Решение по делу № 33-731/2020 от 30.01.2020

Судья Коваленко В.В.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К..

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 марта 2020 г.

(.....)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.

судей Тимошкиной Т.Н., Савина А.И.

при ведении протокола помощником судьи Эммаусской А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по иску Тихонова О. В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (.....) Республики К.. (межрайонное) о перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Тимошкиной Т.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тихонов О.В. обратился с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (.....) Республики К.. (межрайонное) (далее – УПФ), мотивируя требования тем, что с ХХ.ХХ.ХХ является получателем страховой пенсии по старости, стаж работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) составляет более 15 лет. Между тем, ответчик при расчете использует размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере (...) руб. без учета права истца на ее повышенный размер (...) руб. С учетом изложенного истец просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ХХ.ХХ.ХХ с применением фиксированной выплаты в повышенном размере.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает, что имеет достаточный страховой стаж, стаж в РКС для возможности получения фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере, однако ответчик пенсию исчислил без учета соответствующего повышения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Тихонов О.В. и его адвокат Г.Т.А.., действующая по ордеру, поддержали жалобу, указав, что с учетом полученных от представителя ответчика объяснений в суде апелляционной инстанции по-прежнему настаивают, что истец имеет достаточный стаж, в том числе страховой для получения фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере. При назначении пенсии сам ответчик указал о наличии у истца страхового стажа более 33 лет, применение различных подходов к исчислению страхового стажа пенсионера в зависимости от целей его применения недопустимо.

Представитель ответчика УПФ П.Д.Н.., действующая по доверенности, просила решение суда оставить без изменения, указав, что страховой стаж истца в целях применения повешенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет менее 25 лет. Льготный порядок исчисления страхового стажа допустим только в целях реализации права на назначение пенсии.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Тихонов О.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

По сообщению ответчика, исчисление размера страховой пенсии по старости в отношении Тихонова О.В. произведено в наиболее выгодном варианте, при этом на дату назначения страховой пенсии по старости ее размер составил (...) руб., в том числе (...) руб. - страховая пенсия по старости, (...) руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом коэффициента в размере 1,15, применяемого в (.....).

Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права истца на назначение пенсии в максимально возможном размере ответчиком не нарушены.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, и, несмотря на то, что суд привел в решении подробные мотивы со ссылками на нормы действующего законодательства верного исчисления собственно размера страховой пенсии, который предметом заявленного спора не является, по существу решение суда является верным, так как право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере Тихонов О.В. в настоящее время не имеет.

Закон № 400-ФЗ вступил в силу с 01.01.2015, этим законом был введен новый порядок расчета пенсий, фиксированный базовый размер был заменен фиксированной выплатой.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь (ч. 5 ст. 16).

Положениями ч.ч. 4, 6, 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Решением Петрозаводского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ по иску Тихонова О.В. суд обязал ответчика включить истцу в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ХХ.ХХ.ХХ.

Указанным решением установлено, что на дату вынесения УПФ решения об отказе истцу в назначении пенсии страховой стаж последнего составил 33 года 11 дней, стаж работы в РКС – 14 лет 11 месяцев 01 день.

Соответствующий расчет страхового стажа был выполнен с учетом льготного полуторного исчисления периодов работы до 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также исчисления в двойном размере периода службы армии по призыву.

С учетом включения спорного периода в календарном исчислении страховой стаж истца на момент назначения ему страховой пенсии по старости составил 22 года 29 дней, стаж в РКС - более 15 лет.

По мнению стороны истца, ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ не предусматривает исчисление страхового стажа в календарном порядке, кроме того, недопустим различный подход к исчислению страхового стажа пенсионера в зависимости от целей его применения.

Между тем, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В п. 2 ст. 30 указанного Закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ХХ.ХХ.ХХ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

В п. 4 ст. 30 этого же Закона № 173-ФЗ указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ХХ.ХХ.ХХ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

В целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение к выплате устанавливается наиболее выгодный вариант, при котором пенсионер сможет получать пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица).

Расчетный размер страховой пенсии по старости истцу определен в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

При этом при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ).

Поскольку положениями ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ не предусмотрена возможность исчисления страхового стажа в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 17 данного ФЗ, страховой стаж подлежит исчислению в соответствии с ч. 1 ст. 13, то есть в календарном порядке.

Действующее правовое регулирование предусматривает, что одним из условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ст. 17 Закона № 400-ФЗ, является наличие страхового стажа, выработанного календарно.

Поскольку отсутствуют условия, предусмотренные ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, у истца отсутствует страховой стаж в размере не менее 25 лет, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы истца не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неверном толковании норм материального права.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-731/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тихонов Олег Викторович
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
31.01.2020Передача дела судье
28.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Передано в экспедицию
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее