Решение по делу № 2-787/2020 от 23.07.2020

КОПИЯ

Дело № 2-787/2020

УИД 29RS0021-01-2020-001161-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                         20 октября 2020 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Омелиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район» и индивидуальному предпринимателю Минт А. П. о возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района в соответствии с требованиями безопасности,

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации муниципального образования «Плесецкий район» и индивидуальному предпринимателю Минт А.П. о возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района через р. Онега в районе п. Липаково в соответствии с требованиями безопасности. В обоснование требований указывает, что проведенной проверкой установлено, что в навигационный период транспортный проезд в п. Липаково Плесецкого района возможен лишь по паромной переправе через р. Онега. На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 28 июня 2016 года № 242-рп паромная переправа для перевозки пассажиров и автотранспорта через р. Онега передана в собственность МО «Плесецкий район». На основании постановления администрации МО «Плесецкий район» от 12 мая 2017 года указанная паромная переправа передана на праве хозяйственного ведения МУП «АТП Плесецкое». Согласно договору оказания услуг № 488 от 01 июня 2020 года, заключенному между МУП «АТП Плесецкое» и ИП Минт А.П., последний оказывает услуги по содержанию, обслуживанию парома «ПР-40» и по организации пассажирских перевозок на грузопассажирской паромной переправе через р. Онега в п. Липаково, по тарифам, установленным Агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Цены на перевозку автотранспорта региональным законодательством не регулируются и устанавливаются перевозчиком, то есть ИП Минт А.П., самостоятельно. В соответствии с абз. 3, 4, 5 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ паром является внутренним водным транспортом, предназначенным для перевозки грузов, пассажиров и багажа. В ходе проверки установлено, что какие-либо документы на паром «ПР-40» у администрации МО «Плесецкий район», МУП «АТП Плесецкое» и ИП Минт А.П. отсутствуют, в виду чего установить дату изготовления, изготовителя, технические характеристики, иные данные о судне и оценить безопасность эксплуатации судна не представляется возможным. Паром «ПР-40» в Государственном судовом реестре либо реестре маломерных судов не зарегистрирован, бортового номера не имеет. В нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 13 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, маркировочная таблица на пароме «ПР-40» отсутствует. Основным видом деятельности ИП Минт А.П. является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта. При этом лицензия на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом у ИП Минт А.П. отсутствует, в то время как в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию. Таким образом, деятельность ИП Минт А.П. по организации пассажирских перевозок на грузопассажирской паромной переправе через р. Онега в п. Липаково Плесецкого района в отсутствие лицензии является незаконной. Полагает, что созданные администрацией МО «Плесецкий район» условия транспортного обслуживания населения не соответствуют требованиям безопасности, Просит обязать администрацию МО «Плесецкий район» создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района через р. Онега в районе п. Липаково в соответствии с требованиями безопасности. С момента организации транспортных услуг администрацией МО «Плесецкий район» прекратить деятельность индивидуального предпринимателя Минт А.П. по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, багажа и автотранспорта на паромной переправе через р. Онегу в п. Липаково Плесецкого района Архангельской области до получения лицензии на осуществление данного вида деятельности.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Плесецкий район» Шевякова С.Е. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что участок через реку Онега в районе п. Липаково Плесецкого района Архангельской области не относится к внутренним водным путям Российской Федерации, в связи с чем паром ПР-40 не относится к объектам внутреннего водного транспорта, поэтому на паромную переправу в данном случае не распространяются положения законодательства, на которые ссылается истец. Указанный паром ранее принадлежал леспромхозу и был передан администрации МО «Плесецкий район» Правительством Архангельской области. Какая-либо документация на него отсутствует. Поскольку паром не относится к объектам внутреннего водного транспорта, то лицензия на осуществление пассажирских перевозок в данном случае не требуется. Организовать транспортную доступность населения в п. Липаково каким-либо иным способом не представляется возможным. Паром ежегодно осматривается комиссией. Согласно акту приема в эксплуатацию в 2020 году паромная переправа признана соответствующей требованиям безопасности. Полагает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Ответчик ИП Минт А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица МУП «АТП «Плесецкое» ФИО7 в судебном заседании с иском не согласилась по аналогичным основаниям.

Представитель третьего лица Центра ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО8 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что указанный в иске участок реки Онега не относится к внутренним водным путям Российской Федерации. Осуществление государственного надзора за паромной переправой в районе п. Липаково не входит в полномочия Центра ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области. Между тем, ежегодно паром проверяется комиссией на соответствие требованиям безопасности. Сотрудник Центра ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области проверяет паром на наличие спасательных и аварийных приспособлений.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Северного межрегионального управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Северного филиала ФАУ «Российский речной регистр», ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 28 июня 2016 года № 242-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Плесецкий муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «Федовское» паромная переправа для перевозки пассажиров и автотранспорта через р. Онега передана в собственность муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

На основании постановления администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 12 мая 2017 года № 601-па паромная переправа для перевозки пассажиров и транспорта через р. Онега в п. Липаково передана на праве хозяйственного ведения МУП «АТП Плесецкое».

Согласно договору оказания услуг № 488 от 01 июня 2020 года, заключенному между МУП «АТП Плесецкое» и ИП Минт А.П., последний оказывает услуги по содержанию и обслуживанию парома «ПР-40» и по организации пассажирских перевозок на грузопассажирской паромной переправе через р. Онега в п. Липаково.

Из объяснений сторон, не опровергнутых материалами дела, следует, что в навигационный период транспортный проезд в п. Липаково Плесецкого района возможен лишь по указанной в иске паромной переправе через р. Онега.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель Минт И.П. зарегистрирован в налоговом органе 13 апреля 2011 года, основным видом его деятельности является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Положения настоящего Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) – один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

внутренние водные пути Российской Федерации (далее – внутренние водные пути) – пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

судоходство – деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 марта 2012 года № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», определен порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу п. 3 указанного Положения, деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов; перевозки морским транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.

Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Как следует из сообщений Северного межрегионального управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Северного филиала ФАУ «Российский речной регистр», ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей», участок реки Онега в районе п. Липаково Плесецкого района Архангельской области не включен в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что паром «ПР-40» через реку Онега в п. Липаково Плесецкого района Архангельской области не относится к объектам внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в связи с чем на правоотношения, возникшие в связи с его эксплуатацией, не распространяются положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Таким образом, деятельность ИП Минт А.П. по содержанию и обслуживанию парома «ПР-40» и по организации пассажирских перевозок на грузопассажирской паромной переправе через р. Онега в п. Липаково не подлежит обязательному лицензированию.

Из акта приема в эксплуатацию паромной переправы от 28 мая 2020 года, составленного комиссией с участием представителей администрации МО «Плесецкий район», ОГИБДД ОМВД России по Плесецкому району, РДО № 15 «Плесецкий», АО «Плесецкое дорожное управление, государственного инспектора ГИМС МЧС России по Плесецкому району и ИП Минт А.П., следует, что спорная паромная переправа установлена согласно ВСН 50-87 (инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов) и техническое состояние береговых сооружений, подходов к переправе и пристаней соответствует требованиям ВСН 50-87. Грузоподъемность переправы установлена в 25 тонн. Состояние проезжей части – деревянный настил, состояние хорошее. Спасательными, аварийными средствами и имуществом переправа укомплектована. Согласно заключению комиссии, паромная переправа соответствует требованиям и условиям пропускной способности и пригодна к эксплуатации для провоза автотранспорта и пассажиров.

Указанным актом подтверждается, что спорная паромная переправа соответствует требованиям безопасности.

Согласно письменным объяснениям главного специалиста отдела ДиТИПиОТ администрации МО «Плесецкий район» ФИО10, весной 2020 года был произведен капитальный ремонт парома. При производстве капитального ремонта были частично заменены металлические листы обшивки двух барж, полностью заменен деревянный настил и установлены новые надстройки парома, а также произведены косметические работы. Спасательными, аварийными средствами и имуществом автотранспортная паромная переправа укомплектована.

Доказательств обратного, в том числе того, что в результате отсутствия на пароме маркировочной таблицы и его регистрации в Государственном судовом реестре либо реестре маломерных судов, отсутствия бортового номера создается угроза безопасности пассажиров и имущества, а также того, что паром не пригоден для эксплуатации, истцом суду не представлено.

Государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре либо реестре маломерных судов подтверждает лишь право собственности на указанные объекты (ст.ст. 15, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), и ее отсутствие не свидетельствует о нарушениях требований безопасности.

При этом, исковых требований о возложении на владельца парома обязанности устранить какие-либо недостатки истцом суду не заявлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что администрацией МО «Плесецкий район» созданы условия для предоставления транспортных услуг населению п. Липаково и организовано транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района через р. Онега в районе п. Липаково в соответствии с требованиями безопасности.

В связи с этим, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район» и индивидуальному предпринимателю Минт А. П. о возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района в соответствии с требованиями безопасности отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2020 года.

Председательствующий:                                               Р.А. Куйкин

Копия верна. Судья:                                 Р.А. Куйкин

2-787/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Плесецкого района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Плесецкий район"
ИП Минт Алексей Петрович
Другие
Центр ГИМС главного управления МЧС России по Архангельской области
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
МУП «АТП Плесецкое»
ФБУ Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей
Севергный филиал Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр"
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Куйкин Руслан Александрович
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
23.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2020Передача материалов судье
30.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Подготовка дела (собеседование)
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее