Дело № 2-81/2023 (2-4077/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Осипенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КТЮ к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете величины индивидуального пенсионного коэффициента, назначении страховой пенсии по старости,
установил:
КТЮ обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете величины индивидуального пенсионного коэффициента, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что 10.03.2022 обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
Решением пенсионного органа № 88822/22 от 07.04.2022 в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК). Величина ИПК определена в размере 20,012.
При разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости ответчик при расчете величины ИПК не принял во внимание размер заработной платы истца за период работы с 1983 по 1997 гг., указанный в архивных справках № 03.20.10-01-32/ФЛ-К-137 от 01.08.2022, № 03.20.10-01.029/М-468 от 24.11.2020.
С учетом изложенного, просила обязать ответчика включить в страховой стаж истца период работы с 16.02.1996 по 21.05.1997 в совхозе «Молодежный» Республики Казахстан, возложить обязанность на ответчика произвести расчет ИПК с учетом заработной платы истца за период работы с 07.07.1983 по 21.05.1997, указанной в архивных справках № 03.20.10-01-32/ФЛ-К-137 от 01.08.2022, № 03.20.10-01-029/М-468 от 24.11.2020, возложить обязанность на ответчика назначить истцу пенсию по старости с 01.04.2022.
В судебном заседании истец КТЮ участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель истца СДА, ранее в ходе судебного разбирательства представитель истца ЛДВ, действующие на основании доверенности, заявленные истцом требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ДАС, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, против удовлетворения заявленных истцом требований возражала, просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.03.2022 истец обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях.
Решением пенсионного органа № 88822/22 от 07.04.2022 в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК. Величина ИПК определена в размере 20,012.
При оценке пенсионных прав истца ответчиком в страховой стаж не включен период работы на территории Республики Казахстан с 16.02.1996 по 21.05.1997 в совхозе «Молодежный».
Кроме того, согласно позиции истца, величина ИПК определена без учета ее заработной платы за период работы с 1983 по 1997 гг., указанный в архивных справках № 03.20.10-01-32/ФЛ-К-137 от 01.08.2022, № 03.20.10-01-029/М-468 от 24.11.2020.
Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, вступило в силу с 01.01.2021) назначение и выплата пенсии участниками соглашения, к числу которых отнесены, в том числе, РФ и Республика Казахстан, осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым предлагается трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивать к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Исходя из вышеприведенных положений закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, следует, что периоды работы истца могли быть включены в страховой стаж истца при его подтверждении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.
В силу части 1 статьи 8 Закона страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Согласно статье 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 14 Закона о страховых пенсиях определено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
Частью 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).
В силу пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 названных Правил.
Так, согласно пункту 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных норм следует, что в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об отдельных периодах трудовой деятельности или данные сведения отсутствуют, то условием для включения в страховой стаж периода осуществления такой деятельности является уплата страховых взносов, которая подтверждается документами, выданными территориальными органами Пенсионного Фонда РФ, территориальными налоговыми органами или архивными справками.
По данным трудовой книжки истца серии №, выданной на имя истца, в период с 07.07.1989 по 21.05.1997 истец КТЮ. осуществляла трудовую деятельность в совхозе «Молодежный» Булаевского района (Республика Казахстан).
Согласно материалам пенсионного дела, указанный период трудовой деятельности включен пенсионным органом в расчет страхового стажа продолжительностью с 07.07.1983 по 15.02.1996.
Основанием исключения из подсчета страхового стажа истца спорного периода работы с 16.02.1996 по 21.05.1997 явились данные архивной справки, выданной филиалом района Магжана Жумабаева КГУ «Северо-Казахстанский государственный архив управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области», согласно которой последние сведения о заработной плате за период работы истца в совхозе «Молодежный» отражены за февраль 1996 года. За период работы истца с марта 1996 года по май 1997 года сведений о заработной плате не имеется с отметками «нет вед.», «нет начис.».
Пунктом 65 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 11.03.2021) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», установлено, что в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таком считается 15-е число соответствующего месяца.
Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что пенсионным органом обоснованно исключен из подсчета страхового стажа период работы с 16.02.1996 по 21.05.1997, правовых оснований для включения его в страховой стаж истца не имеется.
Обращаясь в суд с настоящим иском, КТЮ также указала, что при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости ответчик при расчете величины ИПК не принял во внимание размер заработной платы истца за период работы с 1983 по 1997 гг., указанный в архивных справках № 03.20.10-01-32/ФЛ-К-137 от 01.08.2022, № 03.20.10-01-029/М-468 от 24.11.2020.
Вместе с тем, из материалов пенсионного дела следует, что при оценке пенсионных прав истца учтены сведения о ее заработной плате за период с 1983 по 2001 гг., что отражено в данных о результатах расчета заработка (л.д. 79). При этом для определения расчетного размера пенсии из указанного периода принята заработная плата с марта 1983 года по март 1989 года, по которой соотношение заработков составило 0,443.
В связи с изложенным, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести расчет ИПК с учетом сведений о заработной плате истца за период работы с 07.07.1983 по 21.05.1997, указанной в архивных справках № 03.20.10-01-32/ФЛ-К-137 от 01.08.2022, № 03.20.10-01-029/М-468 от 24.11.2020, не имеется.
Не имеется правовых оснований и для возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях, с учетом переходных положений, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, 1965 года рождения, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и ИПК не ниже 23,4.
Согласно расчетам пенсионного органа величина ИПК истца на дату обращения в пенсионный орган в заявлением о назначении страховой пенсии по старости составила 20,012, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, в указанной части требований также надлежит отказать.
Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца в пенсионный орган требуемая величина ИПК отсутствовала, что правомерно повлекло отказ пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░ 2023 ░░░░.