Дело №2-4307/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-007223-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2024 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора к Зеленодольской местной организации регионального общественно-государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение,
установил:
Зеленодольский городской прокурор обратился в суд с иском к Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ по адресу: <адрес>, г: Зеленодольск, <адрес> соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст. 15 ФЗ №181- ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В обоснование иска указано, что в соответствии с п. 4.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 6.1.4 Свода правил размеры входной площадки (ширина х глубина) с пандусом должны быть не менее 2,2 х 2,2 м,
Размеры входной площадки (ширина х глубина) без пандуса должны быть не менее:
- при новом строительстве - 1,6 х 2,2 м.;
- при реконструкции или в рамках «разумного приспособления» -
1,4 х 1,8 м. (при размещении дверных ручек по 6.4.2);
- при применении автоматических раздвижных дверей - 1,9 х 1,2 м.
В соответствии с п. 6.1.5 Свода правил дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Входные и противопожарные двери должны быть оборудованы доводчиками по ГОСТ Р 56177. Усилие открывания двери не должно превышать 50Нм.
В соответствии с п. 6.2.8 Свода правил при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м). На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Установлено, что в нарушение статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании в организации не созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
- не обеспечено инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Порядка № 1309);
отсутствует возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него (подпункт «а» пункта 3 Порядка №1309);
- отсутствует возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (подпункт «б» пункта 3 Порядка № 1309);
отсутствует возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (подпункт «в» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (подпункт «г» пункта 3 Порядка № 1309);
не обеспечено содействие инвалиду при входе и выходе из него, информирование инвалида о доступных общественного транспорта (подпункт «д» пункта 3 Порядка № 1309);
отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «е» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечен допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года Х2 386н (подпункт «ж» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (подпункт «6» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. (подпункт «з» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствуют в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (подпункт «г» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечена адаптация официального для лиц с нарушением зрения (подпункт «д» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункты 7-10 Порядка № 1309).
Таким образом, помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ, не адаптировано под нужды граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем не обеспечиваются равные условия для всех категорий с учетом их потребностей в получении услуг, социализации граждан.
Ранее городской прокуратурой в адрес председателя совета Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, вместе с тем на сегодняшний день Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ требования прокурора не исполнены.
Таким образом, фактически исключен доступ инвалидов-колясочников, а также других инвалидов в здание Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ.
В судебном заседании представитель Зеленодольского городского прокурора ФИО4 на исковых требованиях, настаивала мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения лиц участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественными производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации, культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них, услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно¬правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений.
Нормы вышеуказанного федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений, а не просто услуг для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно разделу 3.1 Методики паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.09.2012, организация работ по созданию доступной среды жизнедеятельности и координация их на подведомственной территории - сфера ответственности и предмет деятельности исполнительного органа государственной власти соответствующей территории: субъекта Российской Федерации и территориальных образований в составе субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении иска судом установлено следующее.
Зеленодольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных малом обильных групп населения в помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ.
Установлено, что в нарушение статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании в организации не созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
- не обеспечено инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Порядка № 1309);
отсутствует возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него (подпункт «а» пункта 3 Порядка №1309);
- отсутствует возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (подпункт «б» пункта 3 Порядка № 1309);
отсутствует возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (подпункт «в» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (подпункт «г» пункта 3 Порядка № 1309);
-не обеспечено содействие инвалиду при входе и выходе из него, информирование инвалида о доступных общественного транспорта (подпункт «д» пункта 3 Порядка № 1309);
-отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «е» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечен допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н (подпункт «ж» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (подпункт «6» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. (подпункт «з» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствуют в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (подпункт «г» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечена адаптация официального для лиц с нарушением зрения (подпункт «д» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункты 7-10 Порядка № 1309).
Зеленодольской городской прокуратурой в адрес председателя совета Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 14-18), вместе с тем на сегодняшний день Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ требования прокурора не исполнены.
Ответчик в судебное заседание не явился, своих возражений не представил.
Таким образом, судом установлено, что помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ по адресу: РТ, <адрес>, не адаптировано под нужды граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем не обеспечиваются равные условия для всех категорий с учетом их потребностей в получении услуг, социализации граждан.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком не были реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования Зеленодольского городского прокурора об обеспечении обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Татарстан, д.42 в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.15 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
На основании изложенного, Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Зеленодольского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Зеленодольскую местную организацию регионального общественно-государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое Зеленодольской МО РОГО ДОСААФ РТ по адресу: <адрес> соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.15 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: