Гр. дело № 2-349/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года г. Белозерск
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Толошинова П.С.,
при секретаре Сазоновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Белозерского муниципального района, Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Возле д. <адрес> расположен объект культурного наследия – «<данные изъяты>.».
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – истец) обратился в суд с иском к администрации Белозерского муниципального района о возложении обязанности поставить данный объект культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.
В обоснование иска указано, что выявленный объект культурного наследия не имеет собственника, не числится в муниципальной собственности Белозерского муниципального района, Глушковского сельского поселения, государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности Вологодской области.
Отсутствие собственника у объекта культурного наследия влечет за собой его разрушение, изменение его облика (в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие историко-культурного наследия.
Со ссылкой на ст. 225 ГК РФ истец просил обязать администрацию Белозерского муниципального района в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.
Определением суда от 04.09.2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрация Глушковского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца – Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности – Ивакин Д.Н. заявленные требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель ответчика – администрации Белозерского муниципального района по доверенности – Карлина А.М. с иском не согласна. Суду пояснила, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу. Органами местного самоуправления, уполномоченными на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, являются:
- в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 года № 931 – администрация Глушковского сельского поселения (на территории которого находится объект культурного наследия);
- в соответствии с Уставом Белозерского муниципального района – Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района (уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальной собственностью).
Кроме того, обращение с подобным заявлением является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Также полагает, что выявленный объект культурного наследия является государственной собственностью, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Представители ответчика – администрации Глушковского сельского поселения Лоншакова Т.А. и Марова Е.В. с иском не согласны. Суду пояснили, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопрос сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия отнесен к компетенции администрации района. Срок, в течение которого следует поставить объект культурного наследия на учет, указанный истцом (3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда) является нереальным, поскольку подача заявления возможна только после изготовления кадастрового паспорта объекта культурного наследия. Средства на указанные цели в бюджете поселения не предусмотрены. Также полагают, что выявленный объект культурного наследия является государственной собственностью, в связи с чем просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика – Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суд не известил. Отзыва на иск суду не представил.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, полагает необходимым иск удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ выявленный объект культурного наследия – «<данные изъяты> г.» является бесхозяйной недвижимой вещью (л.д. 5-8).
Приказом истца от 01.06.2018 года № 197-О объект культурного наследия включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Согласно ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 02.06.2002 года № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся (в том числе): сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Доводы представителей ответчиков о том, что подача заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, суд полагает в данном случае несостоятельными. Отказ от постановки на учет в качестве бесхозяйного выявленного объекта культурного наследия, влечет за собой его разрушение, изменение его облика (в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие историко-культурного наследия.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного выявленного объекта культурного наследия, полномочна обратиться администрация Глушковского сельского поселения, на территории которого и расположен объект культурного наследия.
Вместе с тем, согласно ст. 32 Устава Белозерского муниципального района (л.д. 36-37) Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района наделено полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Белозерского муниципального района (л.д. 23-29) Управление осуществляет подготовку документов для постановки на бесхозяйный учет имущества с дальнейшим признанием права собственности района.
Исходя из анализа указанных норм, суд полагает надлежащими ответчиками по делу администрацию Глушковского сельского поселения (которая обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с соответствующим заявлением) и Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района (которое обязано обеспечить подготовку необходимых документов для этого).
Администрация Белозерского муниципального района не является надлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении иска к администрации района следует отказать.
Разрешая вопрос о сроках, в течение которого ответчики обязаны обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, суд исходит из того, что подача заявления связана с составлением технического (кадастрового) паспорта объекта, с затратами местного бюджета, с временными затратами. Учитывая изложенное, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для совершения указанных действий – до 01.06.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения удовлетворить.
Обязать Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрацию Глушковского сельского поселения в срок до 01.06.2019 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – объекта культурного наследия «<данные изъяты>.».
В удовлетворении иска к администрации Белозерского муниципального района – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца.
Судья П.С. Толошинов
Верно. Судья П.С. Толошинов