2-3603/2021
39RS0002-01-2021-003032-90
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Холониной Т.П.,
при помощнике Степаненко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Калининград» в лице управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов к Дивак А.С. , Дивак С.В. , Дивак В.С. , Комаровой В.В. о приведении жилого помещения в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского округа «Город Калининград» обратилась в суд с иском, указывая, что двухкомнатная < адрес >, площадью 23,2 кв.м, < адрес > в г. Калининграде, относится к муниципальной собственности городского округа «Город Калининград». Нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма являлась Дивак Н.В. < Дата > г.р., которая была снята с регистрационного учета по указанному адресу < Дата > в связи со смертью. В качестве членов семьи нанимателя в жилом помещении зарегистрированы сын Дивак А.С. , < Дата > г.р., бывший муж Дивак С.В. , < Дата > г.р., сын Дивак В.С. , < Дата > г.р., относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, сестра Комарова В.В. , < Дата > г.р., а также несовершеннолетние дети - племянник ФИО6, < Дата > г.р., племянница ФИО7, < Дата > г.р., внучка ФИО8, < Дата > г.р., внучка ФИО9 < Дата > г.р.
В рамках приказа комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» от 14.01.2019 № ПД-КпО-Ю «Об утверждении графика проверок муниципальных жилых помещений, в которых сохраняется право пользования за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, специалистами администрации 29.01.2019 был осуществлен выезд по данному адресу с целью контроля за сохранностью жилого помещения. В результате обследования выявлена необходимость проведения капитального ремонта. При определении объемов и видов работ выявлена самовольная перепланировка жилых помещений: выделена дополнительная жилая комната в помещении, площадью 11,32 кв.м, в помещении кухни установлена душевая кабина, часть помещения кухни переоборудована под санузел, разобрана перегородка между двумя жилыми комнатами, площадью 13,7 кв.м и 9,5 кв.м.
Указанные работы выполнены самовольно, разрешительных документов органом местного самоуправления не выдавались, изменения в техническую документацию не внесены. В связи с чем выполнение капитального ремонта возможно только путем приведения жилого помещения в первоначальное состояние согласно технической документации (письмо исх. № 1557-19/и от 11.09.2019, письмо исх. № и-КМИ-15/18562 от 20.09.2019).
В адрес нанимателей было направлено предупреждение о необходимости приведения муниципального жилого помещения в прежнее состояние с установлением срока выполнения работ до 01.03.2020 либо обратиться с иском в судебные органы для решения вопроса о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии (письмо исх. № и-КМИ-15/20282 от 14.10.2020).
Специалистами администрации 02.03.2020 был осуществлен повторный выезд в данную квартиру с целью контроля исполнения предъявленных требований от 14.10.2019. В ходе обследования установлено, что нанимателями не осуществлены мероприятия по приведению жилого помещения в прежнее состояние, либо сохранение в переустроенном состоянии с последующим внесением изменений в техническую документацию. Со слов нанимателя осуществлять данным мероприятия он не собирается.
В рамках муниципального контракта было проведено обследование жилого помещения № < адрес > в г. Калининграде специализированной организацией ООО «Конструкторское бюро Портал», по результатам которого подготовлен технический отчет № 2020-1126-Ю-ТО от 2020. Согласно выводам технического отчета в квартире выполнена перепланировка без согласований с собственником и соответствующим организациям и не соответствует требованиям СП 54.13330.2016. При перепланировке на площадях жилых комнат 9,5 и 13,4 кв.м и коридора 2,9 кв.м устроена одна комната площадью 28,5 кв.м с разборкой перегородок между помещениями, в углу кухни устроен туалет с входом из коридора, что привело к уменьшению площади кухни. На кухне установлена душевая кабина и электробойлер. Веранда разделена на входной тамбур и помещение с установкой перегородки и входной двери в помещение. Для проведения < адрес > соответствии с требованиями «Положения о признании помещения жилым помещением » на вспомогательных помещениях: кухни и коридора (проходного) обустройство ванной или совмещенного санузла невозможно.
Администрация городского округа «Город Калининград» просит обязать ответчиков привести муниципальную < адрес > в г. Калининграде в первоначальное состояние согласно технической документации, а именно: - - демонтировать душевую кабину, перегородку и унитаз в помещении кухни; - восстановить твердотопливный котел и демонтировать установленный электрический котел; - восстановить перегородку между жилыми комнатами; - в помещении веранды демонтировать перегородку.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ишхнели Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражает против вынесения заочного решения суда.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, возражений по предъявленному иску не представили. Поскольку ни заявления об отложении рассмотрения дела, ни заявления о рассмотрении дела в их отсутствие от ответчиков не поступало, сведений об уважительности причин их неявки в судебное заседание не представлено, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что двухкомнатная < адрес >, площадью 23,2 кв.м, < адрес > в г. Калининграде, относится к муниципальной собственности городского округа «Город Калининград». Нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма являлась Дивак Н.В. , < Дата > г.р., которая была снята с регистрационного учета по указанному адресу < Дата > в связи со смертью.
В качестве членов семьи нанимателя в жилом помещении зарегистрированы: сын Дивак А.С. , < Дата > г.р., бывший муж нанимателя Дивак С.В. , < Дата > г.р., сын Дивак В.С. , < Дата > г.р., относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, сестра Комарова В.В. , < Дата > г.р., а также несовершеннолетние дети - племянник ФИО6, < Дата > г.р., племянница ФИО7, < Дата > г.р., внучка ФИО8, < Дата > г.р., внучка ФИО9 < Дата > г.р.
В рамках приказа комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» от 14.01.2019 № ПД-КпО-Ю «Об утверждении графика проверок муниципальных жилых помещений, в которых сохраняется право пользования за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, специалистами администрации 29.01.2019 был осуществлен выезд по данному адресу с целью контроля за сохранностью жилого помещения. В результате обследования выявлена необходимость проведения капитального ремонта. При определении объемов и видов работ выявлена самовольная перепланировка жилых помещений: выделена дополнительная жилая комната в помещении, площадью 11,32 кв.м, в помещении кухни установлена душевая кабина, часть помещения кухни переоборудована под санузел, разобрана перегородка между двумя жилыми комнатами, площадью 13,7 кв.м и 9,5 кв.м. Указанные работы выполнены самовольно, разрешительных документов органом местного самоуправления не выдавались, изменения в техническую документацию не внесены. В связи с чем выполнение капитального ремонта возможно только путем приведения жилого помещения в первоначальное состояние согласно технической документации.
В адрес ответчиков было направлено предупреждение о необходимости приведения муниципального жилого помещения в прежнее состояние с установлением срока выполнения работ до 01.03.2020 либо обратиться с иском в судебные органы для решения вопроса о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии. Специалистами администрации 02.03.2020 был осуществлен повторный выезд в данную квартиру с целью контроля исполнения предъявленных требований от 14.10.2019. В ходе обследования установлено, что нанимателями не осуществлены мероприятия по приведению жилого помещения в прежнее состояние, либо сохранение в переустроенном состоянии с последующим внесением изменений в техническую документацию.
Согласно технического отчета № 2020-1126-Ю-ТО от 2020, выполненного по результатам обследования жилого помещения № < адрес > в г. Калининграде, специализированной организацией ООО «Конструкторское бюро Портал», в квартире выполнена перепланировка без согласований с собственником и соответствующим организациям и не соответствует требованиям СП 54.13330.2016. При перепланировке на площадях жилых комнат 9,5 и 13,4 кв.м и коридора 2,9 кв.м устроена одна комната площадью 28,5 кв.м с разборкой перегородок между помещениями, в углу кухни устроен туалет с входом из коридора, что привело к уменьшению площади кухни. На кухне установлена душевая кабина и электробойлер. Веранда разделена на входной тамбур и помещение с установкой перегородки и входной двери в помещение. Для проведения < адрес > соответствии с требованиями «Положения о признании помещения жилым помещением » на вспомогательных помещениях: кухни и коридора (проходного) обустройство ванной или совмещенного санузла невозможно.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, данные действия проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с компетентным органом власти в порядке, предусмотренном данной статьей, при этом в законе указаны основания для отказа в согласовании переустройства/перепланировки. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ).
Из системного толкования названных правовых норм следует, что суду предоставлено право в исключительных случаях принимать решение о сохранении самовольно перепланированного (переустроенного) помещения в таком состоянии, которое реализуется судом по своему ограниченному рамками закона усмотрению с учетом обстоятельств конкретного дела.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесений изменения в технический паспорт жилого помещения.
В абзаце 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, закреплено, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно п. 1.7.2, п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенных выше норм права и установленных судом обстоятельств, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Ответчиками в муниципальной квартире произведена перепланировка и переустройство квартиры в отсутствие надлежащего разрешения. Доказательств того, что указанные работы произведены с соблюдением предусмотренных строительных, технических требований, установленных законодательством, и не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, доказательств того, что в установленном законом порядке ответчиками было получено разрешение органа местного самоуправления на проведение работ по перепланировке и переустройству, что работы были выполнены и приняты приемочной комиссией, суду не представлено.
С учетом имеющихся в деле доказательств, суд считает, что заявленные истцом требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, с каждого по 75 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199,234,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Дивака А.С. , Дивака С.В. , Комарову В.В. , Дивака В.С. привести муниципальную < адрес > в г. Калининграде в первоначальное состояние согласно технической документации, обязать ответчиков демонтировать душевую кабину, перегородку и унитаз в помещении кухни; восстановить твердотопливный котел и демонтировать установленный электрический котел; восстановить перегородку между жилыми комнатами; в помещении веранды демонтировать перегородку.
Взыскать с Дивака А.С. , Дивака С.В. , Комаровой В.В. , Дивака В.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей, с каждого по 75 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2021 года.
Судья: Т.П. Холонина