УИД: 04OS0000-01-2021-000013-65
Дело №3а-16/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., с участием прокурора Астраханцевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании не действующими в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019 - 2023 годы» (в редакциях приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. №1/34-1, от 28 февраля 2020г. №1/5, от 25 декабря 2020г. №1/22) и приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 26 декабря 2019г. №1/35 (в редакции приказа РСТ Республики Бурятия от 27 января 2020г. №1/3),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия) от 26 декабря 2018г. №1/50 определен размер необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на период 2019 - 2023 годов (без учета оплаты потерь). Согласно приложению к приказу необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2020 год была определена в размере 4688638,19 тыс. руб.
В приказ в последующем были внесены изменения: Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. №1/34-1 НВВ для ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» на 2020г. была скорректирована и установлена в размере 4993739,12 тыс. руб.; приказом РСТ Республики Бурятия от 28 февраля 2020г. №1/5, принятым во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 27 декабря 2019г. №СП/115143/19, в приказ от 26 декабря 2018г. №1/50 внесены изменения, приложение к приказу изложено в новой редакции, в том числе НВВ на 2020 год была установлена в размере 5016080,61 тыс. руб. Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020г. №1/22, действующим на момент обращения истца в суд, приложение к приказу от 26 декабря 2018г. №1/50 изложено в новой редакции, однако НВВ сетевой организации на 2020г. оставлена на прежнем уровне.
Указанные приказы РСТ Республики Бурятия не опубликованы.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. № 1/35 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2020 год. В пункте 1 таблицы 1 приложения №1 к приказу, устанавливающем НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия, для ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3631328,36 (4594119,74) тыс. руб.
Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 27 декабря 2019г.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 января 2020г. №1/3 приложение №1 к приказу №1/35 от 26 декабря 2019г. изложено в новой редакции, при этом ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) установлена в прежнем размере - 3631328,36 (4594119,74) тыс. руб.
Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 31 января 2020г. и действовал до 31 декабря 2020г. (п.2 приказа).
30 декабря 2020г. ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири, наименование изменено решением общего собрания 1 июня 2020г.), филиалом которого является ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», обратилось с административным исковым заявлением, требования по которому уточнило в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими с момента принятия: приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. №1/34-1, от 28 февраля 2020г. №1/5, от 25 декабря 2020г. №1/22) в части приложения к приказу установившего НВВ на 2020 год в размере 5016080,61 тыс. руб., и приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 26 декабря 2019г. №1/35 (в ред. приказа РСТ Республики Бурятия от 27 января 2020г. №1/3), в части п. 1 таблицы 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 631 328,36 тыс. руб. (4 594 119,74 тыс. руб.). Истец просил также принять нормативно-правовые акты, заменяющие оспариваемые положения приказов.
В обоснование заявленных требований административный истец (с учетом уточнения) указал, что в нарушение п.28 Основ ценообразования необходимая валовая выручка на 2020г. определена в экономически необоснованном размере, приказы противоречат поскольку РСТ Республики Бурятия неправомерно при расчете арендных платежей амортизация рассчитана без учета переоценки имущества, проведенной арендодателем, <...> в 2014 и 2018г.г. абз. В нарушение абз.11 п.7 Основ ценообразования и п.11 Методических указаний 98-э, сумма выпадающих доходов, распределенных в предыдущих периодах в порядке сглаживания (+193 222,55) тыс. руб. в НВВ 2020г. не включена. Кроме того, сумма выпадающих по технологическому присоединению (+167 595, 46) тыс. руб., распределенная в целях сглаживания на последующие периоды, включает в себя как выпадающие по технологическому присоединению за 2018 г. (+54 884) тыс. руб., так и плановые выпадающие на 2020г. в размере 112 711, 46 тыс. руб., что указанными нормами не предусмотрено. Кроме того, была проведена неправомерная корректировка НВВ на 2020г. в размере 106524,6 тыс. руб. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за предыдущие периоды регулирования и исключены экономически необоснованные доходы в размере 11030,07 тыс. руб. без сглаживания указанных сумм на последующие периоды.
Оспариваемым Приказом РСТ Республики Бурятия нарушены права и законные интересы истца, поскольку он принят с нарушением действующих законов и подзаконных актов, нарушает право истца на получение экономически обоснованной платы за услуги по передаче электрической энергии.
В судебном заседании представители ПАО «Россети Сибирь» Белоглазова М.В., Цыбикова С.С.Ю, действующие на основании доверенностей, исковые требования (с учетом уточнений) подержали, просили признать недействующими оспариваемые приказы с момента принятия и обязать ответчика принять заменяющие нормативно-правовые акты.
Действующий на основании доверенности представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Щербаков Е.Г. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что приказы приняты в пределах компетенции РСТ по Республике Бурятия, в порядке, установленном Правилами регулирования цен и Основами ценообразования, на основании проведенной экспертизы предложения ПАО «Россети Сибирь». В соответствии с п.27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств, переданных в аренду <...> были приняты исходя максимального срока полезного использования и без учета переоценки 2014г. и 2018г., поскольку переоценка не была отражена в инвестиционной программе арендодателя. Сглаживание было произведено в соответствии с п.7 Основ ценообразования, при этом в НВВ филиала на 2020 год величина, распределенная ранее в целях сглаживания тарифов за предыдущие периоды 2015-2017г.г. учтена в сумме 193 222,55 тыс. руб. (с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации), повторное распределение не производилось.
К распределению на последующие периоды была определена сумма в размере (+)518 877,44 тыс. руб., которая включает в том числе (+)167 595,46 тыс. руб. по предложению предприятия из выпадающих по технологическому присоединению. Возможность распределения в целях сглаживания плановых выпадающих по технологическому присоединению на 2020г. нормами Основ ценообразования напрямую не предусмотрена, но и не запрещена. Таким образом, в составе НВВ филиала на 2020 год учтены выпадающие в размере (+)66 396,07 тыс. руб., в том числе учитываемая величина, распределяемая в целях сглаживания тарифов и перенесенная на последующие периоды регулирования, в сумме (+)193 222,55 тыс. руб.; экономически необоснованные доходы/расходы в размере (-)11 030,07 тыс. руб., размер которых определен при проведении анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат за 2018 год; величина корректировки НВВ за 2018 год долгосрочного периода регулирования, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере (-)106 524,60 тыс. руб.; выпадающие по технологическому присоединению (+)27 548,02 тыс. руб. (195 143,67 тыс. руб. – 167 595,65 тыс. руб.); величина корректировки подконтрольных расходов (-)36 819,82 тыс. руб. Корректировки со знаком «минус» были учтены в НВВ филиала на 2020г. в полном объеме с целью недопущения роста тарифа, их сглаживание не осуществлялось, поскольку это является правом регулятора.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, дела об установлении тарифов, заключение прокурора Астраханцевой Е.П., указавшей о необоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения о ценообразовании в сфере электроэнергетики урегулированы Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. №98-э.
В силу ч.1 ст.6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
В соответствии с ч.3 ст.24 Закона об электроэнергетике и п.63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия в ее полномочия установление цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования цен организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).
ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время ПАО «Россети Сибирь») 27 апреля 2018г. обратилось с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2019-2023г.г. с применением метода индексации необходимой валовой выручки.
Приказом РСТ Республики Бурятия №1/6 от 7 мая 2018г. открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, проведена экспертиза предложений сетевой организации и приказом №1/49 от 26 декабря 2018г. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; приказом №1/50 от 26 декабря 2018г. определен размер необходимой валовой выручки электросетевой организации, оказывающей по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023годы. На 2020г. НВВ установлена в размере 4688638,19 руб.
30 апреля 2019г. истец обратился с заявлением в РСТ Республики Бурятия о корректировке необходимой валовой выручки на 2020г. и установлении ее в размере 13 684 105,65 тыс. руб., а также об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020г., приложив расчет и обосновывающие материалы.
Приказом РСТ Республики Бурятия №1/8 от 7 мая 2019г. было открыто дело об установлении тарифов, проведена экспертиза предложения регулируемой организации, на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия 26 декабря 2019г. принят приказ №1/34-1, которым скорректирован НВВ на 2020г. (4993739,12 тыс. руб.) и приказ №1/35 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия», в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3631328,36 (4594119,74) тыс. руб.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 28 февраля 2020г. №1/5, принятым во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 27 декабря 2019г. № СП/115143/19, в приказ от 26 декабря 2018г. №1/50 внесены изменения, приложение к приказу изложено в новой редакции, в том числе НВВ на 2020 год была установлена в размере 5016080,61 тыс. руб. Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 января 2020г. №1/3 приложение №1 к приказу РСТ Республики Бурятия №1/25 от 26 декабря 2019г. изложено в новой редакции. Указанные приказы приняты на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия после проведенной экспертизы.
Приказ №1/25 от 26 декабря 2019г. и приказ №1/3 от 27 января 2020г. опубликованы на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 27 декабря 2019г. и 31 января 2020г. в соответствии со статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 «Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru), на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)». Однако приказ №1/50 от 26 декабря 2018г., устанавливающий размер НВВ регулируемой организации, и его последующие редакции в порядке, установленном указанными нормативно-правовыми актами, не опубликованы, что свидетельствует о нарушении процедуры их принятия.
Таким образом, в соответствии с п.п. 8, 12, 20 Правил регулирования цен по предложению регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), до принятия приказов проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) (п.22 Правил) с составлением экспертных заключений, приказы приняты органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования, о чем суду представлены протоколы заседания (п.25 Правил регулирования цен), приказы об установлении единых (котловых) тарифов опубликованы в установленном порядке.
В качестве оснований для признания недействующими приказов РСТ Республики Бурятия административный истец указал о нарушении при их принятии подп.5 п.28 Основ ценообразования при определении размера расходов, связанных с арендой электросетевого комплекса <...> и п.7 Основ ценообразования при проведении сглаживания тарифов.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с подп.5 п.28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом. При этом расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Порядок определения расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) установлен п.27 Основ ценообразования, в соответствии с которым расходы на амортизацию определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (абз.2 п.27).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (абз.5 п.27).
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации (абз.3 п.27).
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. №91н (далее - Методические указания №91н).
Согласно п.7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из: ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (п.59 Методических указаний N 91н).
Как следует из п.17 ПБУ 6/01 и п.49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (п.50 Методических указаний №91н).
В соответствии с п.п.12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. При этом пунктом 14 Методических указаний N 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования цен). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
При корректировке размера НВВ на 2020г. ПАО «МРСК Сибири» были заявлены затраты на аренду электросетевого комплекса (движимого и недвижимого имущества) по договорам аренды, заключенным с <...> от 28 декабря 2018г. №05.0300.5010.18 и № 04.0300.5011.18, согласованных с ФАС России (решение от 29 декабря 2018г. № ВК/108942/18). Затраты на 2020 год по арендной плате имущества <...> были предложены сетевой организацией в размере 183 218,6 тыс. руб. Для обоснования указанных затрат были представлены в том числе инвентарные карточки <...> отчет об оценке имущества №И-29376/18, составленный 14 ноября 2018г. оценочной организацией <...> расчет амортизационных отчислений по переданному в аренду движимому и недвижимому имуществу, произведенный с учетом амортизации, рассчитанной исходя из переоценки имущества в соответствии с указанным отчетом об оценке.
Как следует из экспертного заключения РСТ Республики Бурятия от 20 декабря 2019г. и расчета эксперта по арендным платежам, в результате рассмотрения представленных материалов экспертами РСТ Республики Бурятия произведен расчет амортизационных отчислений по основным средствам, переданным по договорам аренды движимого и недвижимого имущества № 05.0300.5011.18 и № 04.0300.5010.18, согласно которому размер амортизации по движимому имуществу составил 82 490,154 тыс. руб. и по недвижимому имуществу - 4 311,747 тыс. руб.
Указанный расчет амортизационных отчислений был произведен экспертами исходя из первоначальной стоимости основных средств без учета проведенной в 2014 и 2018 годах арендодателем, <...> переоценки имущества, а также с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств.
Указанный подход регулятора полностью согласуется с приведенными положениями п.27 Основ ценообразования, предусматривающего, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации регулирующими органами принимаются во внимание максимальные сроки полезного использования, установленные Классификацией основных средств.
При этом правило, установленное абз.3 п.27 Основ ценообразования, об учете в составе необходимой валовой выручки результатов переоценки основных средств является специальной нормой и регулирует отношения по начислению амортизации в целях установления тарифа в случае, когда организация произвела переоценку основных средств и нематериальных активов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, и отразила указанные расходы в качестве источника финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации,
Арендодатель - <...> в период 2014-2018г.г. являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия в черте границ города Улан-Удэ, утратив данный статус 4 февраля 2019г. после передачи электросетевого комплекса в аренду ПАО «Россети Сибирь» (протокол заседания коллегии РСТ Республики Бурятия №1/4 от 4 февраля 2019г.).
Утвержденная приказом Минтранса Республики Бурятия №273 от 2 сентября 2014 г. инвестиционная программа <...> на 2016-2019 годы с учетом ежегодных корректировок, в том числе корректировки, утвержденной приказом Минтранса Республики Бурятия №147 от 31 октября 2018г., не содержит сведений о переоценке имущества: в приложении 9 «Финансовый план субъекта электроэнергетики» в разделе 2 «Источники финансирования инвестиционной программы субъекта электроэнергетики» на 2019 год источник финансирования определен в том числе за счет тарифного источника «Амортизации основных средств» в размере 82,2 млн. руб., не учитывающем результаты переоценки.
Таким образом, расходы на амортизацию с учетом переоценки, не являлись источником финансирования мероприятий утвержденной инвестиционной программы собственника имущества - <...> не являются указанные расходы и источником финансирования Инвестиционной программы филиала ПАО «Россети Сибирь» Бурятэнерго, следовательно, установленные абзацем 3 п.27 Основ ценообразования основания для учета переоценки при определении расходов на амортизацию основных средств у РСТ Республики Бурятия отсутствовали.
Доводы истца о том, что переоценка имущества <...> была произведена 31 октября 2018г., то есть уже после корректировки инвестиционной программы организации, а также о том, что <...> утратило статус сетевой организации, в связи с чем для нее не утверждается инвестиционная программа, правового значения не имеют, поскольку абзац 3 пункта 27 Основ ценообразовании является специальной нормой, не предусматривающей учет в НВВ результатов переоценки при расчете амортизации в отсутствие указаний о переоценке в качестве источника финансирования мероприятий инвестиционной программы.
Оценивая доводы истца о неправомерном сглаживании тарифов, суд находит их обоснованными в части.
В соответствии с п.7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования (абз.10).
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абз.11 п.7 Основ).
Согласно п.9 Методических указаний №98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:
величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;
Из п.5.4. экспертного заключения (стр.82) следует, что необходимая валовая выручка сетевой организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования превысила 10% суммарной необходимой валовой выручки, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем по итогам проведенного анализа за 2018г. экономически обоснованными признаны (+) 585273,72 тыс. руб., из которых в целях сглаживания сумма (+)518877,64 руб. распределена на последующие периоды регулирования 2021-2025г.г. равными долями.
При этом в НВВ 2020г. была включена сумма сглаживания с учетом фактических данных периодов 2015 - 2017 гг. (таблица 39 экспертизы) в размере 172711,57 тыс. руб., рассчитанная с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в размере 193 222,55 тыс. руб. (табл.40 экспертизы). Повторное распределение данной суммы на последующие периоды регулирования в данном случае вопреки доводам иска не производилось.
По итогам анализа предыдущего периода регулирования (2018г.) экспертом также были выявлены необоснованные расходы регулируемой организации, что нашло отражение в таблице 34 экспертного заключения.
Так, были выявлены экономически необоснованные расходы в размере (-)11 030,07 тыс. руб., размер которых определен при проведении анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат за 2018 год (табл.35, стр. 20 - 49, 73, 74 экспертного заключения), которые были исключены из НВВ на 2020г.
Помимо этого, экспертом была проведена корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы регулируемой организации в размере (-)106 524,60 тыс. руб. Анализ указанной корректировки отражен в п.4.5, в табл.23 экспертного заключения, а также в «Отчете РСТ Республики Бурятия за 2018 год о проведении систематического наблюдения и анализа за исполнением филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики» и «отчете по исполнению инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» в формате шаблона ЕИАС «Мониторинг инвестиционных программ сетевых компаний за 2018 год».
С учетом изложенного РСТ Республики Бурятия была проведена корректировка НВВ на 2020г. с учетом указанных выявленных необоснованных расходов организации и изменением инвестиционной программы, которые были приняты в расчет НВВ на 2020г. со знаком «минус» в полном объеме.
Не оспаривая размер указанных корректировок, административный истец полагает, что, применяя механизм сглаживания, регулятор с учетом положений абз.11 п.7 Основ ценообразования обязан был распределить на период до 5 лет не только экономически обоснованные расходы прошлых периодов регулирования, но и выявленные экономически необоснованные расходы этих периодов.
Между тем, из содержания абз.11 п.7 Основ ценообразования следует, что применение конкретных механизмов сглаживания (в том числе периодов пределах 5-летнего срока, учета конкретных доходов или расходов организации со знаком «плюс» или «минус») является правом, а не обязанностью регулятора, который в рассматриваемом случае с целью недопущения превышения предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России на 2020 год, произвел распределение в целях сглаживания только экономически обоснованных расходов регулируемой организации.
Вместе с тем, суд не может согласиться с распределением регулирующим органом в целях сглаживания плановых выпадающих доходов по технологическому присоединению на 2020г.
Из системного толкования положений п.п.7, 37 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний №98-э следует, что в целях сглаживания роста тарифов подлежат распределению фактические неучтенные расходы и недополученные доходы, выявленные по результатам анализа прошлых периодов регулирования, возможность распределения в целях сглаживания планируемых выпадающих доходов указанные нормы не содержат.
Как следует из экспертного заключения, при экспертизе были учтены выпадающие плановые доходы по технологическому присоединению на 2020г. в размере 140259,19 тыс. руб. (п.4.1 табл. 34, табл.37 экспертизы) и выпадающие доходы по технологическому присоединению за прошлый период (2018г.) в размере 54884,48 руб. (4.2 табл.34, табл. 36 экспертизы), всего – 195143,67 тыс. руб., при этом к сглаживанию была определена сумма 167595,46 тыс. руб. из выпадающих по технологическому присоединению (стр.83 экспертного заключения).
В нарушение требований пункта 23 Правил регулирования тарифов экспертное заключение не содержит расчета указанной суммы и обоснование ее включения в сглаживание тарифа, однако из пояснений допрошенной в качестве свидетеля эксперта В. следует, что в указанную сумму были включены фактические выпадающие доходы по технологическому присоединению за 2018г. в размере 54884,48 тыс. руб. и выпадающие плановые по технологическому присоединению на 2020г. в размере 112710,98 тыс. руб.
Согласно п.2 ст.23.2 Закона об электроэнергетике, п.87 Основ ценообразования регулирующий орган включает в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение. При осуществлении льготного технологического присоединения затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы.
Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (.
Регулирующий орган в своем решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии отражает учтенные расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение.
Формула расчета необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования содержатся в п.11 Методических указаний №98-э, в которой заложены неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно, для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования (НР1, НРi), включающие в себя расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования.
Таким образом, из изложенных норм в совокупности следует, что затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (выпадающие доходы), подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы и подлежали учету при расчете (корректировке) НВВ сетевой организации и установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2020г. в полном объеме.
Суд при этом также учитывает, что экспертное заключение (п.5.4.) и протокол заседания коллегии РСТ №1/34-1 от 26 декабря 2019г. вводят в заблуждение, поскольку в таблице сглаживаемых затрат на период 2021-2015г.г. (стр.12) содержится указание о величине распределяемых в целях сглаживания затрат за 2018г. в сумме 518877,74 тыс. руб., хотя фактически в УКВ указанную сумму включены плановые выпадающие доходы на 2020г. в размере 112 710,98 тыс. руб.
В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.
Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов от 26 декабря 2019г. № 1/34-1, от 28 февраля 2020г. № 1/5, от 25 декабря 2020г. № 1/22), устанавливающий необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на 2020г. приказ от 26 декабря 2019г. №1/35 (в редакции от 27 января 2020г. №1/3), которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия входят в единый пакет документов, принимаемый органом регулирования в рамках процесса установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, и в совокупности содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии, то есть являются нормативно-правовыми актами.
При этом установленный Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (с последующими редакциями) размер НВВ на 2020г. воспроизведен в п. 1 таблицы 1 приложения 1 к приказу от 26 декабря 2019г. №1/35 – без учета уровня напряжения ВН-1.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондируют принципы государственного регулирования цен (тарифов) обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленный оспариваемыми нормативно-правовыми актами РСТ Республики Бурятия размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - Бурятэнерго размер необходимой валовой выручки на 2020г. указанным принципам, а также нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует, потому в соответствии с пунктом 1 части 2 ст.215 КАС РФ приказы в части установления размера НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - Бурятэнерго подлежат признанию недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые приказы имеют ограниченный срок действия – 2020г., они подлежат признанию недействующими в части с момента принятия.
Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено право суда в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
При этом следует учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016г. №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», согласно которому в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на РСТ Республики Бурятия обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия:
- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 годы» (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. № 1/34-1, от 28 февраля 2020г. № 1/5, от 25 декабря 2020г. № 1/22) в части приложения к приказу, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2020г. в размере 5 016 080,61 тыс. руб.;
- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 26 декабря 2019г. №1/35 (в редакции приказа РСТ РБ от 27 января 2020г. №1/3) в части п. 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 631 328,36 тыс. руб. (4 594 119,74 тыс. руб.).
Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия принять акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. № 1/34-1, от 28 февраля 2020г. № 1/5, от 25 декабря 2020г. № 1/22), от 26 декабря 2019 года №1/35 (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 января 2020г. №1/3).
Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 8 апреля 2021 года.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева