Решение по делу № 66а-2602/2021 от 26.07.2021

Судья Трифонова О.М.                                                          Дело №66а-2602/2021

(номер дела в суде первой инстанции 3а-519/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород    25 августа 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Калугина Д.М., при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по апелляционной жалобе В. на определение Оренбургского областного суда от 18 мая 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без рассмотрения,

установил:

В. обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 350 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что процессуальная проверка по его обращению о совершенном преступлении продолжалась 5 лет 1 месяц 15 дней, что, как полагает административный истец, значительно превышает сроки, установленные статьей 144 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее также УПК РФ), и нарушает его право на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Определением Оренбургского областного суда от 18 мая 2021 года административное исковое заявление В. оставлено без рассмотрения.

В частной апелляционной жалобе В. просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что он относиться к лицам, не имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки. Полагает, что дело не могло быть рассмотрено в упрощенном порядке; судом первой инстанции не должным образом проведена подготовка; не запрошена позиция надзирающего прокурора; не привлечено к участию в деле должностное лицо, принимавшее одно из процессуальных решений; не рассмотрено ходатайство административного истца; не указал способ устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного иска без рассмотрения; не разрешил вопрос о возврате государственной пошлины.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также Закон о компенсации), граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии со статьей 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. При определении разумного срока досудебного производства, который включает в себя период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 24 названного Кодекса, учитываются такие обстоятельства, как своевременность обращения лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, с заявлением о преступлении, правовая и фактическая сложность материалов проверки сообщения о преступлении или материалов уголовного дела, поведение потерпевшего, лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу (части 1, 3.1).

Из содержания приведенных норм следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок.

В Постановлении от 11 ноября 2014 года №28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части первой статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 УПК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не допускают возвращения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок лицу, по заявлению которого о преступлении отказано в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, или отказ в выплате компенсации такому лицу на том лишь формальном основании, что в отношении этого лица не было принято процессуальное решение о признании его потерпевшим, если позиция органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры о наличии оснований для возбуждения уголовного дела в период предварительного расследования неоднократно менялась и (или) если принятым впоследствии судебным решением установлено, что отказ в возбуждении уголовного дела в период до истечения сроков давности уголовного преследования был незаконным, необоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 7.3 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, в шестимесячный срок со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, если продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия по указанному основанию решения об отказе в возбуждении уголовного дела превысила шесть месяцев, а до дня принятия решения о прекращении уголовного дела - один год и одиннадцать месяцев и имеются данные, свидетельствующие о своевременности обращения с заявлением о преступлении, а также о непринятии дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, и (или) о неоднократной отмене прокурором, руководителем следственного органа или судом незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о прекращении уголовного дела в порядке, установленном федеральным законом.

По смыслу приведенных норм действие Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ распространяется на случаи длительности уголовного судопроизводства при условии, что принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию истечения сроков давности уголовного преследования.

Указанное подтверждается и позицией, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Доказательствами по делу подтверждается, что 17 апреля 2015 года от мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Орска Оренбургской области в МУ МВД России «Орское» поступил материал по заявлению В. о привлечении ФИО1 и ФИО2 к уголовной ответственности по части 3 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, зарегистрированный в КУСП .

По результатам проверок неоднократно в течение 2015-2020 годов должностными лицами МУ МВД России "Орское" принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 и единожды пунктом 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в деянии состава преступления или истечении срока давности уголовного преследования. Указанные постановления отменялись надзирающим прокурором в связи с выявлением недостатков уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Постановлением старшего следователя СЧ СУ МУ МВД России «Орское» ФИО3 в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 и ФИО2 по части 3 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации отказано по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, - в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Указанное постановление было предметом судебного контроля в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным постановлением Оренбургского областного суда от 9 сентября 2020 года отказано в удовлетворении жалобы В. о признании постановления незаконным. Ни на дату принятия оспариваемого решения суда, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы указанное постановление не отменено и незаконным не признано, как следует из материала проверки КУСП от 24 сентября 2019 года, представленного по запросу судебной коллегии.

Таким образом, уголовные дела по заявлениям В. не возбуждались, сведений об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования суду не представлено.

В этой связи в пункте 26 Постановления Пленума №11 разъяснено, что не имеют права на подачу заявления о компенсации лица, требующие присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов, не предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ), а также лица, не подпадающие под действие части 1 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что В. является лицом, не имеющим права на подачу административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, являются верными, а доводы частной жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Пи этом ссылка заявителя жалобы на постановление от отказе в возбуждении уголовного дела от 4 октября 2019 года принятого по основанию предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за истечением срока давности уголовного преследования, является несостоятельной, так как указанное постановление отменено надзирающим прокурором 9 октября 2019 года в связи с выявленными недостатками уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в том числе в связи установлением по результатам процессуальной проверки отсутствие признаков преступления.

Доводы частной жалобы о ненадлежащим образом проведенной подготовки судом первой инстанции указанных выводов не опровергают. При этом круг лиц, участвующих в деле, определен судом первой инстанции верно, а привлечение всех должностных лиц, принимавших процессуальные решения в порядке статей 144-145 УПК РФ, для правильного рассмотрения настоящего дела не требовалось, как не требовалось и правовая позиция надзирающего прокурора, более того, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не предполагают обязательного участия прокурора.

Кроме того, вопреки доводам частной жалобы, настоящее дело было рассмотрено с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании, а не в упрощенном порядке.

Статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен перечень прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, в том числе предоставлено право давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле (пункты 6 - 8 части 1).

Таким образом представлять возражения по заявленным требованиям и излагать свою правовую позицию, является правом лиц, участвующих в деле, подлежащих оценки судом первой инстанции в совещательной комнате при принятии решения, и не требует разрешения в качестве ходатайства, как ошибочно полагает заявитель жалобы.

Вопрос о возврате государственной пошлины может быть разрешен в последующем и не влияет на законность оспариваемого судебного акта.

С учетом изложенного, при вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия у В. права на обращение в суд с таким заявлением, однако, оставляя административное исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции не учел следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что административное исковое заявление о присуждении компенсации подано лицом, не имеющим права на его подачу.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса (пункт 1 часть 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11) производство по делу о компенсации подлежит прекращению, в том числе если: судом принято заявление о компенсации от лица, не имеющего права на его подачу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); в отношении лица, подавшего заявление о компенсации, имеется вступившее в законную силу решение суда о присуждении такой компенсации (пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); судебный акт, в связи с нарушением срока исполнения которого подано заявление о компенсации, отменен (часть 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При таких обстоятельствах определение Оренбургского областного суда от 18 мая 2021 года подлежит отмене с направлением материла на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При судебная коллегия отмечает, что из разъяснений, данных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11, следует, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

С учетом изложенного, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

определение Оренбургского областного суда от 18 мая 2021 года отменить, направить материал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.

Судья

66а-2602/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимиров Сергей Николаевич
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
Другие
Управление Федерального Казначейства по Оренбургской области
Конев Антон Васильевич
Вербняк Александр Владимирович
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области
Кучерявая Екатерина Викторовна
Межмуниципальное управление МВД России Орское
Тимошенко Иван Викторович
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Бушмина Анна Евгеньевна
Дело на странице суда
4ap.sudrf.ru
27.07.2021Передача дела судье
25.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Передано в экспедицию
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее