей государственного и муниципального жилищных фондов, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях, находящихся в аварийных многоквартирных домах, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Георгиевского городского округа <адрес> принято постановление «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд». Согласно Отчету -акт от ДД.ММ.ГГГГ, представленному оценщиком ФИО2 (оценщик ФИО2, адрес: 300020, <адрес>) оценка рыночной стоимости принадлежащего ответчику имущества: жилое помещение - квартира, площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:0105508:127, расположенная по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость указанного объекта составляет 580 000 рублей, размер прочих убытков отсутствует (Отчет -акт от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). В результате изъятия (мены) <адрес>, расположенная по адресу: ФИО1, <адрес>, переходит в собственность истца, а <адрес>, расположенная по адресу: ФИО1, <адрес>, корпус 1, переходит в собственность ФИО3. Преимущества заключения указанного соглашения ФИО3 очевидны. Рыночная стоимость предлагаемой к обмену объекта недвижимости (<адрес>), расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, корпус 1, составляет 2 510 000 рублей, согласно отчета -акт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный оценщиком ФИО2. Согласно постановлению администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:010508:127, общей площадью 25,9 кв. м., подлежит изъятию. В настоящее время указанный объект недвижимости принадлежит ФИО3 на праве собственности на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО6, нотариусом <адрес> края в реестре , право по которому зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за . В рамках Программы ФИО3 предлагается переселиться в жилое помещение в многоквартирном доме по <адрес>, корпус 1, <адрес>, общей площадью 36,9 кв. м., то есть в жилое помещение большей площади, чем она занимает в настоящее время. От предложения о переезде и заключения соглашения об изъятии ФИО3 уклоняется, затягивая предоставление необходимых документов. Таким образом, произвести изъятие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 25,9 кв. м., а также осуществить государственную регистрацию перехода права собственности невозможно. ФИО3 зарегистрирована по месту жительства в многоквартирном доме, признанном аварийным. Указанные обстоятельства являются препятствием для снятия аварийного многоквартирного дома с кадастрового учета по причине отсутствия кадастрового учета жилого помещения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также проведению мероприятий по сносу аварийного объекта и подготовки земельного участка для строительства нового жилого дома с целью улучшения жилищных условий граждан. Вышеуказанные обстоятельства препятствуют администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> исполнить обязанности, установленные условиями Программы, а именно: осуществить переселение граждан из аварийного многоквартирного дома, включенного в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечить снос аварийного многоквартирного дома. Данные ограничения делают невозможным произвести регистрацию перехода права собственности в установленном законом порядке, что существенным образом нарушает права и законные интересы администрации Георгиевского городского округа <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила суд их удовлетворить.

Помощник прокурора ФИО7 в заключении полагала требования истца, подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание не явилась ответчик ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту жительства по адресу: <адрес>, заказная корреспонденция возращена в суд, в связи с истечением срока хранения.

Пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ указывает, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Суд считает извещение надлежащим с учётом положений ст.ст. 113, 117 ГПК РФ и ст. 35 ГПК РФ, которые регламентируют порядок извещения и вручения сторонам судебной корреспонденции, закрепляют перечень прав, принадлежащих лицам, участвующим в деле, которые направлены на реализацию конституционного права на судебную защиту.

Согласно ч. 5 ст. 35 ГПК РФ эти лица должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами. Вместе с тем, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью ответчика в силу закона.

Ответчик от участия в процессе уклонилась. Доказательства уважительности причин неявки не представила. При этом не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие и не заявляла ходатайств об отложении.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

В соответствии с ч. 4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся доказательствам в порядке заочного производства.

Выслушав лиц, участвующих в дел, исследовав материалы гражданского дела и представленные письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в том числе и юридическим лицам (статья 47) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).

В соответствии с положениями статей 12, 38 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности статьи 55 и 67 ГПК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п краевой адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2008-2011 годы» (далее - Программа), согласно распоряжению администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении реестра многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и о сроках проведения реконструкции многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции», для финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, сокращения количества аварийных многоквартирных домов, обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей государственного и муниципального жилищных фондов, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях, находящихся в аварийных многоквартирных домах, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Георгиевского городского округа <адрес> принято постановление «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд» (прилагается).

Во исполнение постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд» (далее - постановление об изъятии) администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> (далее - Истец, Администрация) необходимо изъять для муниципальных нужд: земельный участок, площадью 1381 кв. м, относящийся к категории земель - «земли населенных пунктов», с кадастровым номером: 26:26:010508:21, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (пункт 1.4 настоящего постановления об изъятии); жилое помещение - квартира, площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:010508:127, расположенная по адресу: <адрес> (пункт 1.5 настоящего постановления об изъятии).

Истцом принято решение об изъятии для муниципальных нужд у ФИО3 принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимого имущества - жилого помещения (квартиры), площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:0105508:127, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

В адрес Ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено соглашение об изъятии недвижимости (квартиры) для муниципальных нужд с приложением отчётов об оценке изымаемого имущества и предоставляемое новое жилое помещение, однако в установленный срок заключения Соглашения истек, ответчик проект Соглашения не подписала, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

В соответствии со статьей 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ.

Согласно статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 ГК РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской ФИО1, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов, регулируются Гражданским кодексом РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве.

Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, направляется проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства.

Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы.

В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества. В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.

В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению. На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества.

Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.

Вместе с тем, администрация Георгиевского муниципального округа <адрес> предлагает Ответчику альтернативу выкупу объекта недвижимости (квартиры), а именно - обмен (изъятие), производимый без доплаты, жилых помещений, принадлежащих на праве собственнику истцу и ответчику, а также признание данных обмениваемых объектов равноценными.

Согласно Отчету -акт от ДД.ММ.ГГГГ, представленному оценщиком ФИО2, рыночная стоимость принадлежащего ответчику имущества: жилого помещения - квартиры, площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:0105508:127, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 580 000 рублей, размер прочих убытков отсутствует (Отчет -акт от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).

Рыночная стоимость предлагаемой к обмену объекта недвижимости (<адрес>), расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, корпус 1, составляет 2 510 000 рублей, согласно отчета -акт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного оценщиком ФИО2.

В результате изъятия (мены) <адрес>, расположенная по адресу: ФИО1, <адрес>, переходит в собственность истца, а <адрес>, расположенная по адресу: ФИО1, <адрес>, корпус 1, переходит в собственность ФИО3.

Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости дана объективно и достоверно, поскольку исследование проводилось не заинтересованным в исходе дела квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и значительным опытом работы в области оценки. Экспертиза проводилась с учетом всех требований и методик, необходимых для ее проведения. Данное заключение является исчерпывающе полным, подробным и мотивированным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы отвечают поставленной задаче – актуализация оценки рыночной стоимости с последующей подготовкой соглашения об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Указанная в заключении эксперта итоговая величина рыночной стоимости недвижимого имущества является достоверной и актуальной, ответчиком не оспорена.

Рыночная стоимость является величиной, формируемой рынком, то есть отражает размер денежных средств, который согласится покупатель отдать за объект оценки, его стоимость определена на момент изъятия имущества, с учетом предложений на рынке по максимально близким аналогам в сопоставимый с датой оценки момент времени.

Эксперт провел экспертизу с учетом всех необходимых материалов, более того, указана рыночная стоимость изымаемого объекта на момент его изъятия, что в полной мере отвечает требованиям закона и реализует постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2008-2011 годы (далее - Программа)».

Механизм реализации Программы предусматривает порядок и мероприятия, необходимые для предоставления гражданам, выселяемым в связи со сносом аварийного многоквартирного дома другого жилого помещения.

Для реализации Программы органам местного самоуправления муниципальных образований - участникам Программы необходимо:

- представить в министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> документы о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы;

- в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключить муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- обеспечить регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы, осуществить переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

обеспечить снос аварийных многоквартирных домов.

Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств бюджета <адрес> и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы.

В рамках реализации указанной Программы, администрацией Георгиевского муниципального округа <адрес> проводятся мероприятия по переселению граждан из многоквартирных жилых домов, находящихся на территории округа, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Распоряжением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении реестра многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и о сроках проведения реконструкции многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции» многоквартирный жилой <адрес> края признан непригодным для проживания по причине аварийного состояния и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

В соответствии с указанным законодательством уполномоченным органом в структуре администрации Георгиевского муниципального округа, после признания в установленном порядке многоквартирного <адрес> края, аварийным и подлежащим сносу, в целях обеспечения жилищных прав собственников, проживающих в жилых помещениях, находящихся в аварийных многоквартирных домах, указанный многоквартирный дом был включен в краевую адресную Программу.

Согласно постановлению администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:010508:127, общей площадью 25,9 кв. м., подлежит изъятию.

В настоящее время указанный объект недвижимости принадлежит ФИО3 на праве собственности на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО6, нотариусом <адрес> края в реестре , право по которому зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за .

В рамках Программы ФИО3 предлагается переселиться в жилое помещение в многоквартирном доме по <адрес>, корпус 1, <адрес>, общей площадью 36,9 кв. м., то есть в жилое помещение большей площади, чем она занимает в настоящее время.

Таким образом, требования части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае администрацией Георгиевского муниципального округа <адрес> выполнены.

От предложения о переезде и заключения соглашения об изъятии ФИО3 уклоняется, затягивая предоставление необходимых документов. Произвести изъятие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 25,9 кв. м., а также осуществить государственную регистрацию перехода права собственности не представляется возможным.

ФИО3 зарегистрирована по месту жительства в многоквартирном доме, признанном аварийным. Указанные обстоятельства являются препятствием для снятия аварийного многоквартирного дома с кадастрового учета по причине отсутствия кадастрового учета жилого помещения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также проведению мероприятий по сносу аварийного объекта и подготовки земельного участка для строительства нового жилого дома с целью улучшения жилищных условий граждан.

Вышеуказанные обстоятельства препятствуют администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> исполнить обязанности, установленные условиями Программы, а именно:

- осуществить переселение граждан из аварийного многоквартирного дома, включенного в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

- обеспечить снос аварийного многоквартирного дома. Данные ограничения делают невозможным произвести регистрацию перехода права собственности в установленном законом порядке, что существенным образом нарушает права и законные интересы администрации Г еоргиевского городского округа <адрес>.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на его выкуп либо предоставление другого жилого помещения в собственность.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что стоимость и площадь предоставляемого администрацией жилого помещения взамен изымаемого значительно превышает рыночную стоимость и площадь жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным, суд полагает, что интересам ответчика в наибольшей степени будет соответствовать изъятие жилого помещения путем предоставления в собственность указанного в иске жилого помещения по сравнению с его выкупом.

С учетом изложенного, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> к ФИО3 о прекращении права собственности, изъятии (обмене) недвижимого имущества для муниципальных нужд и о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Изъять <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 25,9 кв. м, принадлежащую ФИО3 на праве собственности, предоставив в собственность ФИО3, взамен изымаемой квартиры, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 1, общей площадью 36,9 кв. м.

Прекратить право собственности ФИО3 на жилое помещение - квартиру, общей площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:010508:127, расположенную по адресу: <адрес>.

Признать право собственности ФИО3 на жилое помещение - квартиру, с кадастровым номером 26:26:010350:145, общей площадью 36,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> на жилое помещение с кадастровым номером 26:26:010350:145, общей площадью 36,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности администрации Георгиевского муниципального округа <адрес> на жилое помещение - квартиру, общей площадью 25,9 кв. м, с кадастровым номером 26:26:010508:127, расположенную по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части внесения записи о праве собственности.

Ответчик вправе подать в Георгиевский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                         С.Н. Купцова

(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

2-2225/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Георгиевского муниципального округа
Георгиевский межрайонный прокурор
Ответчики
Аббасова Стелла Григорьевна
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
georgievsky.stv.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2024Подготовка дела (собеседование)
30.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.09.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее