Решение по делу № 33-13287/2020 от 01.09.2020

Судья Сарманова Э.В. дело № 33-13287/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 23.10.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волошковой И.А., судей Подкорытовой Н.П. и Шиховой Ю.В., при помощнике судьи Дымковой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-318/2019 по иску прокурора города Североуральска в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 18.06.2020.

Заслушав доклад судьи Шиховой Ю.В., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры в Свердловской области Дубовских Т.В., Привороцкой Т.М., представителей ответчика Харьковской-Патрушевой О.Ю., Нежинской Е.В., судебная коллегия

установила:

прокурор города Североуральска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, в котором просил:

обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - <адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно:

создать и обеспечить ведение документации, предусмотренной п. 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»:

журнал проверки состояния убежища (ПРУ),

сигналы оповещения гражданской обороны,

план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ),

план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации,

планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств,

список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО,

эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО,

эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО,

эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО,

инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования,

инструкции по использованию средств индивидуальной защиты,

инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами,

инструкция по обслуживанию ДЭС,

инструкция по противопожарной безопасности,

правила поведения укрываемых в ЗС ГО,

журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ),

журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью,

журнал учета работы ДЭС,

журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования,

схема эвакуации укрываемых из очага поражения,

список телефонов;

назначить ответственное должностное лицо, возложить на указанное должностное лицо обязанность правильного учета защитного сооружения гражданской обороны - <№> содержать помещения данного защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить сохранность защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3);

создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны - <№> (п. 1.4),

создать в защитном сооружении гражданской обороны - противорадиационное укрытие <№> приточно-вытяжную вентиляцию согласно требованиям вышеуказанного СП 88.13330.2014;

довести защитное сооружение гражданской обороны - <№> до требуемой герметичности: провести проверку герметичности убежища по величине подпора воздуха, устранить все выявленные неплотности, после чего провести повторную проверку убежища на герметичность;

обеспечить поддержание в защитном сооружении гражданской обороны -<№> должного уровня установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха: провести испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха, после чего устранить все неисправности;

привести систему энергоснабжения защитного сооружения гражданской обороны -<№> в исправное состояние согласно требованиям п.п. 11.1.2 п. 11 СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*;

обеспечить защитное сооружение гражданской обороны - <№> сантехническими приборами в соответствии с требованиями п. 4.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

привести системы водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны <№> в соответствии с требованиями п. 10.6 СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*;

окрасить стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны - <№> в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

оснастить защитное сооружение гражданской обороны - <№> первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации;

обеспечить защитное сооружение гражданской обороны - <№> осветительными приборами в соответствии с требованиями п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*;

создать в защитном сооружении гражданской обороны - <№> места для укрываемых в соответствии с требованиями п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

обеспечить защитное сооружение гражданской обороны <№> защитой от атмосферных осадков и поверхностных вод, а также температурным режимом, в соответствии с требованиями п.п. 3.2.6. 3.2.7. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

разместить на двери защитного сооружения гражданской обороны <№> табличку обозначения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки установлено, что вышеуказанное противорадиационное укрытие (далее ПРУ) принято в эксплуатацию в 1985 году и является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества от 16.03.2020 № 199/1), на праве хозяйственного ведения или оперативного управления третьим лицам не передавалось и значится в казне Российской Федерации, договор аренды также не заключен. При осмотре ПРУ выявлены нарушения текущего законодательства, в том числе, Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила ПРУ) и СНиП II-11-77*, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.02.2014 № 59/пр, введенного в действие с 01.06.2014 (далее – CП 88.13330.2014).

Решением Североуральского городского суда Свердловской области от 18.06.2020 исковые требования прокурора удовлетворены в пределах предъявленного.

С решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, иск прокурора оставить без рассмотрения.

В жалобе ответчик указывает, что спор необоснованно разрешен без привлечения к участию в деле Росимущества (Центральный аппарат), то есть главного распорядителя бюджетных средств, которое с 01.01.2020 переведено в систему Министерства Финансов Российской Федерации, следовательно, указанное министерство также подлежало привлечению к участию в деле.

Поскольку судом разрешен вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, решение суда подлежит отмене в безусловном порядке.

Ответчик также полагает, что судом нарушены нормы материального права, в частности, при оценке доводов о том, что ТУ Росимущества не является надлежащим ответчиком по делу, суд не принял во внимание, что 30.03.2018 Губернатором Свердловской области издан Указ № 164-УГ «Об утверждении положения об организации и ведении Гражданской обороны в Свердловской области» в п. 6 гл. 2 которого определено, что Правительство Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организации в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями, в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по гражданской обороне, связанные с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты в виде строительства, поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Указанное основано и на положениях п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», чему в совокупности суд первой инстанции оценки не дал, полагая об удовлетворении только на основании факта федеральной собственности.

В иске прокурор указал, что в силу п. 1.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Вместе с тем, возлагая обязанности в указанной части, суд первой инстанции не принял во внимание, что ответчик не является организацией эксплуатирующей ЗС ГО, а также то, что в п. 2 указанных Правил определено, что обязанность организовать работу по доведению настоящих Правил до заинтересованных организаций, обеспечению надзора и контроля за содержанием и использованием имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны возложена на начальника Департамента гражданской обороны и защиты населения.

Следовательно, надлежащим ответчиками по делу являются – местное самоуправление города Североуральска и Свердловская область, а в части составления необходимой документации – МЧС России по Свердловской области.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, а также третье лицо администрация Североуральского городского округа указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, отсутствие оснований для отмены судебного решения.

В судебном заседании представитель ответчика, настаивая на удовлетворении апелляционной жалобы, поддержал изложенные выше доводы, в дополнение к доводам жалобы сослался на Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период да 2030 года», а так на Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, утвержденных 24.12.2016 № 2-4-71-78-11.

Прокурор, возражая против доводов жалобы ответчика, указал на законность и обоснованность постановленного решения, отсутствие оснований для его отмены.

Третьи лица администрация Североуральского городского округа, МУГИСО, ООО «Северстройтехнологии», ФГУП «Экран», ООО «Бокситстрой», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в сети Интернет, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 11:20 02.10.2020 объявлен перерыв до 12:20 23.10.2020.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит оспариваемое решение подлежащим отмене в части.

Судом установлено, по существу предметом спора не являлось, что 23.03.2020 прокурор города Североуральска совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы Североуральского городского округа, Ивдельского городского округа, городского округа Пелым МЧС России по Свердловской области проведен осмотр защитного сооружения гражданской обороны ПРУ, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что ПРУ принято в эксплуатацию в 1985 году, является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества от 16.03.2020 № 199/1), на праве хозяйственного ведения или оперативного управления третьим лицам не передавалось и значится в казне Российской Федерации, договор аренды не заключен.

Также в ходе проверки выявлены нарушения содержания ПРУ, приведенные иске, что не оспаривается ответчиком в апелляционной жалобе.

Разрешая заявленный спор, установив, что вышеуказанное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавалось, не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, руководствуясь ст. ст. 2, 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчика-собственника обязанности по устранению выявленных нарушений, направленных на сохранение защитного сооружения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества в спорных правоотношениях является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочий по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности никакими нормативно-правовыми актами, не предусмотрено, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Осуществление возложенной судом на ответчика обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Действия, которые суд обязал выполнить ответчику-собственнику и направленные на сохранение защитного сооружения, необходимы для выживания населения в военное время. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Таким образом, вопреки ошибочному мнению апеллянта, ТУ Росимущества в Свердловской области является надлежащим ответчиком по делу, и на него судом обоснованно возложена обязанность по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения.

Иное не следует и из нормативных актов, на которые ответчик ссылается в жалобе и в суде апелляционной инстанции.

Оснований для отмены решения суда в безусловном порядке, в связи с не привлечением к участию в деле Росимущества (Центральный аппарат), Министерства Финансов Российской Федерации, также не имеется, поскольку судом не разрешался вопрос о возложении обязанностей по финансированию.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы жалобы о том, что судом необоснованно на ответчика возложены обязанности, которые по существу могли быть возложены только на эксплуатирующую ПРУ организацию, то есть обязанности по выполнению требований п.п. 1.3, 1.4, 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Кроме того, возложение таких обязанностей является преждевременным, поскольку ПРУ до устранения ответчиком недостатков, возложенных судом и направленных на сохранение защитного сооружения, не может отвечать целям убежища.

На основании изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием нового об отказе в иске (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, ч. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североуральского городского суда Свердловской области от 18.06.2020 отменить в части удовлетворенных требований о возложении на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - <адрес> в соответствие с требованиями п.п. 1.3, 1.4, 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно:

создать и обеспечить ведение документации:

журнал проверки состояния убежища (ПРУ),

сигналы оповещения гражданской обороны,

план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ),

план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации,

планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств,

список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО,

эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО,

эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО,

эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО,

инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования,

инструкции по использованию средств индивидуальной защиты,

инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами,

инструкция по обслуживанию ДЭС,

инструкция по противопожарной безопасности,

правила поведения укрываемых в ЗС ГО,

журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ),

журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью,

журнал учета работы ДЭС,

журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования,

схема эвакуации укрываемых из очага поражения,

список телефонов;

обязанности назначить ответственное должностное лицо, возложить на указанное должностное лицо обязанность правильного учета защитного сооружения гражданской обороны - <№> содержать помещения данного защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить сохранность защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

обязанность создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны <№>

Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований отказать.

В остальной части решение Североуральского городского суда Свердловской области от 18.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, - без удовлетворения.

Председательствующий

И.А. Волошкова

Судьи

Н.П. Подкорытова

Ю.В. Шихова

33-13287/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Североуральска
Ответчики
ТУ Росимущества в СО
Другие
ООО "Северстройтехнологии"
Администрация Североуральского ГО
Министерство по управлению государственным имуществом СО
ООО "Бокситстрой"
ФГУП "Экран"
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Шихова Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
01.09.2020Передача дела судье
02.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее