Дело № 33-5112/2022
№ 2-4557/2022
72RS0013-01-2022-004737-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 26 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
судей Завьяловой А.В., Малининой Л.Б.,
при секретаре Самороковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 23 июня 2022 года, которыми постановлено:
«Исковые требования Г. (паспорт 7111 859463) к АО "Энергосбытовая Компания "Восток" (ИНН 7705424509), ООО "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739) о понуждении к заключению договора, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Обязать ООО "Тюменское экологическое объединение" заключить с Г, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчиков - Колкуновой Э.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Г,, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Г, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к акционерному обществу «Энергосбытовая Компания «Восток»» (далее по тексту-АО «ЭК «Восток»), обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее по тексту-ООО «ТЭО») о возложении обязанности заключить договор по оказанию услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами с момента вынесения решения суда, взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 130 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что с 01 января 2019 года ООО «ТЭО» является региональным оператором и отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту–ТКО) на территории Тюменской области. Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить с региональным оператором договор на обращение с ТКО. АО «ЭК «Восток» осуществляет агентскую деятельность по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники отходов, находящихся в зоне деятельности регионального оператора. Обязанность заключения договоры с региональным оператором ложится на собственника территории жилой и нежилой недвижимости. Если соглашение не будет подписано, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований. Ответчики должны продавать свои услуги каждому, кто к ним обратится. На письменное заявление с просьбой заключить договор по оказанию услуг по обращению с ТКО, направленное истцом 11 марта 2022 года, истец получил необоснованный отказ. При обращении истца в устной форме по поводу заключения договора, ответчик потребовал предоставить домовую книгу. Выдача домовых книг в Российской Федерации отменена с 01 апреля 2018 года. Отказ ответчика заключить договор по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО является необоснованным. Истец 11 ноября 2021 года обращался с письменными заявлениями в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области, 28 марта 2022 года-к руководителю управления Роспотребнадзора по Тюменской области, 11 марта 2022 года-к прокурору Центрального АО г.Тюмени, 01 апреля 2022 года-в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, ему были даны ответы, но письменный договор между ним и ООО «ТЭО» заключен не был. Услугой ООО «ТЭО» Г, не пользовался, оплату средств за несуществующую услугу добровольно не производил с 2019 года. Утверждать, что договор между ООО «ТЭО» и Г, заключен путем совершения конклюдентных действий, нельзя. Письменный договор между сторонами отсутствует по причине отказа в заключение договора ответчиками. В ответах на жалобы по поводу отказа в заключении договора истцу не сообщали, что с 07 декабря 2018 года на сайте регионального оператора размещено предложение о заключении договора на обращение с ТКО. В течение 15 дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг, потребитель направляет региональному оператору в один из центров обслуживания клиентов АО «ЭК «Восток». Истец не может воспользоваться таким предложением ответчика, истец не умеет пользоваться компьютером, является инвалидом третьей группы, ему противопоказаны нервные расстройства и переутомление. Ответчики игнорировали требования истца о заключении с ним договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в результате чего значительно ухудшилось состояние здоровья истца.
Истец Г,, его представитель Гаврилина Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика АО «ЭК «Восток» Колкунова Э.В. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель ответчика ООО «ТЭО» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом был извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик ООО «ТЭО». В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что потенциальные потребители услуг ООО «ТЭО» были извещены о необходимости заключения договора посредством размещения сведений на официальном сайте в сети «Интернет». Ссылается на то, что от истца не поступало заявок на заключение договора по обращению с ТКО. Отмечает, что 16 сентября 2021 года ООО «ТЭО» направило истцу проект договора на оказание услуг, который Г, не подписал, мотивированный отказ от его заключения не представил. Обращает внимание на то, что отсутствие документа, подписанного сторонами, не создает препятствий к оказанию ООО «ТЭО» услуг в соответствии с типовым договором. Утверждает, что договор на оказание услуг с ТКО для регионального оператора является публичным, правоотношения по возмездному оказанию им услуг собственнику ТКО по обращению с отходами построено законодателем по модели абонентского договора. Полагает, что договорные отношения сторон возникли и существуют на условиях типового договора до подписания сторонами соглашения на иных условиях. Ссылается на то, что отсутствие подписанного двустороннего договора не освобождает истца от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО. Считает, что суд при возложении на ответчика обязанности по заключению договора фактически уклонился от разрешения преддоговорного спора, что законом не допускается. Считает, что истец до момента обращения в суд должен был направить ответчику оферту.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ТЭО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. АО «ЭК «Восток» на основании агентского договора действует в интересах ООО «ТЭО», в том числе заключает договоры с потребителями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года № 950), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Пунктом 148(1) Правил установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148(2) Правил).
В соответствии с пунктом 23 Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 9 и подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д», «з», «л» и «с» пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Представление заявителем неполного пакета документов или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае исполнитель в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, обязан в письменной форме сообщить заявителю о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, а в случае представления не всех документов из числа обязательных исполнитель обязан сообщить заявителю наименование организаций (учреждений) и их адреса, по которым заявитель может получить недостающие документы (пункт 29 Правил).
Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 (далее по тексту-Правила №1156).
В соответствии пунктом 8.17 Правил №1156 региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8-8.16 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 8.5 Правил №1156 определено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее-соглашение).
В заявке потребителя указываются следующие сведения: а) реквизиты потребителя: для физического лица-фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя; б)наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8.1 настоящих Правил; в)сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (пункт 8.6 Правил №1156).
Пунктом 8.7 Правил №1156 определен перечень документов, подлежащих приложению к заявке потребителя.
Удовлетворяя требования Г, о возложении на ООО «ТЭО» обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд руководствовался приведенными правовыми нормами и исходил из того, что Г, неоднократно предпринимал попытки обращения к АО «ЭК «Восток» с целью заключения договора по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем, суд посчитал недоказанным, что Г, в установленной форме с указанием всех необходимых реквизитов и представлением необходимых документов обращался к ответчику с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуги по обращению с ТКО. Не установив причинно-следственной связи между действиями ответчиков и ухудшением состояния его здоровья истца, суд отказал Г, в требовании о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Судебная коллегия с выводами суда об удовлетворении исковых требований Г, согласиться не может, поскольку они находятся в противоречии между собой, и полагает доводы апелляционной жалобы ООО «ТЭО» заслуживающими внимания.
В силу приведенных выше правовых норм договор собственника жилого помещения с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО заключается в письменной форме или осуществляется на условиях типового договора. Обязанность регионального оператора заключить с собственником жилого помещения указанный договор в письменной форме возникает в связи с получением от собственника жилого помещения соответствующего заявления, содержащего определенную информацию, с приложением к нему перечня необходимых документов.
Поскольку доказательств направления Г, такого заявления в адрес ответчиков в деле нет, правовых оснований для возложения на ООО «ТЭО» обязанности по заключению договора с истцом у суда не имелось. Более того, сам истец не отрицает того факта, что с письменным заявлением о заключении договора он лично не обращался.
Кроме того, защите в судебном порядке подлежит только нарушенное право Г, Материалами дела установлено, что Г, в фактических договорных отношениях с ООО «ТЭО» по обращению с ТКО на условиях типового договора состоит с 2001 года. Доказательств нарушения прав Г, вследствие отсутствия письменного договора между ним и ООО «ТЭО» в деле не представлено. Создание ответчиками истцу препятствий к заключению договора по обращению с ТКО материалами дела не подтверждается.
При таком положении решение суда в части удовлетворения иска Г, о возложении на ООО «ТЭО» обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе Г, в этой части иска.
Удовлетворение апелляционной жалобы ООО «ТЭО» и отмена решения суда в части в апелляционном порядке влечет в силу требований частей 1, 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание с истца расходов по уплате государственной пошлины, понесенных ответчиком в связи с подачей апелляционной жалобы, в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 23 июня 2022 года отменить частично.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г. к АО «Энергосбытовая Компания «Восток», ООО «Тюменское экологическое объединение» о понуждении к заключению договора отказать.
В остальной части решение Калининского районного суда г.Тюмени от 23 июня 2022 года оставить без изменения.
Взыскать с Г. в пользу ООО «Тюменское экологическое объединение» понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Мотивированное определение составлено 03 октября 2022 года.
Председательствующий /подпись/
Судьи коллегии: /подписи/
Копия верна.
Судья