Решение по делу № 33-2137/2022 от 09.06.2022

Судья Кузнецова О.В.             Дело № 33-2137/2022 (№ 2-199/2022)

УИД № 58RS0018-01-2021-008502-11

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 июля 2022 г.                                     г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Макаровой С.А.,

судей Герасимовой А.А., Копыловой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Тюриной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Герасимовой А.А. дело по исковому заявлению Грицука Александра Петровича к Социальному управлению г. Пензы о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Грицука Александра Петровича на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 марта 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования Грицука Александра Петровича к Социальному управлению г. Пензы о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Заслушав истца Грицука А.П., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика Социального управления г. Пензы Буйдину К.Н., поддержавшую возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Грицук А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Социальному управлению г. Пензы о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда, указав на то, что он является ветераном военной службы и ветераном боевых действий (Афганистан 1980-1981 гг.). С 2011 года он получает в отделе Социального управления по Октябрьскому району г. Пензы меру социальной поддержки по оплате ЖКХ как ветеран боевых действий. Мера социальной поддержки по оплате ЖКХ для ветеранов боевых действий ниже, чем для ветеранов военной службы. В соответствии с действующим законодательством он имеет право выбора мер социальной поддержки. В связи с этим он неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении данной меры социальной поддержки как ветерану военной службы. При этом в заявлении, датированном 25 мая 2021 г., он отказался от получения аналогичной меры, предоставленной ему как ветерану боевых действий. Однако им были получены отказы со ссылкой на то, что при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным законодательством субъекта, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина, назначить меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законом для граждан, имеющих звание «ветеран военной службы», не представляется возможным, поскольку меры социальной поддержки уже предоставляются, как ветерану боевых действий. Считает, что ответчик отказывает ему в выборе мер социальной поддержки, чем грубо нарушает законодательство и его права.

В результате незаконных действий ответчика состояние его здоровья ухудшилось: возникло заболевание «опоясывающий герпес», постоянно «прыгает» давление.

На основании изложенного просил обязать Социальное управление г. Пензы предоставить ему меру социальной поддержки по оплате ЖКХ как ветерану военной службы с 12 апреля 2021 г., т.е. с момента подачи заявления, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Протокольным определением Ленинского районного суда г. Пензы от 12 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОПФР по Пензенской области.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Грицук А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает противоречащим действующему законодательству вывод суда о том, что он является получателем мер социальной поддержки как ветеран боевых действий, а потому меры социальной поддержки как ветерану военной службы ему не могут быть предоставлены, т.к. он не относится к той категории граждан, которые в силу закона имеют право получать меры социальной поддержки по нескольким основаниям. При этом судом не учтено, что истец обратился в суд за решением вопроса о назначении ему иной меры социальной поддержки как ветерану военной службы (компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг), отличной от имеющейся у него как у ветерана боевых действий (ежемесячная денежная выплата).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Грицук А.П. поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, дал пояснения по доводам апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Социального управления г. Пензы Буйдина К.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы возражений, просила решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо ОПФР по Пензенской области своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что истец Грицук А.П. является ветераном боевых действий и ветераном военной службы.

Как ветеран боевых действий истец получает: с 1 января 2005 г. по настоящее время через ОПФР по Пензенской области ежемесячную денежную выплату, назначенную в без заявительном порядке на основании сведений, переданных Управлением социальной защиты населения г. Каменки Пензенской области; с 1 ноября 2011 г. по настоящее время через Социальное управление г. Пензы ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, назначенную на основании заявления истца.

Как следует из материалов дела, Грицук А.П. обращался в ответчику с заявлениями от 12 апреля 2021 г., 25 мая 2021 г. о назначении ему как ветерану военной службы в соответствии с Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» меры социальной поддержки в виде компенсации за жилищно-коммунальные услуги, отказавшись (в заявлении от 25 мая 2021 г.) от получения такой компенсации, выплачиваемой как ветерану боевых действий.

Решением отдела Социального управления г. Пензы по Октябрьскому району от 20 апреля 2021 г. № 2325 истцу было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку заявитель получает меры социальной поддержки по другим основаниям, установленным действующим законодательством. В письме от 10 июня 2021 г. истцу было сообщено об оставлении его заявления от 25 мая 2021 г. о прекращении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения как ветерану боевых действий без рассмотрения в связи с отказом в назначении мер социальной поддержки как ветерану военной службы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не обладает правом на одновременное получение в соответствии с действующим законодательством мер социальной поддержки по нескольким основаниям; являясь получателем меры социальной поддержки по категории «Ветеран боевых действий» в виде ежемесячной денежной выплаты и не отказываясь от нее, истец сделал выбор на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как ветеран боевых действий, а потому отсутствуют основания для предоставления ему заявленной меры социальной поддержки как ветерану военной службы и, соответственно, для взыскания с ответчика, принявшего законное решение об отказе в удовлетворении заявления истца, компенсации морального вреда.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в связи со следующим.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветераны боевых действий имеют право на ежемесячную денежную выплату, которую назначает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г., относились, в том числе ветераны военной службы (ст. 23 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.)

В соответствии с Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» право на меры социальной поддержки имеют, в том числе лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», достигшие возраста для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет либо ранее достижения этого возраста при возникновении права на досрочную страховую пенсию по старости или установлении (назначении) им досрочной страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 3 указанного Закона Пензенской области ветеранам труда, ветеранам военной службы, устанавливается, в частности, такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади; б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Пензенской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - исходя из занимаемой жилой площади; в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; г) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления этих услуг; г.1) платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; д) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В силу ч. 2 ст. 5 Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина.

Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» также установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 3).

Правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как позволяющее выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в системном толковании положения названных выше норм регионального и федерального законов не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан, что соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.

Право на одновременное получение ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 указанного Федерального закона, однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которым были внесены изменения в этот нормативный акт, данный пункт утратил силу.

В настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан. Отсутствует такая возможность и в соответствии с Законом Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области».

Учитывая, что истец реализовал свое право выбора основания пользования мерами социальной поддержки как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», отказываться от предусмотренных данным нормативным актом выплат он не намерен, правовых оснований для получения мер социальной поддержки как ветерану военной службы по условиям и нормам Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» у Грицука А.П. не имеется.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с принятым решением, субъективному толкованию правовых норм и переоценке установленных судом по делу обстоятельств, однако не содержат каких-либо данных, свидетельствующих о неправильности судебного решения, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного судебного акта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Грицука Александра Петровича – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2022 г.

Председательствующий

Судьи

33-2137/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Грицук Александр Петрович
Ответчики
Социальное управление г. Пензы
Другие
Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Герасимова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
09.06.2022Передача дела судье
12.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее