... дело №2-3348/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Антощук Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 июня 2020 года гражданское дело по иску Смирновой Е.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,
установил:
Смирнова Е.Е. обратилась с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по внеочередному предоставлению жилья, указав в обоснование требований на непригодность для проживания помещения, занимаемого её семьей по договору социального найма.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» и Смирнова Л.В.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.
Истец и третьи лица в суд не явились.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ....
Нанимателем жилого помещения является Смирнова Е.Е. Совместно с ней в квартире зарегистрирована Смирнова Л.В.
На основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** №..., постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания.
Иного благоустроенного жилья Смирнова Е.Е. и члены её семьи не имеют.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Статьей 52 Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В ходе рассмотрения дела установлено, Смирнова Е.Е. и члены её семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят, малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в установленном порядке не признаны.
При таком положении, оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по внеочередному предоставлению Смирновой Е.Е. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого (непригодного для проживания) в настоящее время не имеется.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о наличии у них права на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.
Обстоятельства, связанные с наличием у Смирновой Е.Е. и членов её семьи в период с ** ** ** по ** ** ** статуса малоимущих, установленного ... правового значения в рассматриваемом споре не имеют, поскольку принятие на учет в качестве малоимущих для целей получения мер социальной поддержки и признание малоимущими для целей постановки на учета для получения жилого помещения по договору социального найма имеют разную правовую природу, процедуру и основания, а также различные правовые последствия.
Принятие Смирновой Е.Е. на учёт в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ также не имеет значения, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, а не отношения, связанные с принятием на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, признанием малоимущими для этих целей, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований истца следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Смирновой Е.Е. в удовлетворении требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
...
Председательствующий О.Л. Саенко