Дело № 2-759/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 02 февраля 2021 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре судебного заседания Слончаковой А.И.,

с участием истца Бутковского Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутковского Евгения Дмитриевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Бутковский Е.Д. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что, когда находился в возрасте до 18 лет, его мать ФИО1 решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец ФИО2 решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Истец жилым помещением не обеспечен (не имеет жилого помещения, принадлежащего на праве собственности); согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ , состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения, номер учетного дела 585. ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 18 лет. Считает, что у него возникло право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ввиду того, что им достигнут возраст 18 лет, и жилой площадью он не обеспечен. На основании изложенного истец просит возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанность предоставить ему за счет жилищного фонда Хабаровского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края в виде отдельной квартиры в соответствии с нормой предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади в пределах города Комсомольска-на-Амуре вне очереди.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал.

Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия; согласно ранее поступившим возражениям, Бутковский Е.Д. относится к категории детей-сирот и лиц из их числа и включен в список детей-сирот и лиц из их числа. По состоянию на 24 декабря 2020 года в списке по Хабаровскому краю значится под номером 3165, по г. Комсомольску-на-Амуре – под номером 585. Включение Бутковского Е.Д. в список детей-сирот уже является основанием для обеспечения его жилым помещением в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, повторное возложение данной обязанности на министерство действующим законодательством не предусмотрено. Обстоятельством, препятствующим немедленному предоставлению истцу жилого помещения, является отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда края. Жилое помещение государственного жилищного фонда края будет предоставлено по мере приобретения или строительства. В свою очередь, для соблюдения интересов истца в обеспечении жилищных прав краевым законодательством введены компенсационные выплаты. До заключения договора найма специализированного жилого помещения Бутковский Е.Д. имеет право обратиться за ежемесячной компенсацией расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа. Предоставление истцу жилого помещения вопреки его номеру в списке повлечет нарушение прав лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее него. Поскольку требования Бутковского Е.Д. о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при наличии его в списке, не основаны на нормах действующего законодательства, просит в удовлетворении иска отказать.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по представленным доказательствам.

Выслушав истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Бутковский Евгений Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать, ФИО1, решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец, ФИО2, решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, в последствии умер (повторное свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре – начальника Ленинского округа от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Бутковского Евгения Дмитриевича назначен ФИО4.

Указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информационному письму Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского от ДД.ММ.ГГГГ , Бутковский Е.Д. включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; по состоянию на 12 мая 2020 года в списке по г. Комсомольску-на-Амуре значится под номером 585.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Бутковским Евгением Дмитриевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.

Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласно которой предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статья 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Поскольку из совокупности исследованных по делу доказательств усматривается, что Бутковский Евгений Дмитриевич в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, суд приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости истца в жилье, подтверждены в судебном заседании и ответчиком не оспорены.

Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа напрямую вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации.

Исходя из анализа названных положений Конституции Российской Федерации, а также из анализа норм жилищного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетием возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан.

В соответствии с положениями ст. 2 названного Федерального закона, обеспечение детей-сирот жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае».

Согласно ст. 5 данного закона, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Законов Хабаровского края от 25.12.2013 № 332, от 26.02.2014 № 348). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

Лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона, включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной частью 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», без учета членов семьи, по месту их жительства или с их согласия в письменной форме в границах другого населенного пункта на территории края в виде отдельной квартиры (абз. 1 ч. 2 ст. 5 в ред. Закона Хабаровского края от 25.07.2018 № 350).

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» (часть 2 в ред. Закона Хабаровского края от 25.06.2014 № 370).

Норма предоставления площади жилого помещения государственного жилищного фонда края, предоставляемого по договору социального найма категориям граждан, определенным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2.1 настоящего закона, устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (ст. 5 Закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 (ред. от 26.02.2014) «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае»).

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, а также по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения, и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.

Установленный Законом Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Хабаровского края определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

В данном случае отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, либо отсутствие свободных жилых помещений в государственном жилищном фонде края, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения установленной гарантии и отказа в удовлетворении исковых требований.

Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, поскольку отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения вопреки его номеру в списке повлечет нарушение прав лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее него, судом во внимание не принимаются, поскольку гарантированное законом право Бутковского Е.Д. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности, предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет

Основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральное законодательство не установило, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, на основании приведенных выше норм, Бутковский Евгений Дмитриевич, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенный в список, имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров по месту жительства – в пределах города Комсомольска-на-Амуре, на состав семьи один человек.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования Бутковского Евгения Дмитриевича законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.02.2021.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

2-759/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бутковский Евгений Дмитриевич
Ответчики
Министерство ЖКХ Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Прокопчик Инна Александровна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
24.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Подготовка дела (собеседование)
29.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2021Судебное заседание
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее