Докладчик Нестерова Л. В. Апелляц. дело № 33- 2365- 15 г.
Судья Иванов С. В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е29 июня 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Комиссаровой Л. К.,
судей Нестеровой Л. В., Ярадаева А. В.,
при секретаре Ильиной Т. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Симушкина А. А. об оспаривании действий администрации исправительного учреждения, поступившее по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике– Чувашии» на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 марта 2015 года, которым постановлено признать действия администрации Федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике– Чувашии» по изъятию у Симушкина А. А. полотенца незаконными;
возложить на администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике– Чувашии» обязанность устранить допущенное нарушение в отношении Симушкина А. А. в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Симушкин А. А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» ( далее также- Учреждение), которая изъяла у него полотенце;
возложить на администрацию Учреждения устранить допущенное нарушение в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу.
Требования мотивировал тем, что 26 февраля 2015 года в ходе обыска сотрудники Учреждения изъяли у него полотенце. Между тем эта вещь не включена в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать.
Этими действиями нарушено его ( Симушкина А. А.) право на охрану здоровья, поскольку в связи с отсутствием полотенца он лишился возможности помыться в душе.
Симушкин А. А., отбывающий наказание в исправительном учреждении, и представитель Учреждения в судебное заседание не явились.
Судом принято указанное решение, которое обжаловано Учреждением на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Рассмотрев дело, выслушав представителя Учреждения- Краснова Д. Г., возражавшего против удовлетворения заявления ввиду его необоснованности, исследовав представленные доказательства, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие заявителя, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По смыслу п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) рассмотрение дела в отсутствие кого- либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в любом случае является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В таких случаях суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ.
Как видно из настоящего дела, извещение о времени и месте рассмотрения вышеуказанного заявления получено Учреждением 23 марта 2015 года, т. е. после принятия судом решения.
Таким образом, рассмотрение дела в отсутствие представителя Учреждения в силу названных гражданских процессуальных норм является безусловным основанием для отмены решения суда.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем вынес определение от 8 июня 2015 года, и, разрешая вышеуказанное заявление, приходит к следующим выводам.
По смыслу ст. 245, ч. 1 ст. 249, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ дела по жалобам лиц, осужденных к лишению свободы, об оспаривании решений, действий ( бездействия) администрации исправительных учреждений рассматриваются по правилам гл. 25 ГПК РФ. Соответственно, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия) возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие).
Как видно из заявления Симушкина А. А., и это обстоятельство не оспаривается представителем заинтересованного лица, 26 февраля 2015 года в ходе проведения общего обыска сотрудники Учреждения изъяли у заявителя полотенце, о чем составили акт на прием личных вещей.
По мнению представителя Учреждения, действия по изъятию данного имущества являются законными, поскольку осужденные вправе иметь при себе только предметы, полученные либо приобретенные в порядке, установленном законом.
В силу ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 82 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
При этом осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В частности, в соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 ( далее- Правила), осужденным запрещается продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании;
приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем.
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, приведен в приложении № 1 к Правилам. В соответствии с п. 26 данного перечня осужденные не вправе иметь при себе вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в порядке, не установленном Уголовно- исполнительным кодексом Российской Федерации и Правилами.
Кроме того, в примечании к приложению № 1 ( п. 4) указывается, что количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 50 килограммов.
В силу п. 42- 43, 46- 47 Правил правом изъятия у осужденных вещей, запрещенных к использованию в исправительном учреждении, обладают представители администрации учреждения. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, затем проводится проверка и принимается решение начальника исправительного учреждения.
Изъятые у осужденных запрещенные вещи, не относящиеся к ценным, сдаются на склад для хранения либо уничтожаются по решению начальника исправительного учреждения. Вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленной нормы, изымаются и сдаются на склад для хранения. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осужденным и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам.
Данные Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством ( п. 2 Правил).
Применительно к спорным правоотношениям указанные положения означают, что сотрудники Учреждения могли изъять у Симушкина А. А. полотенце, если эта вещь получена либо приобретена с нарушением порядка, установленного Уголовно- исполнительным кодексом Российской Федерации и Правилами, или превышает установленное количество и вес вещей и предметов, продуктов питания, определенной соответственно начальником Учреждения и Правилами.
Наличие оснований, при которых возможно изъятие полотенца, в силу прямого указания закона ( ч. 1 ст. 249 ГПК РФ) должно доказывать Учреждение, тогда как по настоящему делу заинтересованное лицо такие доказательства не представило.
Поскольку вышеуказанными действиями Учреждения нарушены права Симушкина А. А. пользоваться вещью, не запрещенной осужденным иметь при себе, то эти действия являются незаконными.
При таких обстоятельствах решение суда требованиям законности и обоснованности не отвечает. Суд апелляционной инстанции его отменяет и принимает по делу новое решение, которым действия Учреждения по изъятию у Симушкина А. А. полотенца признает незаконными, и возлагает на заинтересованное лицо обязанность возвратить изъятое полотенце заявителю в десятидневный срок с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 марта 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконными действия администрации Федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике– Чувашии» по изъятию у Симушкина А. А. полотенца.
Возложить на администрацию Федерального казенного учреждения « Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике– Чувашии» обязанность возвратить изъятое полотенце Симушкину А. А. в десятидневный срок с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Председательствующий Комиссарова Л. К.
Судьи Нестерова Л. В.
Ярадаев А. В.