Решение по делу № 2-349/2018 от 14.08.2018

        Гр. дело № 2-349/2018

РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

    18 сентября 2018 года     г. Белозерск

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

    судьи     Толошинова П.С.,

    при секретаре     Сазоновой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Белозерского муниципального района, Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного объект культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Возле д. <адрес> расположен объект культурного наследия – «<данные изъяты>.».

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – истец) обратился в суд с иском к администрации Белозерского муниципального района о возложении обязанности поставить данный объект культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.

В обоснование иска указано, что выявленный объект культурного наследия не имеет собственника, не числится в муниципальной собственности Белозерского муниципального района, Глушковского сельского поселения, государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности Вологодской области.

Отсутствие собственника у объекта культурного наследия влечет за собой его разрушение, изменение его облика (в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие историко-культурного наследия.

Со ссылкой на ст. 225 ГК РФ истец просил обязать администрацию Белозерского муниципального района в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.

Определением суда от 04.09.2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрация Глушковского сельского поселения.

В судебном заседании представитель истца – Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности – Ивакин Д.Н. заявленные требования поддержал по указанным основаниям.

Представитель ответчика – администрации Белозерского муниципального района по доверенности – Карлина А.М. с иском не согласна. Суду пояснила, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу. Органами местного самоуправления, уполномоченными на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, являются:

- в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 года № 931 – администрация Глушковского сельского поселения (на территории которого находится объект культурного наследия);

- в соответствии с Уставом Белозерского муниципального района – Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района (уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальной собственностью).

Кроме того, обращение с подобным заявлением является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Также полагает, что выявленный объект культурного наследия является государственной собственностью, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.

Представители ответчика – администрации Глушковского сельского поселения Лоншакова Т.А. и Марова Е.В. с иском не согласны. Суду пояснили, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопрос сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия отнесен к компетенции администрации района. Срок, в течение которого следует поставить объект культурного наследия на учет, указанный истцом (3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда) является нереальным, поскольку подача заявления возможна только после изготовления кадастрового паспорта объекта культурного наследия. Средства на указанные цели в бюджете поселения не предусмотрены. Также полагают, что выявленный объект культурного наследия является государственной собственностью, в связи с чем просили отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика – Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суд не известил. Отзыва на иск суду не представил.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, полагает необходимым иск удовлетворить.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ выявленный объект культурного наследия – «<данные изъяты> г.» является бесхозяйной недвижимой вещью (л.д. 5-8).

Приказом истца от 01.06.2018 года № 197-О объект культурного наследия включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия.

Согласно ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 02.06.2002 года № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся (в том числе): сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Доводы представителей ответчиков о том, что подача заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, суд полагает в данном случае несостоятельными. Отказ от постановки на учет в качестве бесхозяйного выявленного объекта культурного наследия, влечет за собой его разрушение, изменение его облика (в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие историко-культурного наследия.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего:

В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного выявленного объекта культурного наследия, полномочна обратиться администрация Глушковского сельского поселения, на территории которого и расположен объект культурного наследия.

Вместе с тем, согласно ст. 32 Устава Белозерского муниципального района (л.д. 36-37) Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района наделено полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Белозерского муниципального района (л.д. 23-29) Управление осуществляет подготовку документов для постановки на бесхозяйный учет имущества с дальнейшим признанием права собственности района.

Исходя из анализа указанных норм, суд полагает надлежащими ответчиками по делу администрацию Глушковского сельского поселения (которая обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с соответствующим заявлением) и Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района (которое обязано обеспечить подготовку необходимых документов для этого).

Администрация Белозерского муниципального района не является надлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении иска к администрации района следует отказать.

Разрешая вопрос о сроках, в течение которого ответчики обязаны обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, суд исходит из того, что подача заявления связана с составлением технического (кадастрового) паспорта объекта, с затратами местного бюджета, с временными затратами. Учитывая изложенное, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для совершения указанных действий – до 01.06.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения удовлетворить.

Обязать Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрацию Глушковского сельского поселения в срок до 01.06.2019 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – объекта культурного наследия «<данные изъяты>.».

В удовлетворении иска к администрации Белозерского муниципального района – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца.

            Судья П.С. Толошинов

            Верно. Судья     П.С. Толошинов

2-349/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия по Вологодской области
Ответчики
Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района
Администрация Белозерского муниципального района
администрация Глушковского сельского поселения
Суд
Белозерский районный суд Вологодской области
Дело на странице суда
belozersky.vld.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее