УИД: 81RS0006-01-2021-000307-19
Дело № 88-538/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 11 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Карповой О.Н., Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-283/2021 по иску Трушникова Владимира Владимировича к администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству территориального развития Пермского края о признании решения об отказе в выплате субсидии незаконным, возложении обязанности включить в заявку на конкурсный отбор по переселению жителей и выплатить субсидию,
по кассационным жалобам Министерства территориального развития Пермского края, Правительства Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трушников В.В. обратился в суд с иском к администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству территориального развития Пермского края о признании решения администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края от 17 декабря 2020 года № 3168 об отказе в выплате субсидии незаконным, включении его в заявку на конкурсный отбор в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-П, выплате ему субсидии в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года № 157.
В обоснование заявленных требований Трушников В.В. сослался на то, что в его собственности имеются земельный участок и жилой дом по адресу: <данные изъяты>. Полагая, что он имеет право на участие в программе переселения жителей п. Галечник Юрлинского района Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года № 157-П, с целью включения его в список для получения субсидии, обратился в администрацию Юрлинского муниципального округа с соответствующим заявлением, представив все необходимые документы. В декабре 2020 года от администрации Юрлинского муниципального округа получил письменный отказ, из которого следует, что оснований для выплаты субсидии нет, так как его документы не участвовали в конкурсной заявке. Его дом не включен в перечень объектов, подлежащих расселению, указанных в постановлении Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года № 157-П «Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, перечня объектов, подлежащих расселению, и о внесении изменений в Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных, малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-П», незаконно.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года, отказ администрации Юрлинского муниципального района от 17 декабря 2020 года в выплате Трушникову В.В. субсидии в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-п признан незаконным; на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края возложена обязанность включить Трушникова В.В. в заявку для участия в конкурсном отборе в целях включения в Программу по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края в 2020-2022 годах в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края»; на Правительство Пермского края, Министерство территориального развития Пермского края, администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края возложена обязанность предоставить Трушникову В.В. социальную выплату за счет средств бюджета Пермского края не более 95%, за счет средств бюджета муниципального образования- не менее 5%.
В кассационных жалобах представители Правительства Пермского края, Министерства территориального развития Пермского края ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В обоснование доводов кассационной жалобы представители Правительства Пермского края, Министерства территориального развития Пермского края указывают, что суды не учли, что Программа по переселению жителей из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края в 2020-2022 годах исключена из Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных, малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-П; порядком № 600-п, который в настоящее время регулирует вопросы по переселению жителей Пермского края из отдаленных населенных пунктов, распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется постановлением Правительства Пермского края, в связи с чем включить Трушникова В.В. в программу по переселению невозможно, так как данная процедура не предусмотрена; Министерство является главным распределителем средств по предоставлению субсидий из бюджета Пермского края, а не социальных выплат переселяемым жителям для приобретения жилых помещений в частную собственность; суд, возложив обязанности в части предоставления социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края не более 95%, за счет средств бюджета муниципального образования не менее 5 %, не учел, что согласно пункту 2.4.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных, малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-П, указанный размер определяется по формуле. Указывает, что Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных, малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-П, не предусмотрена возможность включения дополнительных объектов, подлежащих расселению, уже после направления муниципальным образованием заявки и после участия в конкурсном отборе на получение субсидии, в связи с чем факт необоснованного невключения жилого помещения Трушникова В.В. в перечень объектов не порождает у него права на получение социальной выплаты; суд апелляционной инстанции неверно применил к спорным правоотношениям пункт 4.1 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных, малочисленных населенных пунктов Пермского края, поскольку актуализация перечня объектов, подлежащих расселению, осуществлялась только в случае уточнения победителем конкурсного отбора общей площади объекта, подлежащего расселению, только тех объектов, которые были включены в перечень объектов.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения имеются.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Трушников В.В. с 19 октября 2001 года является собственником жилого дома, общей площадью 31,7 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> и земельного участка площадью 3102 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> по указанному адресу.
Постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года №157-п распределены субсидии из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержден перечень объектов, подлежащих расселению, согласно которому Муниципальному образованию «Юрлинский муниципальный округ» выделены субсидии на переселение жителей п. Галечник в сумме 23 565 097,40 руб.
В Перечне объектов, подлежащих расселению, принадлежащий Трушникову В.В. объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отсутствует.
Письмом администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края от 17 декабря 2020 года № 3168 Трушникову В.В. отказано в выплате субсидии по тем основаниям, что его документы в конкурсной заявке не участвовали. Дом Трушникова В.В. не попал в перечень объектов, подлежащих расселению в постановлении Правительства Пермского края №157 от 01 апреля 2002 года. Для подачи заявки на конкурсный отбор согласно постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-п администрацией Юрлинского муниципального округа были подняты похозяйственные книги с 1990 года по 01 января 2020 года, проведено общее собрание с гражданами п. Галечник. В похозяйственных книгах записи о собственности Трушникова В.В. не обнаружены. На основании всех собранных документов, в том числе от жителей п. Галечник, сформирована заявка и направлена в Министерство территориального развития Пермского края.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-п, исходил из того, что муниципальным образованием Юрлинский муниципальный округ не были исполнены мероприятия по сбору информации в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной и частной собственности, в связи с чем жилой дом истца не был включен в заявку для участия в конкурсном отборе по переселению жителей поселка, тем самым были нарушены права Трушникова В.В., как собственника жилого дома, на получение социальной выплаты, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку такие выводы сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
Постановлением Правительства Пермского края от 01 октября 2013 года № 1305-п утверждена государственная программа Пермского края «Региональная политика и развитие территорий», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Создание условий для финансовой устойчивости местных бюджетов и реализации муниципальных программ», задачами которой, в том числе, является создание условий для повышения качества жизни граждан, проживающих в труднодоступных, отдаленных и (или) малочисленных пунктах Пермского края. В соответствии с паспортом подпрограммы, предусматривается переселение семей из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края нарастающим итогом с 2018 года за счет средств бюджета Пермского края и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 857-п утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4 указанного Порядка предоставление субсидий из бюджета Пермского края осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству территориального развития Пермского края, на цель, указанную в пункте 2.1 настоящего Порядка. Главным распорядителем средств бюджета Пермского края на предоставление субсидии является Министерство территориального развития Пермского края. Получателями субсидии являются, в том числе, муниципальные округа.
Согласно пункту 2.1 Порядка с изменениями, внесенными постановлением Правительства Пермского края от 06 марта 2020 года № 98-п, действующими с 01 января 2020 года, субсидий предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях реализации мероприятий по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края и упразднения населенных пунктов Пермского края, переселение жителей которых осуществлялось в рамках реализации мероприятий.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка с изменениями, внесенными постановлением Правительства Пермского края от 06 марта 2020 года № 98-п, действующими с 01 января 2020 года, реализация мероприятий осуществляется в соответствии с Программой по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края, которая формируется по итогам конкурсного отбора заявок муниципальных образований по форме, утвержденной приказом Министерства, с указанием целей и задач, сроков реализации, общей стоимости реализации Программы, перечня муниципальных образований - участников Программы, объема субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий и размера их софинансирования из бюджета муниципального образования, перечня объектов, подлежащих расселению в соответствии с настоящим Порядком (включая адреса и площадь).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, в редакции постановления Правительства Пермского края от 06 марта 2020 года № 98-п, субсидии муниципальному образованию предоставляются на проведение следующих мероприятий: приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления переселяемым из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края жителям Пермского края по договору социального найма; предоставление социальных выплат переселяемым из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края жителям Пермского края для приобретения жилых помещений в частную собственность.
Постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года № 157-п пункт 2.2 Порядка признан утратившим силу с 17 февраля 2020 года. Этим же постановлением Порядок был дополнен пунктом 2.4, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 17 февраля 2020 года.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в редакции постановления Правительства Пермского края от 16 сентября 2020 года № 677-п (действующим с 01 апреля 2020 года), социальную выплату имеет право получить лицо, являющееся собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также лица, совместно проживающие с нанимателем жилого помещения по договору социального найма и зарегистрированные в данном жилом помещении (далее - получатель социальной выплаты) (подпункт 2.4.1); социальная выплата предоставляется на приобретение жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья (подпункт 2.4.2); социальная выплата используется для полной или частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения (подпункт 2.4.3); социальная выплата используется получателями социальной выплаты на приобретение одного жилого помещения в общую долевую собственность в случаях, при которых: социальная выплата предоставляется нанимателю жилого помещения по договору социального найма и лицам, совместно проживающим с нанимателем жилого помещения по договору социального найма и зарегистрированным в данном жилом помещении; социальная выплата предоставляется лицам, являющимся собственниками жилого помещения (подпункт 2.4.3 (1)); если получателю социальной выплаты требуются дополнительные средства (сверх предоставленной социальной выплаты) для оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения, то он использует на эти цели собственные и (или) заемные средства (подпункт 2.4.4).
Размер социальной выплаты определяется по формуле, приведенной в подпункте 2.4.5 Порядка, и может быть изменен в случаях, предусмотренных в подпункте 2.4.6 Порядка.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка, в редакции от 06 марта 2020 года (действует с 01 января 2020 года), для участия в конкурсном отборе муниципальное образование представляет в Министерство Заявку. К Заявке прилагаются следующие документы:
выписка из решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на текущий (очередной) финансовый год и на плановый период об утверждении объема расходов на софинансирование Заявки в размере 5% от ее стоимости, а также расходов на финансирование сноса объектов, подлежащих расселению в соответствии с настоящим Порядком, в размере 100% или гарантийное письмо муниципального образования об утверждении объема расходов на софинансирование Заявки в размере 5% от ее стоимости, а также расходов на финансирование сноса объектов, подлежащих расселению в соответствии с настоящим Порядком, в размере 100% за подписью главы (главы администрации) муниципального образования;
пояснительная записка за подписью главы (главы администрации) муниципального образования с обоснованием включения населенного пункта Пермского края в Программу, в том числе включающая расчет объема средств, необходимого для осуществления мероприятий, сведения о численности зарегистрированных в населенном пункте Пермского края жителей, сведения о наличии в населенном пункте Пермского края объектов недвижимости, находящихся в муниципальной и частной собственности. При расчете объема средств, необходимого для осуществления мероприятий, используется средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утвержденная постановлением Правительства Пермского края на I квартал года, в котором представляется Заявка;
копии документов, подтверждающих право жителей населенного пункта Пермского края на пользование жилым помещением (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости и т.п.);
гарантийное письмо муниципального образования за подписью главы (главы администрации) муниципального образования о снятии с регистрационного учета в населенном пункте Пермского края переселяемых жителей;
копия протокола собрания жителей населенного пункта Пермского края, в котором отражено согласие не менее 80% от зарегистрированных жителей населенного пункта Пермского края на переселение (подпункт 3.3.1).
Муниципальное образование представляет не более одной Заявки в отношении одного населенного пункта Пермского края. Включение в Программу объектов, подлежащих расселению, не предусмотренных Заявкой, которая признана победителем конкурсного отбора, не допускается (подпункт 3.3.4).
Из приведенных нормативных положений следует, что при наличии оснований для отнесения населенного пункта к труднодоступным, отдаленным, малочисленным; наличии согласия жителей такого населенного пункта на переселение, оформленное протоколом собрания, отражающим согласие не менее 80% от зарегистрированных жителей на переселение, администрация муниципального образования может представить в Министерство только одну заявку в отношении одного населенного пункта на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий на расселение объектов с приложением указанных выше документов, в том числе документов, подтверждающих право жителей населенного пункта Пермского края на пользование жилым помещением на праве договора социального найма или праве собственности.
Исходя из того, что работу по формированию заявки, включая сбор сведений о численности зарегистрированных в населенном пункте жителей, сведения о наличии объектов недвижимости, находящихся в муниципальной и частной собственности, сбор копий документов, подтверждающих право жителей населенного пункта Пермского края на пользование жилым помещением (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости и т.п.), осуществляет муниципальное образование, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация Юрлинского муниципального округа данную работу выполнила ненадлежащим образом, что повлекло за собой невключение жилого помещения, принадлежащего Трушникову В.В., в перечень объектов, подлежащих расселению, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2020 года № 157-п.
Возлагая на администрацию Юрлинского муниципального района обязанность включить Трушникова В.В. в заявку для участия в конкурсном отборе в целях включения в Программу по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, суд не учел, что сама заявка не предполагает включение сведений о физических лицах, проживающих в населенном пункте, подлежащем расселению; сведения об объектах, подлежащих расселению, содержатся в пояснительной записке, прилагаемой к заявке. По результатам конкурсного отбора производится распределение субсидий между муниципальными образованиями – победителями конкурсного отбора путем издания Правительством Пермского края постановления, в котором также утверждается перечень объектов, подлежащих расселению. Такое постановление было издано Правительством Пермского края 01 апреля 2020 года за № 157-п. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №857-п, не предусматривает возможность включения дополнительных объектов, подлежащих расселению, уже после направления муниципальным образованием заявки и после участия в конкурсном отборе на получение субсидий.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что жилой дом, принадлежащий истцу, возможно включить в перечень объектов, подлежащих расселению, в соответствии с пунктом 4.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 857-п, предусматривающего возможность актуализации перечня объектов, подлежащих расселению, в части уточнения общей площади объектов, подлежащих расселению, основана на неправильном толковании положений данного пункта Порядка и без учета положений подпункта 3.3.4, в соответствии с которым включение в Программу объектов, подлежащих расселению, не предусмотренных Заявкой, которая признана победителем конкурсного отбора, не допускается.
Возлагая на ответчиков обязанность по предоставлению Трушникову В.В. социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края не более 95%, за счет средств бюджета муниципального образования - не менее 5%, суды обеих инстанций не учли, что указанное процентное соотношение в силу положений государственной программы «Региональная политика и развитие территорий», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01 октября 2013 года № 1305-п, Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 857-п, предусмотрено для определения размера субсидий на реализацию целей программы, а не для определения размера социальной выплаты.
Судами без внимая оставлены положения Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 857-п, в соответствии с которыми установлены правила (формула) определения размера социальной выплаты, условия ее выплаты, требования к жилым помещениям, приобретаемым за счет социальной выплаты (пункт 2.4). При этом размер социальной выплаты поставлен не только в зависимость от расселяемого жилого помещения, но и от приобретаемого в собственность, в том числе за счет социальной выплаты. Кроме того, социальная выплата предоставляется гражданам муниципальным образованием – победителем конкурсного отбора на основании соглашения (пункт 6.2).
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (часть 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающие суд принять решение по заявленным истцом требованиям, а также предоставляющие суду право в случаях, предусмотренных законом, выйти за пределы заявленных требований, как и положения частей четвертой и пятой статьи 198 этого же Кодекса, закрепляющие требования к содержанию решения суда, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в резолютивной части должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Решение суда не соответствует указанным требованиям, принято при неправильном применении норм материального права и является неисполнимым.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целями и задачами гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим, предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом. Если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения. В соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
Суд при разрешении спора обязанность, установленную статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не выполнил. При принятии решения не квалифицировал правоотношения сторон, не определил подлежащие применению нормы материального закона, с учетом характера требований Трушникова В.В., имеющего интерес в получении денежной суммы, не установил, правильно ли им выбран способ защиты права.
При указанных обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи