Председательствующий по делу дело № 33-4342/2023
Судья Виноградова Ю.А.
(дело в суде первой инстанции 13-53/2023
УИД 75RS0014-01-2018-000454-32)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Кожиной Е.А.
при секретаре Железковой Д.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 8 ноября 2023 г. материалы гражданского дела по иску прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Районное жилищно-коммунальное хозяйство», администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании провести капитальный ремонт объекта теплоснабжения тепловых сетей котельной Государственного учреждения здравоохранения «Красночикойская ЦРБ»
по представлению прокурора Красночикойского района Новолодского С.Е.
на определение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 30 августа 2023 г., которым постановлено:
Заявление главы муниципального района «Красночикойский район» Гостева Е.А. удовлетворить.
Предоставить администрации муниципального района «Красночикойский район» отсрочку исполнения решения Красночикойского районного суда Забайкальского края от 22.03.2019 года по гражданскому делу № 2-9/2019 по иску прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга Красночикойского района к муниципальному унитарному предприятию «Районное жилищно-коммунальное хозяйство», администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании провести капитальный ремонт объекта теплоснабжения–тепловых сетей котельной Государственного учреждения здравоохранения «Красночикойская ЦРБ», в части ремонта теплосетей протяженностью 183 метра, сроком до 15 сентября 2024 года.
УСТАНОВИЛ:
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 22 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25 июня 2019 г., иск прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Красночикойский район» удовлетворен. На администрацию муниципального района «Красночикойский район» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2019 г. осуществить действия, направленные на организацию капитального ремонта тепловых сетей котельной ЦРБ протяженностью 1675 метров, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (т.1 л.д. 170-182, 209-214).
16 августа 2023 г. глава муниципального района «Красночикойский район» Гостев Е.А. обратился с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до 15 сентября 2024 г. Указывает на то, что за период с 2019г. по 2022 г. по заключенным муниципальным контрактам был проведен ремонт участка теплотрассы котельной ЦРБ в с. Красный Чикой протяженностью 1492 метра. На выполнение работ по ремонту оставшейся части теплосетей котельной ЦРБ в количестве 183 метров в 2023 г. не представлялось возможным, поскольку в бюджете муниципального района на 2023 финансовый год отсутствуют бюджетные средства. Администрацией неоднократно направлялись письма в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о выделении денежных средств на ремонт теплотрассы из краевого бюджета. До настоящего времени информация о возможности по выделению дополнительной субсидии из бюджета Забайкальского края из Министерства не поступала. На основании письма администрации муниципального района «Красночикойский район» от 23 мая 2023 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края оставшаяся часть теплотрассы включена в проект программы «Модернизация системы коммунальной инфраструктуры Забайкальского края (2023-2027) с запланированным объемом финансирования в размере 10 269,93 рублей. Таким образом, администрацией муниципального района «Красночикойский район» приняты все возможные меры, направленные на организацию капитального ремонта тепловых сетей котельной ЦРБ протяженностью 1675 метров (т.5 л.д. 1-4).
Судьей постановлено приведенное выше определение (т.5 л.д. 103-108).
В представлении прокурор Красночикойского района Новолодский С.Е. просит определение изменить, в предоставлении отсрочки отказать. Ссылается на то, что в связи с предоставлением отсрочки исполнения решения суда возникает угроза срыва предстоящего отопительного сезона 2023-2024 года из-за ветхого состояния тепловых сетей ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», возникновение аварийных ситуаций, а также нарушение жилищных прав граждан. Имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения имущественного ущерба (т.5 л.д.113-114).
В возражениях на представление прокурора глава муниципального района «Красночикойский район» Гостев Е.А. просит определение оставить без изменения, представление без удовлетворения (т.5 л.д. 119-121).
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление прокурора рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривающей право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения районного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника.
Удовлетворяя заявление администрации муниципального района «Красночикойский район», оценив доводы заявителя и представленные документы, принимая во внимание, что ответчик приступил к исполнению решения суда, не уклоняется от совершения возложенных на него судом обязанностей, пришел к выводу о наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, в связи с чем, предоставил администрации отсрочку исполнения решения суда по проведению ремонтных работы теплотрассы котельной «Красночикойской ЦРБ» в с. Красный Чикой протяженность 183 метра до 15 сентября 2024 г., полагая, что указанный срок является разумным и обеспечивает баланс интересов сторон.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с данными выводами, поскольку они мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Так, при рассмотрении заявления, судьей установлено, что решение суда частично исполнено, должником произведен капитальный ремонт теплосетей котельной «Красночикойской ЦРБ» общей протяженностью 1492 метра, что подтверждается муниципальными контрактами и актами выполненных работ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в целях исполнения решения суда администрацией в период 2022-2023 гг. направлены письма в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о выделении денежных средств на ремонт теплотрассы из краевого бюджета (т.5 л.д. 92, 93, 94, 97, 98, 99, 100).
Как установлено материалами дела, денежные средства в бюджете муниципального района «Красночикойский район» на 2023 год на ремонт теплосетей котельной ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» не предусмотрены и предусмотреть не представляется возможным, поскольку первоочередные расходные обязательства предусмотрены не в полном объеме (фонд оплаты труда 10,5 месяца, оплата коммунальных услуг 11,5 месяцев) (т.5 л.д. 91).
Таким образом, доводы заявления о наличии у должника тяжелого материального положения, а также о том, что процедура проведения ответчиком ремонтных работ содержит ряд этапов и ограничений, влечет необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок, являются обоснованными.
Ссылка в представлении на то, что предоставление отсрочки влечет угрозу срыва предстоящего отопительного сезона 2023-2024 года, возникновение аварийных ситуаций, подлежит отклонению, так как в материалах дела доказательств, свидетельствующих об этом, не имеется, чем именно нарушены жилищные права граждан, не указано.
Напротив, судом апелляционной инстанции установлено, что в бюджете муниципального района «Красночикойский район» предусмотрены средства на подготовку отопительного сезона на 2023 г. и плановый период 2024-2026 годов.
Так, согласно справке Комитета по финансам администрации муниципального района «Красночикойский район» от 21 сентября 2023 г., мероприятий подготовки к отопительному сезону 2023-2026 гг., утвержденных главой администрации муниципального района «Красночикойский район, приобщенных к материалам дела, следует, что в бюджете района предусмотрены средства на подготовку к отопительному сезону на 2023 г. и плановый период 2023-2026 годов (т.5 л.д. 122, 123-124).
Согласно Постановлениям главы муниципального района «Красночикойский район» № 386 от 22 июня 2022 г. и № 487 от 11 сентября 2023 г. отопительный период на территории Красночикойского района проходит с 10 сентября 2023 г. по 25 мая 2024 г. (т.5 л.д. 125, 126).
Из указанного следует, что на момент рассмотрения заявления об отсрочке исполнения решения суда, отопительный сезон на территории Красночикойского района начат, доказательств угрозы срыва текущего отопительного сезона материалы дела не содержат.
Более того, нельзя не учитывать, что выполнение капитального ремонта теплосетей требует значительных финансовых затрат, составления проектной документации. При этом большая часть работ по капитальному ремонту участков теплосетей котельной ГУЗ «Красночикойская ЦРБ», возложенная на администрацию муниципального района «Красночикойский район» решением суда от 22 марта 2019 г., исполнена, срок выполнения капитального ремонта остальных участков, об отсрочке которых просит заявитель, подтвержден документально, и по мнению суда апелляционной инстанции, является разумным.
Доводы представления прокурора правильность указанных выводов не опровергают, направлены на иную оценку учтенных судьей обстоятельств, оснований для которых не имеется.
Процессуальных нарушений в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которые могли бы повлечь незаконность вынесенного судом определения, не установлено.
С учетом изложенного, определение судьи является законным и обоснованным, оснований для отмены определения по доводам представления прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, представление прокурора – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Судья Забайкальского краевого суда Кожина Е.А.