Дело № 37RS0019-01-2021-001328-83 (2-926/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года г.Иваново
Советский районный суд гор. Иваново в составе
председательствующего судьи Родионовой В.В.,
при секретаре Шибуняевой Е.А.,
с участием представителя истца Авдеевой М.Ю.,
представителя ответчика Бунова И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дусь Валерия Евгеньевича к Военному комиссариату Ивановской области об обязании возобновить выплату пенсии, включении невыплаченной пенсии в состав наследственного имущества и взыскании невыплаченной пенсии в порядке наследования
УСТАНОВИЛ:
Дусь В.Е. обратился в суд к Военному комиссариату Ивановской области об обязании возобновить выплату пенсии, включении невыплаченной пенсии в состав наследственного имущества и взыскании невыплаченной пенсии в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы тем что, Дусь В.Е. является наследником после своей супруги Д.Н.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Д.Н.Н. являлась получателем пенсии как военный пенсионер. Данная пенсия перечислялась на ее лицевой счет в Сбербанке России. Д.Н.Н. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно Выписки Сбербанка о состоянии вклада последний раз пенсия была перечислена 02 ноября 2017 года и далее перечисления прекратились. В феврале 2021 года истец обратился в Военный комиссариат Ивановской области с обращением по вопросу прекращения выплаты ей пенсии. 30 марта 2021 года был получен ответ, согласно которого по донесению военного комиссара Лежневского и Савинского районов Ивановской области от 27.11.2017 г. о фактическом не проживании пенсионера Министерства обороны Российской Федерации Дусь Н.Н. по адресу регистрации: <адрес> убытии её в Республику Беларусь, военным комиссариатом Ивановской области с 01.12.2017 г. был прекращен перевод пенсии Д.Н.Н. на её лицевой счет. В связи с не обращением Д.Н.Н. за возобновлением выплаты пенсии в течение шести месяцев подряд (с 01.12.2017 г. по 31.05.2018 г.) и в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» выплата пенсии ей была приостановлена с 01.06.2018 года. В соответствии с пп.2 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право, на обращение с заявлением о восстановлении выплаты пенсии принадлежит исключительно пенсионеру и связано неразрывно с его личностью. Так как в течение шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии Д.Н.Н. с заявлением о возобновлении пенсии в военный комиссариат Ивановской области не обращалась, то в соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ выплата пенсии ей была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. В Республику Беларусь она выезжала периодически, постоянно там не проживала, последний раз разрешение на временное пребывание было получено ДД.ММ.ГГГГ. Д.Н.Н. примерно в 2009-2010 годах заболела психическим заболеванием и была поставлена учет у психиатра в УЗ «Ивацевичская ЦРБ» (Республика Беларусь). Поскольку заболевание прогрессировало, примерно в 2010-2011 годах она дважды проходила стационарное лечение в ГУ «Республиканский научно-практический психического здоровья» (г.Минск). В периоды обострения заболевания она неоднократно уходила из дома. Так, в апреле 2015 года она ушла из дома и больше не возвратилась, ее останки были найдены в мае 2020 года. С 2015 года она была в розыске, в 2020 году истец обратился в суд Иванцевичского района Брестской области Республики Беларусь с заявлением об объявлении умершей Д.Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено соответствующее решение и Д.Н.Н. признана умершей. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено Свидетельств о смерти, дата смерти указана ДД.ММ.ГГГГ. Наличие такого заболевания и нахождение в розыске лишило Д.Н.Н. возможности написания заявления о возобновлении пенсии, да и о прекращении перевода пенсии она не знала. Полагает что приостановление выплаты пенсии по мотивам отсутствия сведений о фактическом проживании Д.Н.Н. противоречит положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Истец просит суд с учетом уточненных исковых требований обязать военный комиссариат Ивановской области начислить выплату пенсии Д.Н.Н. за период с 03 ноября 2017 года по 13 августа 2020 года; включить в состав наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.Н. невыплаченную пенсию в размере 737 483 рубля 01 копейка; взыскать с военного комиссариата Ивановской области в пользу истца недополученную пенсию Д.Н.Н., признанной умершей решением суда Ивацевичского района Брестской области от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 737 483 рубля 01 копейка в порядке наследования; взыскать с военного комиссариата Ивановской области в пользу Дусь В.Е оплаченную госпошлину в сумме 11 175 рублей.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований на основании представленных ранее возражений.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Лежневского и Савинского районов Ивановской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" выплата пенсий, предусмотренных данных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Дусь В.Е. является мужем Д.Н.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ в городе в Республике Беларусь.
Из материалов дела следует, что Д.Н.Н. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 19 июля 2001 года по 30 ноября 2010 года она получала пенсию по линии Министерства обороны РФ в военном комиссариате Камчатского края. С 1 декабря 2010 года по 31 января 2013 года Д.Н.Н. получала пенсию по линии Министерства обороны Республики Беларусь.
Д.Н.Н. с 1 февраля 2013 года состояла на пенсионном учете в военном комиссариате Ивановской области и являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
Согласно донесения военного комиссариата Лежневского и Савинского районов Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.Н. три месяца назад уехала в гости к сыновьям в республику Беларусь и пропала, сведений о её местонахождении нет (со слов родной сестры).
С 1 декабря 2017 года выплата пенсии Д.Н.Н. приостановлена в связи с установлением факта ее выбытия на территорию Республики Беларусь.
Решением Военного комиссариата Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Д.Н.Н. прекращена в связи с непредставлением ей заявления о возобновлении выплаты пенсии с приложением документов, подтверждающих ее проживание на территории Ивановской области.
Судом также установлено, что Д.Н.Н. являлась гражданкой Российской Федерации; с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из материалов дела также следует, что Д.Н.Н. в сентябре 2014 года уехала в Республику Беларусь к родственникам, обратно по месту своей регистрации не возвратилась.
Решением Ивацевического районного суда Брестской области Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.Н. объявлена умершей.
Из решения Ивацевического районного суда Брестской области Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в апреле 2015 года Д.Н.Н. ушла из дома, где она проживала совместно с супругом Дусь В.Е. по адресу: <адрес> больше не возвращалась.
Из материалов дела следует, что 11.05.2015 года в Республике Беларусь было возбуждено уголовное дело № по факту безвестного исчезновения Д.Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело было прекращено на основании п. 2 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь в связи с отсутствием в чьих-либо действиях состава преступления.
Из изложенного следует, что поскольку Д.Н.Н. являлась пенсионером Министерства обороны РФ на неё распространено действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее Закон № 4468-1).
В соответствии со статьей 64 Закона вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Статьей 2 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным соглашением.
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 г.
В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, регулируется Федеральным законом "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ 28 декабря 2013 года, а также Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1386.
При этом действие указанных нормативных актов распространяется на всех лиц, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В сентябре 2014 года Д.Н.Н. выехала с территории Российской Федерации и больше не возвращалась.
04 марта 2021 года Дусь В.Е. обратился с заявлением Военный комиссариат Ивановской области по вопросу прекращения пенсии Д.Н.Н. за период с ноября 2017 года по август 2020 года, как наследник принявший наследство после смерти Д.Н.Н.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Часть 7 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ содержит норму о том, что при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 данной статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (пункт 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при не предъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце первом пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 960).
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи (абзац второй пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9).
По смыслу пункта 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (абзац третий пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9).
В силу абзаца пятого пункта 68 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы. При этом реализация права требования начисленных, но невыплаченных сумм трудовой пенсии, в том числе и за период с момента получения пенсии и до момента приостановления ее начисления, ограничена для получателя пенсии сроком в три года.
Право наследовать предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, то есть реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
В соответствии со ст. 63 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства.
В данном случае к моменту открытия наследства Д.Н.Н. была начислена пенсия за период с февраля 2013 года по ноябрь 2017 года, с заявлением о возобновлении выплаты пенсии в установленном порядке Д.Н.Н. не обращалась, следовательно суммы пенсии, на получение которых претендует истец не входят в состав наследственного имущества.
Поскольку Дусь В.Е., как наследник получателя пенсии Д.Н.Н., не является участником пенсионных правоотношений, возникших между Д.Н.Н. и Военным комиссариатом Ивановской области, он не может принимать участие ни в процессе формирования права на пенсию, ни в процессе его реализации, а потому Дусь В.Е. действующим законодательством не предоставлено право требования предоставления пенсионного обеспечения наследодателя. Права наследников ограничиваются правом на получение сумм пенсий, подлежащих выплате пенсионеру, но не полученных им при жизни. При этом, права в рамках пенсионного правоотношения, которые пенсионер мог бы реализовать при жизни, являясь его субъективным правом, переходу к иным лицам не подлежат. Дусь В.Е. не может являться правопреемником умершей Д.Н.Н. в отношении получения не начисленной пенсии, требуемые истцом выплаты после смерти Д.Н.Н. начислены быть не могут, а потому согласно приведенным выше ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ спорные денежные суммы не входят в состав наследственного имущества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истцу должно быть отказано.
Руководствуясь ст.199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дусь Валерия Евгеньевича к Военному комиссариату Ивановской области об обязании возобновить выплату пенсии, включении невыплаченной пенсии в состав наследственного имущества и взыскании невыплаченной пенсии в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд гор. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Родионова В.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено24.09.2021 года