РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2019 года гор. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Калита Н.В.,
при секретаре Дьяченко О.Г.,
с участием: помощника прокурора Кореновского района Тыщенко Ю.Э., представителя административного ответчика Администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района по доверенности Рохманко Е.А., представителя заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району по доверенности Калмыкова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по административному исковому заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Сергиевского сельского поселения о признании незаконным бездействия, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории района.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ, возложена на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
На основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти требования к процессам проектирования, производства, монтажа, наладки и эксплуатации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целями защиты жизни или здоровья граждан.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что, в нарушение указанных требований законодательства, на некоторых автомобильных дорогах Сергиевского сельского поселения не обеспечена безопасность дорожного движения.
В частности, при осмотре автомобильных дорог в Сергиевском сельском поселении Кореновского района выявлено, что в <...> на пересечении <...> и <...> в нарушение требований п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004 года «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004) под дорожным знаком 2.1 «главная дорога» и дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» отсутствует табличка 8.13 «направление главной дороги», который приминяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.
- в <...> на пересечении <...> и <...> в нарушение требований п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004 года под дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» отсутствует табличка 8.13 «Направление главной дороги», который применяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление;
- в <...> напротив д. № <...> и <...> в нарушение требований п. 5.3.1 (таб. А.2 приложение А) и п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017г.) участок обочины, не отделенный от проезжей части бордюром, возвышается на 15 см над поверхностью проезжей части, что не допустимо;
- в <...> напротив д. № <...> и <...> в нарушение требований п. 5.2.4 (таб. А.1 приложение А) ГОСТ Р 50597-2017г. на покрытии проезжей части имеется дефект в виде выбоины длиной 300 см, глубиной 10см, площадью 6 кв.м.
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) отсутствует тротуар;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар, а также стационарное электрическое освещение;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар, а также стационарное электрическое освещение;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Также, в силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
<...> года прокурором Кореновского района главе Сергиевского сельского поселения Кореновского района вносилось представление №<...> «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения».
Однако, выявленные нарушения устранены частично, кроме того, допущены новые нарушения, следовательно, администрацией Сергиевского сельского поселения Кореновского района не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
Непринятие мер по созданию условий для безопасности дорожного движения нарушает законные права и интересы граждан и повышает риск совершения ДТП и причинения гражданам телесных повреждений.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района и обязать обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района настаивал на удовлетворении исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района возражал против удовлетворения административного искового заявления прокурора Кореновского района, свои возражения мотивировала тем, что в бюджете сельского поселения отсутствуют денежные средства, позволяющие устранить допущенные нарушения, тем самым выполнить требования прокурора Кореновского района.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району не возражал против удовлетворения административного иска прокурора Кореновского района.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные требования прокурора Кореновского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ, возложена на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
На основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти требования к процессам проектирования, производства, монтажа, наладки и эксплуатации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целями защиты жизни или здоровья граждан.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от <...> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства, на некоторых автомобильных дорогах Сергиевского сельского поселения не обеспечена безопасность дорожного движения.
В частности, при осмотре автомобильных дорог в Сергиевском сельском поселении Кореновского района выявлено, что в <...> на пересечении <...> и <...> в нарушение требований п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004 года «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004) под дорожным знаком 2.1 «главная дорога» и дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» отсутствует табличка 8.13 «направление главной дороги», который приминяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.
- в <...> на пересечении <...> и <...> в нарушение требований п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004 года под дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» отсутствует табличка 8.13 «Направление главной дороги», который применяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление;
- в <...> напротив д. № <...> и <...> в нарушение требований п. 5.3.1 (таб. А.2 приложение А) и п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017г.) участок обочины, не отделенный от проезжей части бордюром, возвышается на 15 см над поверхностью проезжей части, что не допустимо;
- в <...> напротив д. № <...> и <...> в нарушение требований п. 5.2.4 (таб. А.1 приложение А) ГОСТ Р 50597-2017г. на покрытии проезжей части имеется дефект в виде выбоины длиной 300 см, глубиной 10см, площадью 6 кв.м.
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) отсутствует тротуар;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар, а также стационарное электрическое освещение;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар, а также стационарное электрическое освещение;
- в <...> в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Также, в силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
<...> года прокурором Кореновского района главе Сергиевского сельского поселения Кореновского района вносилось представление №<...> «Об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения».
Однако, выявленные нарушения устранены частично, кроме того, допущены новые нарушения, следовательно, администрацией Сергиевского сельского поселения Кореновского района не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
Непринятие мер по созданию условий для безопасности дорожного движения нарушает законные права и интересы граждан и повышает риск совершения ДТП и причинения гражданам телесных повреждений.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Кореновского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 1 статьи 3 ФЗ № 21 от 08.03.2015г. «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статьями 175, 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района и обязать обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Сергиевского сельского поселения Кореновского района путем:
а) в <...>:
- установки таблички 8.13 «направление главной дороги», который приминяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление, под дорожным знаком 2.1 «главная дорога» и дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» на пересечении <...> и <...> в соответствии с п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- установки таблички 8.13 «направление главной дороги», который приминяют для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление, под дорожным знаком 2.4 «уступить дорогу» на пересечении <...> и <...> в соответствии с п. 5.9.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- обустройства тротуара по <...> в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустройства тротуара и стационарного электрического освещения по <...> в соответствии с п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустройства тротуара и стационарного электрического освещения по <...> в соответствии с п. 4.5.1 и п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустройства тротуара по <...> в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007;
б) в <...>:
- приведения в соответствие с требованиями п. 5.3.1 (таб. А.2 приложение А) и п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017г. участка обочины, не отделенного от проезжей части бордюром, по <...> напротив д. № <...> и <...>;
- приведения в соответствие с п. 5.2.4 (таб. А.1 приложение А) ГОСТ Р 50597-2017г. покрытия проезжей части по <...> напротив д. № <...> и <...>;
- обустройства тротуара по <...> в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения.
Судья Кореновского районного суда Калита Н.В.