№ 16-2136/2024
25RS0002-01-2023-001213-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 20 августа 2024 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Усмонкулиева Темура Бахром угли на вступившее в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Усмонкулиева Темура Бахром угли,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 февраля 2023 года гражданин Республики Узбекистан Усмонкулиев Т.Б. угли признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путём самостоятельного контролируемого выезда.
В порядке, установленном статьями 30.1 – 30.10 КоАП РФ постановление судьи районного суда не было обжаловано либо опротестовано. Вступило в законную силу.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, гражданин Республики Узбекистан Усмонкулиев Т.Б. угли просит вступившее в законную силу постановление судьи районного суда изменить, путём исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 1 час 40 минут по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики ФИО1 Т.Б. угли который въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и уклонился от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания на территории Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Действия гражданина Республики Узбекистан Усмонкулиева Т.Б. угли не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении ПК-25 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); сведениями с базы данных (л.д.4-17); протоколом о доставлении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18); протоколом об административном задержании № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), иными материалами, получившими надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
В судебном заседании гражданин Республики ФИО1 Т.Б. угли вину в совершённом правонарушении признал.
В действиях гражданина Республики ФИО1 Т.Б. угли имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. С выводами судьи районного суда следует согласиться.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении гражданину Республики ФИО1 Т.Б угли административного наказания судьёй районного суда требования статьи 4.1 КоАП РФ были соблюдены.
Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 649-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 Кодекса дополнена частью 3.8, которая в том случае, когда санкция статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации устанавливает обязанность судьи при назначении административного наказания выяснять и учитывать продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства.
Наличие у иностранного гражданина социальных связей на территории Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Само по себе право на уважение частной и семейной жизни не является абсолютным и не порождает у иностранных граждан беспрепятственной и неограниченной по времени возможности нахождения на территории Российской Федерации, а тем более не освобождает от обязанности соблюдать её законодательство. Не порождают они и иммунитета от установленных законодательством страны проживания превентивных мер воздействия в сфере миграционной политики, направленных на защиту ее государственных и общественных интересов.
Из вышеизложенного следует, что назначение гражданину Республики ФИО1 Т.Б. угли дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оснований для изменения назначенного наказания, с учётом представленных документов и применения положений части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ, не усматривается.
Выводы судьи районного суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено гражданину Республики ФИО1 Т.Б. угли правильно, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении гражданина Республики ФИО1 Т.Б. угли к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Фрунзенского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протокола об административном правонарушении ПК-25 № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 1 час 40 минут по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики ФИО1 Т.Б. угли который въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и уклонился от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).
Вместе с тем из базы данных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок пребывания на территории Российской Федерации гражданина Республики ФИО1 Т.Б. угли истекал ДД.ММ.ГГГГ (д.<адрес>).
Кроме того, судьёй районного суда не учтено, что подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введённые Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» утверждён перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. Республика Узбекистан в данном перечне не указана. При этом положениями пункта 2 данного распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в перечень, утверждённый пунктом 1 названого распоряжения.
Согласно пункту 3 указанного распоряжения № 1253-р, введенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2022 года № 2537-р, датой снятия ограничений на транспортное сообщение с Республикой Узбекистан, не включённой в названный перечень, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения, то есть 15 июля 2022 года.
Следовательно, покинуть территорию Российской Федерации гражданин Республики ФИО1 Т.Б. угли должен был до ДД.ММ.ГГГГ с учётом требований Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и положений Распоряжения Правительства РФ от 20 мая 2022 года № 1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение».
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановления судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 февраля 2023 года подлежит изменению путём указания даты уклонения от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания на территории Российской Федерации вместо 30 апреля 2022 года, считать правильным до 15 октября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Усмонкулиева Темура Бахром угли изменить: считать правильным гражданин Усмонкулиев Темур Бахром угли уклонился от выезда за пределы Российской Федерации до 15 октября 2022 года.
В остальной части постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Усмонкулиева Темура Бахром угли оставить без изменения, жалобу Усмонкулиева Темура Бахром угли - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов