Дело № 2-373/2023
УИД 32RS0023-01-2022-001118-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р.В.,
при секретарях: Бесхлебном И.Д., Прудниковой Н.Н.,
с участием:
представителя истца Шароварина В.В., доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Каплун С.А., доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вострейкиной И А к администрации Почепского района Брянской области, Анисимову О В о признании незаконным решения о предоставлении в аренду земельного участка, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, понуждении принять решение о предоставлении земельного участка в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах), признании постановлений администрации Почепского района Брянской области о предварительном согласовании земельного участка в аренду и предоставлении земельного участка в аренду недействительными, признании договора аренды земельного участка ничтожным, понуждении разрешить вопрос об оформлении и предоставлении земельного участка в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах),
У С Т А Н О В И Л:
Вострейкина И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах) земельного участка, указывая в обоснование заявленных требований на то, что она является общедолевым собственником нежилого помещения (консервного цеха), площадью №. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> в том числе помещения (торговая площадь), площадью № кв. метров; нежилого помещения (арочного склада), площадью № кв. метра, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого помещения (арочного склада) площадью № кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> земельного участка, площадью № кв. метра, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> Нежилые здания расположены на земельном участке категории – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для эксплуатации здания консервного цеха».
09 июня 2022 года Вострейкина И.А. обратилась к ответчику с заявлением о передаче в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах) земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в целях осуществления подъезда к указанным объектам недвижимого имущества. В письме № № от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик ей отказал в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с его предоставлением 06 июня 2022 года другому лицу в аренду сроком на 20 лет с видом разрешенного использования - «ведение садоводства».
С отказом ответчика истец не согласна и считает его незаконным, так как администрация Почепского района не указывает, при каких обстоятельствах было произведено изменение категории разрешенного вида использования спорного земельного участка, каким образом происходило согласование с владельцами смежных земельных участков.
Истец, ссылаясь на нормы права, просит признать незаконным решение о предоставлении администрацией Почепского района в аренду 06 июня 2022 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, вид разрешенного использования – «ведение садоводства», по адресу: <адрес> <адрес>; признать незаконным отказ администрации Почепского района от 01 июля 2022 года в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, по адресу: <адрес>, <адрес> обязать администрацию Почепского района Брянской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, по адресу: <адрес> <адрес> в аренду (либо выкупа земельного участка на торгах) Вострейкиной И.А.
23 мая 2023 года Вострейкина И.А. уточнила исковые требования и просит признать постановление администрации Почепского района Брянской области № № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года «О предварительном согласовании земельного участка в аренду по ул. Магистральной в г.Почепе «для ведения садоводства» недействительным; признать постановление администрации Почепского района Брянской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года «О предоставлении в аренду Анисимову О.В. земельного участка с кадастровым номером № недействительным; признать договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении администрацией Почепского района Брянской области Анисимову О.В. земельного участка с кадастровым номером № ничтожным; признать незаконным отказ администрации Почепского района Брянской области от 01 июля 2022 года в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> обязать администрацию Почепского района разрешить вопрос об оформлении и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах) Вострейкиной И.А.
В уточненном исковом заявлении Вострейкина И.А. указала двух ответчиков: администрацию Почепского района и Анисимова О.В. и пояснила, что на спорном земельном участке отсутствуют какие либо насаждения, данный земельный участок имеет гравийное покрытие, относящееся к территории консервного завода. Схема этого земельного участка содержит заведомо ложные сведения о назначении земельного участка по виду его использования и передачи в аренду. Ответчики имели умысел, направленный на совершение сделок, заведомо противных основам правопорядка, которые в силу ст. 169 ГК РФ являются ничтожными. Умысел сделки заключается в ограничении прав собственника смежного земельного участка и объектов недвижимости – Вострейкиной И.А., в доступе к принадлежащим ей объектам. Ответчиками предпринят комплекс противоправных действий с целью получить спорный земельный участок бесплатно, без проведения торгов. Рассмотрение документов по совершению сделок между ответчиками производилось с нарушением законодательства, в кратчайшие сроки, с отсутствием реквизитов сторон, в нерабочие дни. Предоставление земельного участка с видом его использования – для ведения садоводства, незаконно, поскольку в 2022 году этот земельный участок находился в территориальной зоне консервного цеха, с видом использования – для производственного назначения. Ответчиками не были соблюдены требования ст. 39.14 ЗК РФ, что указывает на умысел, связанный с ограничением истца в доступе к принадлежащему ей смежному объекту недвижимости. Администрация Почепского района отказалась предоставить информацию о том, каким образом произведена смена вида использования спорного земельного участка. В соответствии с решением Совета народных депутатов г. Почепа от 07 августа 2015 года № 68, основным видом разрешенного использования зоны ПК1, к которой относится спорный земельный участок, являются склады. Ведение садоводства к основному виду разрешенного использования в силу главы 3 Градостроительного кодекса РФ не относится, а относится к условно разрешенному виду пользования, в связи с чем, порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка определен в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. При предоставлении Анисимову О.В. спорного земельного участка администрация не соблюдала указанную норму закона. Анисимов О.В. в нарушение ст. 39 Градостроительного кодекса РФ не направлял заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Ответчиками не представлено доказательств проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, как того требует ч.2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Администрацией при предоставлении спорного земельного участка не соблюдены требования ч.4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Истец Вострейкина И.А., извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила, причины ее неявки суду не известны.
Представитель истца по доверенности Шароварин И.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении, просил их удовлетворить, пояснил, что первоначально истец обращалась в администрацию Почепского района по вопросу предоставления спорного земельного участка 15 марта 2022 года, а затем обратилась повторно по этому вопросу 09 июня 2022 года. При предоставлении Анисимову О.В. спорного земельного участка администрация нарушила ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, так как не проводила публичных слушаний и не уведомила собственников смежных земельных участков о проведении таких слушаний.
Представитель ответчика администрации Почепского района Брянской области Каплун С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, считая их необоснованными, просил в их удовлетворении отказать, представил отзыв на иск и пояснил, что 18 марта 2022 года от Анисимова О.В. в администрацию Почепского района поступило заявление о согласовании земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения садоводства. 18 марта 2022 года в газету “Почепское слово” подано об этом сообщение, которое размещено 25 марта 2022 года. 18 мая 2022 года администрацией издано постановление № 696 о согласовании предоставления Анисимову О.В. спорного земельного участка в аренду. 03 июня 2022 года Анисимов О.В. подал заявление о предоставлении этого земельного участка в аренду. 06 июня 2022 года администрацией принято постановление о предоставлении Анисимову О.В. спорного земельного участка в аренду и 06 июня 2022 года между администрацией Почепского района и Анисимовым О.В. был заключен договор аренды земельного участка. 14 июня 2022 года от Вострейкиной И.А. в администрацию Почепского района поступило заявление о предоставлении ей спорного земельного участка в аренду. 01 июля 2022 года администрацией Почепского района истцу был дан ответ об отказе в удовлетворении ее заявления по перечисленным выше причинам. 15 марта 2022 года Вострейкина И.А. не обращалась в администрацию Почепского района с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка в аренду, ее преимущественное право, как собственника смежного земельного участка, администрацией Почепского района не было нарушено, так как земельный участок является вновь сформированным, определено его разрешенное использование - для садоводства. Кадастровый номер спорному земельному участку присвоен 02 июня 2022 года. При формировании земельного участка по заявлению Анисимова О.В. администрацией Почепского района учитывалось, что на образуемом земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, подъездная дорога расположена вне его границ. Также была учтена возможность обеспечения подъезда к зданию консервного цеха в целях его обслуживания и эксплуатации. Ширина проезда к зданию между спорным земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № составляет № метров, что является достаточным для движения пешеходов и транспорта. Истец не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на спорный земельный участок, в связи с отсутствием расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности истца. Спорный земельный участок сформирован в территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов ПК1. Правилами землепользования и застройки Почепского городского поселения установлены основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды использования земельных участков для данной зоны. Вид разрешенного использования – для ведения садоводства в территориальной зоне ПК1 является основным, не условно-разрешенным и, следовательно, не предполагает проведения процедуры публичных слушаний либо общественных обсуждений при его образовании.
Ответчик Анисимов О.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении от 29 декабря 2022 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал.
В соответствии с ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика Анисимова О.В.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные, в том числе, ст. 22 главы IV (аренда земельного участка) ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально-определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу ст. 130 ГК РФ земельный участок относится к недвижимым вещам.
Согласно пунктов 1 и 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п. 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (п. 2, п. 2.1 ст. 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п. 3, п. 4 ст. 37 ГрК РФ).
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст.ст. 131, 164 ГК РФ государственной регистрации подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам либо помещения или машино-места в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка Анисимову О.В.)
В соответствии с ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка Анисимову О.В.) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 3 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п.4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка Анисимову О.В.) в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 3 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (п. 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка Анисимову О.В.) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ).
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке:
- подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать),
- подача гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать,
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
- обеспечение заинтересованным гражданином необходимых кадастровых работ в целях образования земельного участка,
- осуществление кадастрового учета земельного участка,
- подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка,
- заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком (пп. 1-7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
В соответствии с ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Согласно статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно (п. 1).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Суд вправе не применять последствия недействительности сделки (пункт 2 настоящей статьи), если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности (п. 3-4 ст. 167 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что Вострейкиной И.А. на праве собственности принадлежат № доли нежилого помещения (консервного цеха) площадью № кв. метров, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в том числе помещение (торговая площадь) площадью № кв. метров; и № доли земельного участка, площадью № кв. метров, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. <адрес> что подтверждается Выписками из ЕГРН от 20 февраля 2022 года и от 24 марта 2022 года. Нежилое здание расположено на земельном участке категории – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для эксплуатации здания консервного цеха».
Также, исходя из искового заявления, Вострейкиной И.А. принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое помещение (арочный склад), площадью № кв. метра, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; нежилое помещение (арочный склад) площадью № кв. метров, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
09 июня 2022 года Вострейкина И.А. обратилась в администрацию Почепского района с заявлением о предоставлении в аренду либо на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в целях осуществления подъезда к указанным выше объектам недвижимого имущества.
В письме № № от 01 июля 2022 года администрация Почепского района отказала ей в предоставлении указанного земельного участка в аренду, в связи с его предоставлением 06 июня 2022 года другому лицу в аренду сроком на 20 лет с видом разрешенного использования - «ведение садоводства». Администрация Почепского района пояснила, что на основании ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в газете “Почепское слово” и на официальном сайте муниципального образования 25 марта 2022 года было опубликовано извещение о планируемом предоставлении в аренду спорного земельного участка. По истечении 30 дней со дня опубликования извещения от граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств не поступили заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды. В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ администрацией Почепского района принято решение о предварительном согласовании земельного участка в аренду без проведения торгов. После осуществления государственного кадастрового учета спорный земельный участок с видом разрешенного использования - “ведение садоводства” был предоставлен в аренду 06 июня 2022 года сроком на 20 лет. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 39.16 Земельного кодекса РФ администрация Почепского района отказала истцу в предоставлении в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах) данного земельного участка.
С отказом ответчика истец не согласна и считает его незаконным, так как администрация Почепского района не указывает, при каких обстоятельствах было произведено изменение категории разрешенного вида использования спорного земельного участка, каким образом происходило согласование с владельцами смежных земельных участков.
С доводами истца суд не соглашается и считает, что в действиях администрации Почепского района нет нарушений положений Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления гражданам земельных участков в аренду без торгов, по следующим причинам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 18 марта 2022 года Анисимов О.В. обратился в администрацию Почепского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, приложив схему расположения земельного участка на кадастровой карте. Его заявление было зарегистрировано в администрации Почепского района ДД.ММ.ГГГГ года под № №.
25 марта 2022 года в газете «Почепское слово» администрацией Почепского района было опубликовано извещение о планируемом предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью № кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>. Магистральная, земельный участок 11/1, с видом разрешенного использования “ведение садоводства”. Гражданам, заинтересованным в приобретении данного земельного участка, было предложено подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды в течение 30 дней со дня опубликования настоящего извещения.
Согласно Правил землепользования и застройки Почепского городского поселения Почепского муниципального района, утвержденных Решением Совета народных депутатов г. Почепа № № от ДД.ММ.ГГГГ года (в редакции решений Совета народных депутатов г. Почепа № № <адрес> года), одним из основных видов разрешенного использования в зоне производственных и коммунально-складских объектов является ведение садоводства.
Поэтому довод искового заявления о том, что администрация Почепского района произвела изменение категории разрешенного вида использования спорного земельного участка является несостоятельным, противоречащим указанным выше Правилам землепользования и застройки Почепского городского поселения Почепского муниципального района.
Постановлением администрации Почепского района Брянской области от № года № № предварительно согласовано предоставление Анисимову О.В. в аренду без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале № площадью № кв. метра, с видом разрешенного использования “ведение садоводства”. Утверждена схема расположения земельного участка в зоне ПК-1 (зона производственных и коммунально-складских объектов) из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале № площадью № кв. метра, с видом разрешенного использования “ведение садоводства”; образуемому земельному участку присвоен адрес: <адрес> Настоящее постановление направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
03 июня 2022 года Анисимов О.В. обратился в администрацию Почепского района с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка. Его заявление было зарегистрировано в администрации Почепского района <адрес> года под № №
Постановлением администрации Почепского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Анисимову О.В. предоставлен в аренду сроком на 20 лет с 06 июня 2022 года по 06 июня 2042 года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью № кв. метра, с видом разрешенного использования “ведение садоводства”, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Настоящее постановление направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией Почепского района Брянской области и Анисимовым О.В. заключен договор аренды земельного участка № № согласно которому Анисимову О.В. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью № кв. метра, с видом разрешенного использования “ведение садоводства”, расположенный по адресу: Российская Федерация, Брянская область, Почепский муниципальный район, г. Почеп, ул. Магистральная, земельный участок 11/1, за плату в пользование (аренду) сроком на 20 лет с 06 июня 2022 года по 06 июня 2042 года, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 06 июня 2022 года, расчетом арендной платы за земельный участок.
Аренда земельного участка на основании договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области 21 июня 2022 года, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 21 июня 2022 года.
Земельный участок, находящийся в аренде у Анисимова О.В., состоит на кадастровом учете в координатах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации Почепского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из смысла правовых норм, регулирующих земельные правоотношения, следует, что земельный участок предоставляется в аренду свободным от прав третьих лиц, то есть он не имеет владельца и на нем не имеется каких-либо прав третьих лиц.
В данном случае спорный земельный участок не мог быть предоставлен Вострейкиной И.А., поскольку на момент ее обращения в администрацию Почепского района с заявлением о предоставлении ей этого земельного участка в аренду (либо право выкупа) спорный земельный участок уже имел законного владельца Анисимова О.В., которому спорный земельный участок был предоставлен администрацией Почепского района в аренду на основании договора аренды от 06 июня 2022 года. Поэтому отказ администрации в предоставлении истцу в аренду земельного участка по адресу: <адрес> от 01 июля 2022 года является законным. Законных оснований для понуждения администрации Почепского района принять решение о предоставлении Вострейкиной И.А. земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах) не имеется, поэтому в удовлетворении этих исковых требований суд истцу отказывает.
Также суд считает, что при предоставлении Анисимову О.В. в аренду спорного земельного участка администрацией Почепского района не было допущено нарушений приведенного выше по тексту решения земельного, градостроительного и гражданского законодательства, в связи с чем нет законных оснований для удовлетворении уточненных исковых требований Вострейкиной И.А. о признании незаконным решения от 06 июня 2022 года о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> признании постановлений администрации Почепского района Брянской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предварительном согласовании земельного участка в аренду по ул. Магистральной в г.Почепе «для ведения садоводства» и № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предоставлении в аренду Анисимову О.В. земельного участка с кадастровым номером № недействительными, понуждении разрешить вопрос об оформлении и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Вострейкиной И.А. в аренду.
На основании оценки и анализа имеющихся в деле доказательств, суд считает, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № № № от ДД.ММ.ГГГГ года заключен Анисимовым О.В. и администрацией Почепского района в строгом соответствии с требовании законодательства, приведенного выше в решении суда, оснований для признания его ничтожным не имеется.
Доводы искового заявления о применении к спорных правоотношениям положений пунктов 1 и 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ не состоятельны, поскольку Вострейкина И.А. не является собственником зданий и сооружений, расположенных на спорном земельном участке. Доказательств наличия этих объектов недвижимости на спорном земельном участке истцом суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Суд отклоняет как необоснованный и противоречащий Правилам землепользования и застройки Почепского городского поселения довод уточненного искового заявления и довод представителя истца Шароварина В.В. о том, что к спорным отношениям применяются положения пунктов 2 - 4 статьи 39 ГрК РФ, так как ведение садоводства, вопреки доводам стороны истца, относится к основному виду разрешенного использования, а не к условно разрешенному виду пользования, в связи с чем при предоставлении Анисимову О.В. спорного земельного участка администрация не обязана была соблюдать указанную норму закона, а Анисимов О.В. не обязан был направлять заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. И соответственно ответчики не обязаны были представлять суду доказательства проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Доводы уточненного искового заявления Вострейкиной И.А. и представителя истца Шароварина В.В. о том, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо насаждения, данный земельный участок имеет гравийное покрытие, относящееся к территории консервного завода, схема этого земельного участка содержит заведомо ложные сведения о назначении земельного участка по виду его использования и передачи в аренду, суд отклоняет, как не имеющие правового обоснования.
Вострейкиной И.А. и ее представителем Шаровариным В.В. не было представлено суду доказательств того, что ответчики имели умысел, направленный на совершение сделок, заведомо противных основам правопорядка, которые в силу ст. 169 ГК РФ являются ничтожными, а также доказательств того, что умысел сделки заключается в ограничении прав собственника смежного земельного участка и объектов недвижимости – Вострейкиной И.А. в доступе к принадлежащим ей объектам, что ответчиками был предпринят комплекс противоправных действий с целью получить спорный земельный участок бесплатно, без проведения торгов. В связи с отсутствием в материалах дела таких доказательств, суд считает данные утверждения стороны истца необоснованными и отклоняет их, как противоречащие материалам дела.
Довод уточненного искового заявления и довод представителя истца Шароварина В.В. о том, что рассмотрение документов по совершению сделок между ответчиками производилось с нарушением законодательства в кратчайшие сроки, с отсутствием реквизитов сторон, в нерабочие дни, суд отклоняет, как не имеющие правового обоснования и значения для разрешения настоящего спора.
Довод уточненного искового заявления и довод представителя истца Шароварина В.В. о том, что предоставление земельного участка с видом его использования – для ведения садоводства, незаконно, поскольку в 2022 году этот земельный участок находился в территориальной зоне консервного цеха, с видом использования – для производственного назначения отклоняется судом, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора.
Довод уточненного искового заявления и довод представителя истца Шароварина В.В. о том, что ответчиками не были соблюдены требования ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, что указывает на умысел, связанный с ограничением истца в доступе к принадлежащему ей смежному объекту недвижимости, отклоняется судом, как надуманный и противоречащий материалам дела, в соответствии с которыми администрацией Почепского района при предоставлении Анисимову О.В. спорного земельного участка в аренду не были нарушены требования земельного законодательства.
Довод представителя истца Шароварина И.А. о том, что первоначально истец обращалась в администрацию Почепского района по вопросу предоставления спорного земельного участка 15 марта 2022 года, суд отклоняет, как необоснованный и не подтвержденный доказательствами.
На основании вышеизложенного, суд отказывает Вострейкиной И.А. в удовлетворении всех уточненных исковых требований, заявленных к администрации Почепского района Брянской области и Анисимову О В
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении уточненных исковых требований Вострейкиной И А к администрации Почепского района Брянской области, Анисимову О В о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, понуждении принять решение о предоставлении Вострейкиной И.А. земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> в аренду (либо право выкупа земельного участка на торгах), признании постановлений администрации Почепского района Брянской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предварительном согласовании земельного участка в аренду по <адрес> «для ведения садоводства» и № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предоставлении в аренду Анисимову О.В. земельного участка с кадастровым номером № недействительными, признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером № № № от ДД.ММ.ГГГГ года ничтожным, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду от 01 июля 2022 года, понуждении разрешить вопрос об оформлении и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Вострейкиной И.А. в аренду отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Коростелева
Решение составлено в окончательной форме 04 августа 2023 года.