Судья Медведева И.С.
дело № 2-275/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-8735/2021
27 июля 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Жуковой Н.А., Плотниковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Утюлиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахимовой Натальи Магомедовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Озерске Челябинской области о перерасчете страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Рахимовой Натальи Магомедовны на решение Озерского городского суда Челябинской области от 23 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Рахимовой Н.М., ее представителя Кутузова А.Ю., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахимова Наталья Магомедовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Озерске Челябинской области (далее - УПФР) о перерасчете страховой пенсии по старости, с применением соответствующего значения «осовременивания» среднего заработка, взыскании недополученной пенсии.
В обоснование иска указала, что 20 октября 2020 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, доплате разницы в размере 14 852 рубля 18 копеек за период с 01 января 2015 года по 01 октября 2020 года. Ответом от 06 ноября 2020 года ей было разъяснено об отсутствии законных оснований для перерасчета и доплаты страховой пенсии. Считает, что при корректировке страховой части пенсии ответчик не применил коэффициент «осовременивания» среднего заработка и индексацию, произвел расчет по невыгодному периоду заработной платы, в связи с чем недоплата по годам (с 2016 по 2021 годы) составила 44 421 рубль.
В судебное заседание суда первой инстанции Рахимова Н.М. не явилась, извещена, в заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ее представитель Чепель О.С., действующая на основании доверенности, иск поддержала, так как корректировка страховой части пенсии Рахимовой Н.М. произведена пенсионным органом неправильно.
Представитель ответчика Бутузова Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, приводит доводы и расчеты, изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика при надлежащем извещении не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Рахимова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 31 января 2016 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер страховой пенсии истца на день ее назначения составил 6 290 рублей 59 копеек, в том числе 1 907 рублей – страховая часть, 4 383 рубля 59 копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии (л.д. 51).
20 октября 2020 года Рахимова Н.М. обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, осуществлении доплаты разницы невыплаченной суммы пенсии в размере 14 852 рубля 18 копеек за период с 01 января 2015 года по 01 октября 2020 года (л.д.12-14).
Ответом УПФР на письменное обращение Рахимовой Н.М. от 06 ноября 2021 года разъяснено об отсутствии законных оснований для перерасчета и доплаты страховой пенсии (л.д. 15-16).
Не согласившись с ответом УПФР, истец обратилась с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая Рахимовой Н.М. в удовлетворении требований о перерасчете пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что страховая пенсия по старости истцу рассчитана и выплачивается в полном объеме и в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, расчет пенсии, произведенный истцом самостоятельно, является произвольным, не основан на законе.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 15 названного Федерального закона размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (СПК).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, с учетом индексации (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В свою очередь величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который действовал до 01 января 2015 года и регулировал исчисление размера трудовых пенсий, подлежит применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) * T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 2 названной статьи Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Так, согласно пункту 3 Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК * ЗР / ЗП * СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно пункту 4 названной статьи Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для определения размера пенсии ответчиком был использован среднемесячный заработок за 60 месяцев работы подряд за период с 01 октября 1983 года по 30 апреля 1990 года. При этом по его расчетам с применением общего повышающего коэффициента с учетом изменения (индексации) размера пенсии, которые были произведены за период с года получения заработной платы и по декабрь 2001 года (за 1983 год – 2822.39, за 1984 год – 2710,97, за 1995 год – 2599,56, за 1986 год – 2488,16, за 1988 год – 2265, 339, за 1989 год – 2153,929, за 1990 год – 2045,519), с учетом деноминации рубля среднемесячный «осовремененный» заработок истца составил 408,37 руб.
Истцом же при составлении расчета использовано положение лишь статьи 7 Закона Российской Федерации от 03 апреля 1992 года «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которой в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчислена пенсия, увеличивается: для пенсий, назначенных или пересчитанных в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8; в 1990 году - в 5.5. «Осовремененный» заработок определен в 915,17 руб.
В ответ на обращение Рахимовой Н.М. ответчиком был представлен подробный расчет ее пенсии в письме от 06 ноября 2021 года (л.д. 15-16), а также в суд первой инстанции были представлены два варианта расчета пенсии в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Проверив расчеты, предоставленные истцом и ответчиком, суд первой инстанции согласился с расчетом пенсии истца, произведенным УПФР, которое рассчитало размер пенсии по наиболее выгодному варианту.
Суд также согласился с тем, что расчет пенсии Рахимовой Н.М. был произведен 27 января 2017 года с учетом выплаченной пенсии за период с 31 января 2016 года по 31 января 2017 года и доплатой за указанный выше период в размере 817 рублей 57 копеек. В последующем размер пенсии истца пересматривался с учетом всех коэффициентов индексации и перерасчетов по страховым взносам за периоды работы после назначения пенсии. При корректировке заработка ответчик правомерно учел, что среднемесячный заработок за периоды до 01 января 1998 года с учетом деноминации рубля должен быть уменьшен в 1000 раз.
Доводы апелляционной жалобы истца о неверно исчисленном размере пенсии по невыгодному периоду заработной платы судебной коллегий отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая, что при проверке расчета страховой пенсии истца судом ошибок и несоответствий закону со стороны ответчика при перерасчете величины пенсии с учетом коэффициентов индексации не установлено, он пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для перерасчета пенсии Рахимовой Н.М. и взыскании доплаты в размере 44 421 руб.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению позиции истца, изложенной в суде первой инстанции, они не содержат оснований для отмены или изменения судебного решения, которое по существу является верным, основанным на правильном применении норм материального права. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судебной коллегией не выявлено, не указано на это и подателем апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахимовой Натальи Магомедовны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 03 августа 2021 года.