№ 2а-451/21
36RS0005-01-2020-003753-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г.Воронеж
Советский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,
при секретаре Пустоваловой Ю.В.,
с участием административного истца Луценко Л.Д., представителя административного истца Тулинова М.К., административного ответчика УГА администрации г.о.г. Воронеж Барцева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Луценко Раисы Митрофановны, Луценко Ларисы Дмитриевны к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились в суд с административным иском к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным действия, указывая, что Луценко Р.М. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5273, Луценко Л.Д. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5274. Администрацией г.о.г. Воронеж утверждена схема размещения сквера по улице Берег реки Дон г. Воронежа с кадастровым номером 36:34:0513001:5291. После ознакомления со схемой выяснилось, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие заявителям земельные участки, и заявители лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков по целевому назначению и расположенных на них строений. В том числе заявители окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, не смогут заезжать на автомобилях на свои земельные участки, а заявитель Луценко Р.М. не сможет, в том числе, заезжать на автомобиле в расположенный на ее земельном участке гараж. Земельные участки заявителей находятся по улице Берег реки Дон г.Воронежа, и, соответственно, располагаются в непосредственной близости к автомобильной дороге общего пользования - улица Берег реки Дон. Вместе с тем, проектируемый сквер, будет располагаться между земельными участками заявителей и самой улицей Берег реки Дон, что сделает невозможным заезд на земельные участки с автомобильной дороги. Экспертное заключение №138-С/20 от 10 сентября 2020 года, выданное ООО «ГлавЭкспертЦентр», подтверждает недопустимость утверждения сквера по улице Берег реки Дон в планируемых границах расположения. Заявители обратились с заявлением на имя главы г.о.г. Воронеж о недопустимости нарушения их прав и корректировки границ проектируемого сквера с учетом необходимости обеспечения беспрепятственного прохода и проезда заявителей к принадлежащим им земельным участкам и расположенным на участках строений. Ответом от 21.10.2020 года №15067029 УГА администрации г.о.г. Воронеж отказано в корректировке границ земельного участка под сквер, он нарушает права заявителей на полноценное пользование своим имуществом (земельными участками и расположенными на них строениями). В связи с чем, истцы просят признать незаконным отказ в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, изложенный в ответе УГА администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2020 года №15067029.
Затем судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация г.о.г. Воронеж и ДИЗО ВО.
После чего, Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились с уточненным иском, но при этом указали дополнительно ответчиком администрацию г.о.г. Воронежа, не заявив к ней самостоятельных исковых требований. В связи с чем, судом исходя из ст.46 КАС отказано в принятии уточненного иска, а также привлечении администрации г.о.г. Воронеж в качестве ответчика, поскольку отсутствуют общие права и обязанности у УГА и администрации г.о.г. Воронеж.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, указав заинтересованным лицом администрацию г.о.г. Воронеж и ДИЗО ВО, ссылаясь на то, что настоящее время Луценко Р.М. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5296 и земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5297, Луценко Л.Д. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5274. Из письма администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020 года №15067029 видно, что постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 03.04.2020 года №288 в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 с присвоенным наименованием «Сквер имени К.В. Федяевского». УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения земельного участка, занимаемого территорией общего пользования «Сквер имени Федяевского».После ознакомления на публичной кадастровой карте с границами такого земельного участка выяснилось, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие истцам земельные участки и они лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков по целевому назначению и имеющихся на них строений. Истцы не против организации сквера, но при определении его конфигурации, необходимо предусмотреть возможность заезда на земельные участки истцов, в том числе путем установления разрыва в территории парка, для заезда к земельным участкам и домам с улицы. Заезд необходим не только для транспорта истцов, но и пожарных машин. Из ответа от 21.10.2020 года №15067029 УГА администрации г.о.г. Воронеж следует, что административный ответчик не намерен корректировать границы земельного участка под сквер, указав на возможность подготовки расположения земельного участка и направления его на утверждение в ДИЗО ВО. Вместе с тем, как указано в письме администрации г.о.г. Воронеж постановлением администрации г.о.г. Воронеж в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 с присвоенным наименованием «Сквер имени К.В. Федяевского», а УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения земельного участка, занимаемого территорией общего пользования, сквером. Таким образом, именно администрация г.о.г. Воронеж своим решением сформировала земельный участок под сквер и именно ее структурное подразделение - УГА подготовило схему расположения этого участка. Из письма от 21.10.2020 г. № 15067029, следует, что административный ответчик не намерен корректировать границы земельного участка под сквер, поэтому можно его расценивать как отказ в удовлетворении требований административных истцов, т.к. законом не предусмотрены обязанности граждан своими силами и средствами готовить схемы земельных участков под скверы и нести такие схемы в ДИЗО ВО для утверждения, потому что это компетенция администрации города и граждане могут лишь выступить с инициативой, направленной в администрацию города. Вместе с тем, истцы проявили инициативу, и направили главе г.о.г. Воронеж повторное обращение с приложением составленной схемы земельного участка под сквер, учитывающую необходимость соблюдения прав административных истцов. Из ответа на повторное обращение администрации г.о.г. Воронеж от 01.12.2020г. № 15337931. 15391698 следует, что позиция отказа в корректировке границ не изменилась. В связи с чем, истцы просят признать незаконным отказ в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, изложенный в ответе УГА администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020 года №15067029 и обязать административного ответчика подготовить новую схему расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого озелененной территорией общего пользования «Сквер имени К.В. Федяевского», предусматривающую возможность проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами 36:34:0513001:5273, 36:34:0513001:5274 с ул.Берег реки Дон г.Воронежа.
В судебном заседании административный истец Луценко Л.Д. исковые требования поддержала, суду пояснила, что после отказа УГА администрации г.о.г. Воронеж в корректировки границ земельного участка под сквер, как было рекомендовано, обратились в ДИЗО ВО, но было вновь отказано, в связи с чем в суде оспаривают приказ ДИЗО ВО от 07.07.2020г. об утверждении схемы и просят обязать внести коррективы или подготовить новую схему земельного участка, но решение судом еще не вынесено. Кроме того, пояснила, что в декабре 2020г. Луценко Р.М., имеющийся у нее участок, разделила на два с кадастровыми номерами 36:34:0513001:5296 и 36:34:0513001:5297, земельный участок принадлежащий, Луценко Л.Д., имеет кадастровый номер 36:34:0513001:5274.
Представитель административного истца Луценко Л.Д. по устному заявлению Тулинов М.К. поддержал исковые требования, суду пояснил, что истцы обратились в УГА администрации г.о.г. Воронеж с целью корректировки границ земельного участка, но в корректировке границ было отказано, но в будущем, когда будет устроен сквер, данная схема будет лишать доступа к земельным участкам административных истцов.
Представитель административного ответчик УГА администрации г.о.г. Воронеж по доверенности Барцев С.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что ответ УГА администрации г.о.г. Воронеж не нарушает прав истцов, т.к. не отказывало в корректировки схемы, а дали разъяснение об обращении в ДИЗО ВО, компетентный орган, распоряжающийся земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено. При этом, в декабре 2020г. этот участок передан в ведение управление земельных и имущественных отношений администрации г.о.г. Воронеж. В силу Положения об управлении главного архитектора, оно не уполномочено утверждать схемы земельных участков, а лишь составлять проект для муниципальных нужд, который затем утверждается ДИЗО ВО. Кроме того, пояснил, что в настоящий момент фактически сквера нет, неизвестно когда будет, поэтому не может нарушать права административных истцов.
Административный истец Луценко Р.М., ее представитель Карпов Е.Б., представители заинтересованных лиц ДИЗО по ВО, администрации г.о.г. Воронеж в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Ранее представитель истца Луценко Р.М. по доверенности Карпов Е.Б. был допрошен судом, исковые требования поддержал, суду пояснил, что в настоящее время сквера фактически нет, но земельный участок поставлен на кадастровый учет и целевое назначение участка указано сквер, впоследствии при его расположении в установленных границах, будут нарушаться интересы истцов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, на момент подачи иска в суд, Луценко Л.Д. с 30.07.2019г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5274, Луценко Р.М. с 09.10.2018г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: <адрес> №, с кадастровым номером 36:34:0513001:5273, впоследствии Луценко Р.М. из вышеназванного земельного участка были образованы два по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5296, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5297 (т.1. л.д. 10-12,13-15,158-160,161-164,165-167). На принадлежащем Луценко Р.М. земельном участке расположен жилой дом и надворные постройки (т.1. л.д.16-21,168-178).
Затем приказом ДИЗО ВО от 07.07.2020г. № 1179з утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка по адресу: г.Воронеж, в районе домов №, 22б по <адрес>, разрешенное использование парки, скверы, сады, на кадастровом плане территорий 36:34:0513001 (т.1. л.д.143-144,145). Также данным приказом предварительно согласовано предоставление управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование данного земельного участка, осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка (т.1 л.д. 1-30).
24.09.2020г. Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились к главе г.о.г. Воронеж с заявлением о корректировке границ расположения сквера по <адрес>, с целью соблюдения их прав на сложившийся и единственно возможный проезд на территорию своих земельных участков (т.1. л.д. 22-23,104-105,179-180). При этом в заявлении ссылались на то, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие им земельные участки и они лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков и расположенных на них строений, т.к. окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, Луценко Р.М. не сможет заезжать на автомобиле в расположенный на её земельном участке гараж, в подтверждение своих доводов, приложив экспертное заключение от 10.09.2020 г. (т.1. л.д.24-58,181-215).
21.10.2020г. УГА администрации г.о.г. Воронеж им был дан ответ на вышеуказанное обращение за № 15067029, согласно которому сообщили, что учитывая многочисленные обращения жителей микрорайона Тенистый, представителей общественности, на заседании координационного Совета по проблемам сохранения и развития зеленого фонда г.о.г. Воронеж было принято решение - одобрить внесение в перечень зеленых зон территории в районе земельного участка <адрес>. На основании протокола заседания вышеуказанного координационного Совета постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.04.2020 № 288 внесены изменения в постановление администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», в части включения земельного участка с присвоенным наименованием - «Сквер имени К. В. Федяевского» в перечень озелененных территорий общего пользования. УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого озелененной территорией общего пользования «Сквер имени К.В. Федяевского». Границы формируемого земельного участка были определены с учетом границ земельных участков смежных землепользователей, стоящих на кадастровом учете и красных линий, согласно требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», к функциям департамента относится утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории. Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.07.2020 г. № 1179з утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным использованием «парки, скверы, сады», где земельный участок, занимаемый сквером имени К. В. Федяевского, предполагается полностью ограничить в пользовании, в связи с прохождением инженерных коммуникаций, проходов и обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц. В целях корректировки границ сквера имени К. В. Федяевского было рекомендовано истцам подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом экспертного заключения от 10.09.2020 и направить её для утверждения в ДИЗО ВО (т.1. л.д.59-61,97-99,106-108,216-219).
Не согласившись с указанным ответом, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, впоследствии предъявив иск к ДИЗО ВО об оспаривании приказа от 07.07.2020г. № 1179з и обязании внести коррективы или подготовить новую схему, по тем же основаниям, которое в настоящее время находиться в производстве Советского районного суда г.Воронежа (т.2,л.д.31-38).
Кроме того, в день подачи данного иска, административные истцы вновь обратились с аналогичным заявлением к главе администрации г.о.г. Воронежа от 10.11.2020г., на которое получен ответ от УГА администрации г.о.г. Воронежа от 07.12.2020г. с вышеназванными разъяснениями, а также дополнениями в отношении соблюдения ими противопожарных норм и иных правил при утверждении схемы и рекомендацией по обращению в координационный совет по проблемам сохранения и развития зеленого фонда г.о.г. Воронеж, в связи с тем, что в предложенной истцами схеме возможного расположения парковой зоны значительно сокращена площадь сквера (т.1.л.д. 115-122,135-142,220-227).
Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования Луценко Р.М., Луценко Л.Д. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утверждённых Росземкадастром 17.02.2003г. в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
В судебном заседание установлено, что Луценко Л.Д., Луценко Р.М. 24.09.2020 г. обратились с заявлением в администрацию г.о.г. Воронеж о внесении коррективы в границы расположения сквера, после чего их заявление было направлено в структурное подразделение администрации города, являющееся самостоятельным юридическим лицом, УГА администрации г.о.г. Воронежа. Последним, 21.10.2020г. истцам был направлен ответ на их обращение разъяснительного характера и с рекомендациями по подготовке схемы и направления ее для утверждения в компетентный орган, ДИЗО ВО. Анализируя данный ответ, суд приходит к выводу, что ответчиком не нарушены их права, свободы и законные интересы, не созданы препятствия к осуществлению их прав и не возложены незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, в силу ст.ст. 62, 220 КАС РФ, истцы обязаны в исковом заявлении указать каким нормативным актом, по их мнению, противоречит данный ответ, что ими не было сделано. Ссылки в иске на ст.209 ГК РФ, ст.26 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», на Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, которые гласят о том, что собственник вправе беспрепятственно пользоваться земельным участком, не является соблюдением нормы ст.62 КАС РФ, поскольку ими не указано в чём заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
Исходя из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 908-III «Об утверждении положения об УГА администрации г.о.г. Воронеж» к задачам и функциям УГА администрации г.о.г. Воронеж не отнесено утверждение схем расположения земельных участков, а также подготовка схемы расположения земельного участка по обращению физических, в силу п.3.12, 3.15 управление подготавливает графические материалы для принятии решения уполномоченным органом о возможности формирования земельных участков для проектирования объектов, благоустройства, о подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровых планах, но для муниципальных нужд (т.1 л.д. 244-250).
Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
В силу п. 3.3.21. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что на ДИЗО ВО возложена функция утверждения схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно приказа ДИЗО ВО от 07.07.2020г. № 1179з утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, планируемым использовать под сквер. В связи с чем, УГА администрации г.о.г. Воронеж не уполномочено осуществлять корректировку границ земельного участка, либо готовить новую схему по заказу истцов. Более того, в судебном заседании установлено, что в настоящий момент распоряжение спорным земельным участком относится к компетенции управления имущественных и земельных отношений, т.к.этот участок передан в их пользование.
Кроме того, как следует из материалов дела и не отрицалось участниками процесса, в настоящий момент, на вышеуказанном земельном участке отсутствует утвержденный сквер, согласно пояснениям административного ответчика, утверждена только схема расположения, сам сквер отсутствует и данное обстоятельство не может затрагивать права административных истцов. В связи с чем, в настоящий момент отсутствует нарушение прав и законных интересов административных истцов утверждённой схемой, предполагаемого в будущем сквера.
При этом следует отметить, что у истцов имеется возможность избрать иной способ защиты права, в том числе оспаривать действия иных органов, что ими было сделано, в настоящее время судом рассматривается их иск к ДИЗО ВО по тем же основаниям, об оспаривании приказа от 07.07.2020г. № 1179з и обязании внести коррективы или подготовить новую схему (т.2,л.д.31-38), при этом способ восстановления нарушенного права в обоих исках одинаковый, в связи с чем суд считает, что истцы злоупотребляют правом на обращение в суд.
Как видно, в иске истцы в обоснование своих исковых требований, ссылаются на ст.209 ГК РФ, п.26 ст.26 ФЗ РФ №218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», однако, судом установлено, что в настоящий момент земельные участки, принадлежащие истцам обеспечены доступом в виде прохода и проезда к ним, нарушения в осуществлении этих прав отсутствуют, а защита прав на будущее путем предъявления исковых требований, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно п.26 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).
Анализирую данное положение, суд считает, что оно не относится к возникшим правоотношениям, поскольку кадастровый учет земельных участков, принадлежащих истцам, и земельного участка планируемого в будущем под сквер осуществлен, и никем в настоящие время не оспаривается. Более того, данный кадастровый учет указывает на отсутствие нарушения прав и интересов истцов, поскольку он не был бы осуществлён, если бы не был обеспечен доступ к ним. Кроме того, после подачи иска в суд, как указывают истцы, Луценко Р.М. произвела раздел, имевшегося у неё участка и образованы два новых, что также говорит о том, что имеется доступ к ее участкам от земельного участка общего пользования с учетом вышеназванной нормы.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из вышеуказанной нормы, суд считает, что административными истцами не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как им стало известно о нарушенном праве с момента получения ответа от 21.10.2020г., поскольку в суд обратились 09.11.2020г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Луценко Р.М., Луценко Л.Д.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Луценко Раисы Митрофановны, Луценко Ларисы Дмитриевны к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказа УГА администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020г. № 15067029 в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 и восстановлении нарушенного права, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021г.
Судья Е.М. Бородовицына
№ 2а-451/21
36RS0005-01-2020-003753-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г.Воронеж
Советский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,
при секретаре Пустоваловой Ю.В.,
с участием административного истца Луценко Л.Д., представителя административного истца Тулинова М.К., административного ответчика УГА администрации г.о.г. Воронеж Барцева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Луценко Раисы Митрофановны, Луценко Ларисы Дмитриевны к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились в суд с административным иском к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным действия, указывая, что Луценко Р.М. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5273, Луценко Л.Д. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5274. Администрацией г.о.г. Воронеж утверждена схема размещения сквера по улице Берег реки Дон г. Воронежа с кадастровым номером 36:34:0513001:5291. После ознакомления со схемой выяснилось, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие заявителям земельные участки, и заявители лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков по целевому назначению и расположенных на них строений. В том числе заявители окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, не смогут заезжать на автомобилях на свои земельные участки, а заявитель Луценко Р.М. не сможет, в том числе, заезжать на автомобиле в расположенный на ее земельном участке гараж. Земельные участки заявителей находятся по улице Берег реки Дон г.Воронежа, и, соответственно, располагаются в непосредственной близости к автомобильной дороге общего пользования - улица Берег реки Дон. Вместе с тем, проектируемый сквер, будет располагаться между земельными участками заявителей и самой улицей Берег реки Дон, что сделает невозможным заезд на земельные участки с автомобильной дороги. Экспертное заключение №138-С/20 от 10 сентября 2020 года, выданное ООО «ГлавЭкспертЦентр», подтверждает недопустимость утверждения сквера по улице Берег реки Дон в планируемых границах расположения. Заявители обратились с заявлением на имя главы г.о.г. Воронеж о недопустимости нарушения их прав и корректировки границ проектируемого сквера с учетом необходимости обеспечения беспрепятственного прохода и проезда заявителей к принадлежащим им земельным участкам и расположенным на участках строений. Ответом от 21.10.2020 года №15067029 УГА администрации г.о.г. Воронеж отказано в корректировке границ земельного участка под сквер, он нарушает права заявителей на полноценное пользование своим имуществом (земельными участками и расположенными на них строениями). В связи с чем, истцы просят признать незаконным отказ в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, изложенный в ответе УГА администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2020 года №15067029.
Затем судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация г.о.г. Воронеж и ДИЗО ВО.
После чего, Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились с уточненным иском, но при этом указали дополнительно ответчиком администрацию г.о.г. Воронежа, не заявив к ней самостоятельных исковых требований. В связи с чем, судом исходя из ст.46 КАС отказано в принятии уточненного иска, а также привлечении администрации г.о.г. Воронеж в качестве ответчика, поскольку отсутствуют общие права и обязанности у УГА и администрации г.о.г. Воронеж.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, указав заинтересованным лицом администрацию г.о.г. Воронеж и ДИЗО ВО, ссылаясь на то, что настоящее время Луценко Р.М. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5296 и земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5297, Луценко Л.Д. принадлежит земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером 36:34:0513001:5274. Из письма администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020 года №15067029 видно, что постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 03.04.2020 года №288 в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 с присвоенным наименованием «Сквер имени К.В. Федяевского». УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения земельного участка, занимаемого территорией общего пользования «Сквер имени Федяевского».После ознакомления на публичной кадастровой карте с границами такого земельного участка выяснилось, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие истцам земельные участки и они лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков по целевому назначению и имеющихся на них строений. Истцы не против организации сквера, но при определении его конфигурации, необходимо предусмотреть возможность заезда на земельные участки истцов, в том числе путем установления разрыва в территории парка, для заезда к земельным участкам и домам с улицы. Заезд необходим не только для транспорта истцов, но и пожарных машин. Из ответа от 21.10.2020 года №15067029 УГА администрации г.о.г. Воронеж следует, что административный ответчик не намерен корректировать границы земельного участка под сквер, указав на возможность подготовки расположения земельного участка и направления его на утверждение в ДИЗО ВО. Вместе с тем, как указано в письме администрации г.о.г. Воронеж постановлением администрации г.о.г. Воронеж в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 с присвоенным наименованием «Сквер имени К.В. Федяевского», а УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения земельного участка, занимаемого территорией общего пользования, сквером. Таким образом, именно администрация г.о.г. Воронеж своим решением сформировала земельный участок под сквер и именно ее структурное подразделение - УГА подготовило схему расположения этого участка. Из письма от 21.10.2020 г. № 15067029, следует, что административный ответчик не намерен корректировать границы земельного участка под сквер, поэтому можно его расценивать как отказ в удовлетворении требований административных истцов, т.к. законом не предусмотрены обязанности граждан своими силами и средствами готовить схемы земельных участков под скверы и нести такие схемы в ДИЗО ВО для утверждения, потому что это компетенция администрации города и граждане могут лишь выступить с инициативой, направленной в администрацию города. Вместе с тем, истцы проявили инициативу, и направили главе г.о.г. Воронеж повторное обращение с приложением составленной схемы земельного участка под сквер, учитывающую необходимость соблюдения прав административных истцов. Из ответа на повторное обращение администрации г.о.г. Воронеж от 01.12.2020г. № 15337931. 15391698 следует, что позиция отказа в корректировке границ не изменилась. В связи с чем, истцы просят признать незаконным отказ в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, изложенный в ответе УГА администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020 года №15067029 и обязать административного ответчика подготовить новую схему расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого озелененной территорией общего пользования «Сквер имени К.В. Федяевского», предусматривающую возможность проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами 36:34:0513001:5273, 36:34:0513001:5274 с ул.Берег реки Дон г.Воронежа.
В судебном заседании административный истец Луценко Л.Д. исковые требования поддержала, суду пояснила, что после отказа УГА администрации г.о.г. Воронеж в корректировки границ земельного участка под сквер, как было рекомендовано, обратились в ДИЗО ВО, но было вновь отказано, в связи с чем в суде оспаривают приказ ДИЗО ВО от 07.07.2020г. об утверждении схемы и просят обязать внести коррективы или подготовить новую схему земельного участка, но решение судом еще не вынесено. Кроме того, пояснила, что в декабре 2020г. Луценко Р.М., имеющийся у нее участок, разделила на два с кадастровыми номерами 36:34:0513001:5296 и 36:34:0513001:5297, земельный участок принадлежащий, Луценко Л.Д., имеет кадастровый номер 36:34:0513001:5274.
Представитель административного истца Луценко Л.Д. по устному заявлению Тулинов М.К. поддержал исковые требования, суду пояснил, что истцы обратились в УГА администрации г.о.г. Воронеж с целью корректировки границ земельного участка, но в корректировке границ было отказано, но в будущем, когда будет устроен сквер, данная схема будет лишать доступа к земельным участкам административных истцов.
Представитель административного ответчик УГА администрации г.о.г. Воронеж по доверенности Барцев С.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что ответ УГА администрации г.о.г. Воронеж не нарушает прав истцов, т.к. не отказывало в корректировки схемы, а дали разъяснение об обращении в ДИЗО ВО, компетентный орган, распоряжающийся земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено. При этом, в декабре 2020г. этот участок передан в ведение управление земельных и имущественных отношений администрации г.о.г. Воронеж. В силу Положения об управлении главного архитектора, оно не уполномочено утверждать схемы земельных участков, а лишь составлять проект для муниципальных нужд, который затем утверждается ДИЗО ВО. Кроме того, пояснил, что в настоящий момент фактически сквера нет, неизвестно когда будет, поэтому не может нарушать права административных истцов.
Административный истец Луценко Р.М., ее представитель Карпов Е.Б., представители заинтересованных лиц ДИЗО по ВО, администрации г.о.г. Воронеж в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Ранее представитель истца Луценко Р.М. по доверенности Карпов Е.Б. был допрошен судом, исковые требования поддержал, суду пояснил, что в настоящее время сквера фактически нет, но земельный участок поставлен на кадастровый учет и целевое назначение участка указано сквер, впоследствии при его расположении в установленных границах, будут нарушаться интересы истцов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, на момент подачи иска в суд, Луценко Л.Д. с 30.07.2019г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5274, Луценко Р.М. с 09.10.2018г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: <адрес> №, с кадастровым номером 36:34:0513001:5273, впоследствии Луценко Р.М. из вышеназванного земельного участка были образованы два по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5296, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0513001:5297 (т.1. л.д. 10-12,13-15,158-160,161-164,165-167). На принадлежащем Луценко Р.М. земельном участке расположен жилой дом и надворные постройки (т.1. л.д.16-21,168-178).
Затем приказом ДИЗО ВО от 07.07.2020г. № 1179з утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка по адресу: г.Воронеж, в районе домов №, 22б по <адрес>, разрешенное использование парки, скверы, сады, на кадастровом плане территорий 36:34:0513001 (т.1. л.д.143-144,145). Также данным приказом предварительно согласовано предоставление управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование данного земельного участка, осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка (т.1 л.д. 1-30).
24.09.2020г. Луценко Р.М. и Луценко Л.Д. обратились к главе г.о.г. Воронеж с заявлением о корректировке границ расположения сквера по <адрес>, с целью соблюдения их прав на сложившийся и единственно возможный проезд на территорию своих земельных участков (т.1. л.д. 22-23,104-105,179-180). При этом в заявлении ссылались на то, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие им земельные участки и они лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков и расположенных на них строений, т.к. окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, Луценко Р.М. не сможет заезжать на автомобиле в расположенный на её земельном участке гараж, в подтверждение своих доводов, приложив экспертное заключение от 10.09.2020 г. (т.1. л.д.24-58,181-215).
21.10.2020г. УГА администрации г.о.г. Воронеж им был дан ответ на вышеуказанное обращение за № 15067029, согласно которому сообщили, что учитывая многочисленные обращения жителей микрорайона Тенистый, представителей общественности, на заседании координационного Совета по проблемам сохранения и развития зеленого фонда г.о.г. Воронеж было принято решение - одобрить внесение в перечень зеленых зон территории в районе земельного участка <адрес>. На основании протокола заседания вышеуказанного координационного Совета постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.04.2020 № 288 внесены изменения в постановление администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», в части включения земельного участка с присвоенным наименованием - «Сквер имени К. В. Федяевского» в перечень озелененных территорий общего пользования. УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого озелененной территорией общего пользования «Сквер имени К.В. Федяевского». Границы формируемого земельного участка были определены с учетом границ земельных участков смежных землепользователей, стоящих на кадастровом учете и красных линий, согласно требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», к функциям департамента относится утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории. Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.07.2020 г. № 1179з утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным использованием «парки, скверы, сады», где земельный участок, занимаемый сквером имени К. В. Федяевского, предполагается полностью ограничить в пользовании, в связи с прохождением инженерных коммуникаций, проходов и обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц. В целях корректировки границ сквера имени К. В. Федяевского было рекомендовано истцам подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом экспертного заключения от 10.09.2020 и направить её для утверждения в ДИЗО ВО (т.1. л.д.59-61,97-99,106-108,216-219).
Не согласившись с указанным ответом, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, впоследствии предъявив иск к ДИЗО ВО об оспаривании приказа от 07.07.2020г. № 1179з и обязании внести коррективы или подготовить новую схему, по тем же основаниям, которое в настоящее время находиться в производстве Советского районного суда г.Воронежа (т.2,л.д.31-38).
Кроме того, в день подачи данного иска, административные истцы вновь обратились с аналогичным заявлением к главе администрации г.о.г. Воронежа от 10.11.2020г., на которое получен ответ от УГА администрации г.о.г. Воронежа от 07.12.2020г. с вышеназванными разъяснениями, а также дополнениями в отношении соблюдения ими противопожарных норм и иных правил при утверждении схемы и рекомендацией по обращению в координационный совет по проблемам сохранения и развития зеленого фонда г.о.г. Воронеж, в связи с тем, что в предложенной истцами схеме возможного расположения парковой зоны значительно сокращена площадь сквера (т.1.л.д. 115-122,135-142,220-227).
Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования Луценко Р.М., Луценко Л.Д. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утверждённых Росземкадастром 17.02.2003г. в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
В судебном заседание установлено, что Луценко Л.Д., Луценко Р.М. 24.09.2020 г. обратились с заявлением в администрацию г.о.г. Воронеж о внесении коррективы в границы расположения сквера, после чего их заявление было направлено в структурное подразделение администрации города, являющееся самостоятельным юридическим лицом, УГА администрации г.о.г. Воронежа. Последним, 21.10.2020г. истцам был направлен ответ на их обращение разъяснительного характера и с рекомендациями по подготовке схемы и направления ее для утверждения в компетентный орган, ДИЗО ВО. Анализируя данный ответ, суд приходит к выводу, что ответчиком не нарушены их права, свободы и законные интересы, не созданы препятствия к осуществлению их прав и не возложены незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, в силу ст.ст. 62, 220 КАС РФ, истцы обязаны в исковом заявлении указать каким нормативным актом, по их мнению, противоречит данный ответ, что ими не было сделано. Ссылки в иске на ст.209 ГК РФ, ст.26 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», на Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, которые гласят о том, что собственник вправе беспрепятственно пользоваться земельным участком, не является соблюдением нормы ст.62 КАС РФ, поскольку ими не указано в чём заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
Исходя из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 908-III «Об утверждении положения об УГА администрации г.о.г. Воронеж» к задачам и функциям УГА администрации г.о.г. Воронеж не отнесено утверждение схем расположения земельных участков, а также подготовка схемы расположения земельного участка по обращению физических, в силу п.3.12, 3.15 управление подготавливает графические материалы для принятии решения уполномоченным органом о возможности формирования земельных участков для проектирования объектов, благоустройства, о подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровых планах, но для муниципальных нужд (т.1 л.д. 244-250).
Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
В силу п. 3.3.21. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что на ДИЗО ВО возложена функция утверждения схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно приказа ДИЗО ВО от 07.07.2020г. № 1179з утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291, планируемым использовать под сквер. В связи с чем, УГА администрации г.о.г. Воронеж не уполномочено осуществлять корректировку границ земельного участка, либо готовить новую схему по заказу истцов. Более того, в судебном заседании установлено, что в настоящий момент распоряжение спорным земельным участком относится к компетенции управления имущественных и земельных отношений, т.к.этот участок передан в их пользование.
Кроме того, как следует из материалов дела и не отрицалось участниками процесса, в настоящий момент, на вышеуказанном земельном участке отсутствует утвержденный сквер, согласно пояснениям административного ответчика, утверждена только схема расположения, сам сквер отсутствует и данное обстоятельство не может затрагивать права административных истцов. В связи с чем, в настоящий момент отсутствует нарушение прав и законных интересов административных истцов утверждённой схемой, предполагаемого в будущем сквера.
При этом следует отметить, что у истцов имеется возможность избрать иной способ защиты права, в том числе оспаривать действия иных органов, что ими было сделано, в настоящее время судом рассматривается их иск к ДИЗО ВО по тем же основаниям, об оспаривании приказа от 07.07.2020г. № 1179з и обязании внести коррективы или подготовить новую схему (т.2,л.д.31-38), при этом способ восстановления нарушенного права в обоих исках одинаковый, в связи с чем суд считает, что истцы злоупотребляют правом на обращение в суд.
Как видно, в иске истцы в обоснование своих исковых требований, ссылаются на ст.209 ГК РФ, п.26 ст.26 ФЗ РФ №218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», однако, судом установлено, что в настоящий момент земельные участки, принадлежащие истцам обеспечены доступом в виде прохода и проезда к ним, нарушения в осуществлении этих прав отсутствуют, а защита прав на будущее путем предъявления исковых требований, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно п.26 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).
Анализирую данное положение, суд считает, что оно не относится к возникшим правоотношениям, поскольку кадастровый учет земельных участков, принадлежащих истцам, и земельного участка планируемого в будущем под сквер осуществлен, и никем в настоящие время не оспаривается. Более того, данный кадастровый учет указывает на отсутствие нарушения прав и интересов истцов, поскольку он не был бы осуществлён, если бы не был обеспечен доступ к ним. Кроме того, после подачи иска в суд, как указывают истцы, Луценко Р.М. произвела раздел, имевшегося у неё участка и образованы два новых, что также говорит о том, что имеется доступ к ее участкам от земельного участка общего пользования с учетом вышеназванной нормы.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из вышеуказанной нормы, суд считает, что административными истцами не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как им стало известно о нарушенном праве с момента получения ответа от 21.10.2020г., поскольку в суд обратились 09.11.2020г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Луценко Р.М., Луценко Л.Д.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Луценко Раисы Митрофановны, Луценко Ларисы Дмитриевны к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказа УГА администрации г.о.г. Воронеж от 21.10.2020г. № 15067029 в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0513001:5291 и восстановлении нарушенного права, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021г.
Судья Е.М. Бородовицына