В окончательной форме решение изготовлено 25.07.2016 года
Дело № 2-284/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2016 года с. Туринская Слобода
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е.В.,
при участии:
в качестве прокурора: помощника прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области Ирзутова ФИО12
представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району Патрушевой ФИО13
при секретаре Лудовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Белогузова ФИО14 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Белогузова ФИО15 обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительство), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО), государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд жилищного строительства), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району (далее - Управление социальной политик) о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
В заявлении в обоснование требований указал, что Белогузов ФИО16 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО3 решением Слободо-Туринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Белогузова ФИО17 юридически отец не установлен. Белогузов ФИО18 передан под опеку ФИО4
Жилое помещение за ним закреплено не было.
В настоящее время Белогузов ФИО19 состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей в Управлении социальной политики по <адрес> на основании приказа начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ №
Жилых помещений на праве собственности у Белогузова ФИО20 не имеется.
До настоящего времени жилое помещение Белогузову ФИО21 не предоставлено, чем нарушаются его жилищные права.
На основании изложенного прокурор просит о возложении на Фонд жилищного строительства обязанности: по приобретению жилого помещения для Белогузова ФИО22 не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления на территории муниципального образования <адрес> муниципальный район, а также обязанности - подготовить договор найма специализированого жилого помещения, и направить в Управление социальной политики; обязывании МУГИСО зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилой фонд Свердловской области; обязать Министерство строительства распределить жилое помещение Белогузову ФИО23 обязать Управление социальной политики обеспечить подписание Белогузовым ФИО24 договора найма специализированного жилого помещения и направить его в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Истец Белогузов ФИО25., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не уведомив суд о причинах неявки.
Представитель ответчика - Управления социальной политики Патрушева ФИО26 в судебном заседании с иском согласилась, суду пояснила, что Белогузов ФИО27. состоит на учете лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. На данный момент жилое помещение ему не предоставлено.
В судебное заседание не явился представитель ответчика - Министерства строительства, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, представил в суд отзыв, в котором возражал против заявленных исковых требований, поскольку считает, что право истца на обеспечение жилым помещением не нарушено, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований будут нарушены права граждан у которых право на жилье возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель ответчика - МУГИСО, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам наделены Министерство строительства и Фонд жилищного строительства. К компетенции МУГИСО относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. МУГИСО является уполномоченным органом по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот, по ведению реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц, по управлению данными жилыми помещениями, относящимися к государственной казне Свердловской области.
Ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В судебное заседание не явился представитель ответчика - Фонда жилищного строительства, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Представил отзыв, из которого следует, что нарушений прав истца со стороны Фонда жилищного строительства нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований будут нарушены права граждан у которых право на жилье возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Кроме этого, просил привлечь в качестве соответчика Министерство финансов Свердловской области, отвечающее за проект бюджета, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя фонда.
В соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов Свердловской области.
Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в удовлетворении требований к Министерству финансов Свердловской области отказать.
Кроме этого, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения прокурора, истца, представителя ответчика - Управление социальной политики, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков.
Заслушав истца, прокурора, представителя ответчика - Управления социальной политики, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Белогузов ФИО28 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии № Белогузов ФИО29 родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО3, запись об отце отсутствует.
Мать - ФИО3 была лишена родительских прав на основании решения <адрес> районного суда <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Управления социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ над Белогузовым ФИО31 была учреждена опека. Его опекуном была назначена ФИО4.
Жилое помещение за Белогузовым ФИО32 не закреплялось.
Постановлением Главы <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Белогузов ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет для получения жилого помещения как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>.
В настоящее время Белогузов ФИО34 состоит на учете, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в Управлении социальной политики по <адрес> на основании приказа начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ №
Тот факт, что Белогузов ФИО35 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.
Приказом начальника Управления социальной политики по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области, где Белогузов ФИО36 поименован под №.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Белогузов ФИО37 относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в собственности Белогузова ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества нет.
Согласно справке, выданной администрацией <адрес> сельского поселения, Белогузов ФИО39 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: ФИО5 <адрес>, совместно с опекуном. До ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> в настоящее время указанный дом не существует, так как сгорел.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (в настоящее время Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области).
Процедура обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, в соответствии с которым обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
На основании Постановлений Правительства СО от 26.04.2012 года № 417-ПП, 04.07.2012 № 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 № 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования.
Согласно Закона Свердловской области от 22.03.2006 года № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот.
При этом осуществление учета указанной категории возложено на органы опеки и попечительства.
В соответствии с положениями Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложена на Министерство социальной защиты населения по Свердловской области.
Согласно пп. 20 п. 12 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года № 1164-ПП, Управление ведет учет льготной категории граждан, проживающих на территории района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, Управление социальной политики обязано вести учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защищать их права и законные интересы. В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 07.12.2012года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно жилые дома и квартиры, входящие в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области согласно статье 3 Закона СО № 96-ОЗ предоставляются гражданам путем:
1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;
2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования;
3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Порядок принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (статья 5 Закона СО № 96-ОЗ).
Из положений статьи 6 Областного закона № 96-ОЗ, следует, что договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с изменениями с 01.01.2013 г. заключаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Государственные учреждения Свердловской области, которые вправе заключать договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Правительством Свердловской области.
В силу постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по принятию решений о предоставлении и заключению договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527 - ПП во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 года № 15-ФЗ утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Пунктом 3 Порядка установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области.
Согласно пункту 9 указанного Порядка, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения однократно (п.3)
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с Приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которые являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (п.п.7,8) При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является фонд жилищного строительства. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров подлежат возврату в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 15-Впр12-2 по делу о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по смыслу ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. ч. 1, 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Белогузов ФИО40 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достиг 18-летнего возраста, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности.
По состоянию на день рассмотрения судом спора Белогузов ФИО41 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории лицо, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В своем отзыве представитель ГКУ СО « Фонд жилищного строительства» указал, что действующее законодательство не предусматривает право лиц, относящихся к категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" на получение жилого помещения вне очереди. А поскольку в списке лиц указанной категории имеются граждане, включенные в список ранее и не обеспечены жильем, то при удовлетворении иска могут быть нарушены права этих лиц.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18 лет ей должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Более того, иным действующим законодательством также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, а не для того, чтоб руководствоваться данным списком при решении вопроса, кто первый из достигших 18 лет граждан должен получить жилье, кто второй и так далее.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства субъекта РФ, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18 лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет. Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку, Белогузов ФИО42 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жильем, внесен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18-летнего возраста, то в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции), должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности. Иное являлось бы нарушением конституционного права Белогузова ФИО43 на жилище, установленное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно на территории населенного пункта в границах субъекта РФ, где Белогузов ФИО44 включен в список, т.е. в <адрес>.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов (ч. ч. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика - МУГИСО о том, что данный орган осуществляет только функции по учету жилых помещений для детей-сирот, суд считает не состоятельными.
Реализация указанных выше норм по обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагает осуществление взаимодействия между всеми субъектами, ответственными за реализацию прав лиц указанной категории на жилое помещение - Министерство строительства, Фонд жилищного строительства и Управление социальной политики, МУГИСО.
При этом в ходе указанного взаимодействия у них возникают и реализуются взаимные права и обязанности.
Как установлено, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. То есть, создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот.
В свою очередь, после передачи соответствующих документов Фондом жилищного строительства, МУГИСО своим приказом зачисляет жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретенные в областную собственность, в государственный специализированный жилищный фонд, и только после этого возможно решение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей и заключение с ними договора найма на данное жилье специализированного жилищного фонда.
Именно в рамках такого взаимодействия смогут реализоваться в полном объеме предусмотренные требования о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в том числе в отношении Белогузова ФИО45
В связи с чем суд, считает необходимым возложить обязанность по приобретению и предоставлению жилья как на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управление социальной политики по Слободо-Туринскому району, а также на МУГИСО с включением приобретенного для Белогузова ФИО46 жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с ней договора найма государственного специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах Белогузова ФИО47 удовлетворить.
2. Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления на территории муниципального образования «Слободо-Туринский муниципальный район» для Белогузова ФИО48, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
3.Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность по зачислению приобретенного жилого помещения для Белогузова ФИО49, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
4.Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить жилое помещение Белогузову ФИО50, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
5.Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Белогузовым ФИО51, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и направить его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики СО по Слободо-Туринскому району.
6.Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики - Управление социальной политики по Слободо-Туринскому району после получения из Государственного казенного учреждения «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения, обеспечить подписание Белогузовым ФИО52, ДД.ММ.ГГГГ года рождения договора найма специализированного жилого помещения и направить его в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, его вынесший, в течение месяца.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой.
Не использование лицами, участвующими в деле, право на апелляционное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в кассационном порядке.
Решение принято в совещательной комнате 18.07.2016 года. Резолютивная часть решения изготовлена печатным способом в совещательной комнате с помощью компьютерной техники 18.07.2016 года.
Председательствующий судья подпись
<данные изъяты>:
Судья Е.В. Сергеева
Секретарь