Дело № 2а-389/2019
УИД-75RS0005-01-2020-000378-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации сельского поселения «Балягинское» к Петровск-Забайкальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, заместителю начальника отдела-заместителю старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация сельского поселения «Балягинское» обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края по делу № 2а-158/2019 от 08.05.2019 постановлено: обязать администрацию городского поселения «Балягинское» оформить право собственности на теплотрассу инв. номер №, расположенную в границах городского поселения «Балягинское», в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. 17.06.2019 решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист. 15.01.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Т.В. Благих возбуждено соответствующее исполнительное производство № 86/20/75058-ИП. 20.03.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения. При этом, в целях исполнения решения суда, администрацией поселения была проделана следующая работа: 08.02.2019 между администрацией городского поселения «Балягинское» (Заказчик) и ИП ФИО (Исполнитель) заключен договор № 11 на выполнение кадастровых работ, согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить кадастровые работы в отношении теплотрассы, расположенной по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Баляга. Согласно п. 1.4 Договора Исполнитель передает Заказчику по акту сдачи-приемки работ выполненный и оформленный надлежащим образом результат кадастровых работ. Согласно п. 4.1 Договора настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания взаиморасчетов сторон, приемки выполненных работ и получения Заказчиком исполненной документации. В настоящее время результат кадастровых работ в отношении теплотрассы, расположенной по адресу: Забайкальский край, Петровск- Забайкальский район, с. Баляга по акту сдачи-приемки работ не передан Заказчику в связи с неполной оплатой по договору, поскольку бюджет поселения дотационный, дефицитный, доходы от коммерческой деятельности отсутствуют, в связи с чем у администрации сельского поселения «Балягинское» не имеется возможности произвести оплату договора. Администрация поселения считает, что вина в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного листа № 029852079 от 20.09.2019 отсутствует, так как были приняты все необходимые меры для исполнения решения суда. На основании изложенного административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю БлагихТ.В. о взыскании исполнительского сбора от 20.03.2020 по исполнительному производству № 86/20/75058-ИП до 37500 рублей.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, заявлений, ходатайств не представили.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Соответственно, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника.
Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда.
Как следует из материалов дела, решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 08.05.2019 по делу № 2а-158/2019 постановлено: обязать администрацию городского поселения «Балягинское» оформить право собственности на теплотрассу инв. номер №, расположенную в границах городского поселения «Балягинское», в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
17.06.2019 решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист № 029852079 от 20.09.2019.
15.01.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Т.В. Благих возбуждено соответствующее исполнительное производство № 86/20/75058-ИП.
В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 20.03.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей и установлен нового срока для исполнения решения-до 31.03.2020.
Как следует из административного искового заявления на дату вынесения настоящего решения, решение суда от 08.05.2019 по-прежнему не исполнено.
При этом, в целях оформления права собственности на теплотрассу, администрацией поселения была проделана следующая работа: 08.02.2019 между администрацией городского поселения «Балягинское» (Заказчик) и ИП ФИО (Исполнитель) заключен договор № 11 на выполнение кадастровых работ, согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить кадастровые работы в отношении теплотрассы, расположенной по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Баляга. Согласно п. 1.4 Договора Исполнитель передает Заказчику по акту сдачи-приемки работ выполненный и оформленный надлежащим образом результат кадастровых работ. Согласно п. 4.1 Договора настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания взаиморасчетов сторон, приемки выполненных работ и получения Заказчиком исполненной документации. В соответствии с п. 2.1 Договора цена работ по договору составляет 80 000 руб.
Согласно счету № 1 от 08.02.2019 и платежному поручению от 11.02.2019 администрацией сельского поселения «Балягинское» в качестве предоплаты по вышеназванному договору на счет ИП ФИО внесена денежная сумма в размере 40 000 руб.
Остальная сумма по договору Заказчиком не оплачена, в связи с чем, как это следует из искового заявления, результат кадастровых работ в отношении теплотрассы, расположенной по адресу: Забайкальский край, Петровск- Забайкальский район, с. Баляга по акту сдачи-приемки работ Заказчику до настоящего времени не передан.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Доказательств того, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты все возможные меры для надлежащего исполнения решения суда административным, истцом не представлено.
Однако, принимая во внимание, то обстоятельство, что меры к исполнению решения должником все же принимались, а также то, что бюджет сельского поселения является дотационным, отсутствуют доходы от коммерческой деятельности, при наличии денежных средств распределение определяется в первую очередь необходимостью производить социально-значимые выплаты работникам - заработная плата, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей, то есть на одну четверть от 50 000 руб., как это установлено ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования администрации сельского поселения «Балягинское» удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В.. о взыскании исполнительского сбора от 20.03.2020 по исполнительному производству № 86/20/75058-ИП до 37 500 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Балабанова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.