Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«14» ноября 2019 года дело № 2а-4034/2019
город Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А.,
при участии:
представителя административного истца Петросян А.С. (доверенность от ... г. № №, диплом от ... г. №);
представителя административных ответчиков ФГКУ «Югрегионжилье», Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, Михайлюк Е.А. (доверенность от ... г., доверенность от ... г., диплом от ... г. №);
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паронян А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованные лица Паронян А. К., Паронян С. А., Паронян Д. А., об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Паронян А. В. (далее – Паронян А.В., административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России, административный ответчик), заинтересованные лица Паронян А. К., Паронян С. А., Паронян Д. А. (далее – Паронян А.К., Паронян С.А., Паронян Д.А., заинтересованные лица), об оспаривании действий, решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент, административный ответчик). В обоснование заявленных административных исковых требований ссылается на то, что он старший прапорщик, прослужил в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации более 19 лет в календарном исчислении, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в связи с чем, был исключен из списков личного состава. Решением от ... г. № административный ответчик отказал в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях членов семьи военнослужащего, сославших на то обстоятельство, что он не состоял в период прохождения военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях, документы, подтверждающие признания Паронян А.В. нуждающимся в жилых помещениях отсутствуют. Поскольку карточкой учета жилых помещений подтверждается его признание нуждающимся на постоянное жилье ... г., то просит суд признать незаконным решение ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, отменить данное решение; обязать ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России поставить на учет нуждающихся Паронян А.В. и членов его семьи для обеспечения жилыми помещением.
Административный истец, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, их явка не признана судом обязательной.
Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд признает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие сторон в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании подал уточнения административных исковых требований, принятые судом, дополнив и изменив их требованием о признании права Паронян А.В. и его членов семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств Минобороны России; об обязании ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России поставить на учет нуждающихся Паронян А.В. и членов его семьи для обеспечения жилыми помещением с даты постановки на жилищный учет ... г.. Заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержал, привел доводы в их обоснование, сослался на представленные доказательства по делу, привел доводы в обоснование соблюдения срока подачи административного искового заявления.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражала относительно административного иска, привела доводы, изложенные в письменном отзыве, сослалась на представленные доказательства, настаивала на пропуске процессуального срока обращения в суд, в связи с чем, просила суд отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, материалы учетного дела, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), вправе обратиться гражданин, организация, иные лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым, в нормах административного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде, в том числе решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их решения не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам - на орган государственной власти, орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое решение.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания, в том числе решений органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, административный истец не освобожден от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемым решением органа государственной власти, органа местного самоуправления нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.
Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичные положения содержатся в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи Закона о статусе военнослужащих, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
В силу п. 13 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В свою очередь, исходя из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Таким образом, реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно) и на получение жилого помещения носит заявительный характер. При этом суд соглашается с правильным толкованием норм административным ответчиком о том, что для признания военнослужащего – гражданина, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно), гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении данного жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.
Вместе с тем, как указывает ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России, документов, подтверждающих признание Паронян А.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма административному ответчику не поступало, учетное дело в архив ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России также не поступало, в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, административный истец не состоит. Доказательств обратному Пароян А.В. не представил, а его ссылка на наличие каточки учета жилых помещений в подтверждение признания его нуждающимся, судом отклоняется, поскольку для признания Паронян А.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо проведение установленной законом процедуры.
Как усматривается из материалов настоящего административного дела, Паронян А.В. проходил военную службу в Минобороны России (СССР) с декабря 1989 года по ноябрь 1991 года (срочная служба), с ... г. по ... г. (служба по контракту), был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ... г. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат <...>, выслуга на момент увольнения составила 19 лет 1 месяц в календарном исчислении.
Учитывая положения п.п. 14, 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ... г. №, принимая во внимание заявительный характер военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно) и на получение жилого помещения, то суд признает правомерной позицию административного ответчика о том, что для признания Паронян А.В. нуждающимся в жилых помещениях, он должен был подать рапорт командиру воинской части. Однако с данным рапортом Паронян А.В. не обращался, доказательств обратному административный истец суду не представил. При этом суд отклоняет доводы административного истца о признании его нуждающимся в постоянном жилье во время прохождения военной службы. Как следует из базы данных системы «Учет» КЭУ СКВО, Паронян А.В. был поставлен на учет ... г. как нуждающийся в получении служебного жилого помещения, о чем и указывает в административном иске. После обеспечения административного истца служебным жилым помещением по адресу: <...>, он был снят с данного учета с ... г.. Суд отмечает, что выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 11659 от ... г. является основанием для предоставления служебной жилой площади и не может под собой подменять документ, подтверждающий постановку Паронян А.В. и членов его семьи на жилищный учет.
Порядок признания граждан, уволенных с военной службы, которые в установленном порядке в период военной службы не признавались нуждающимися в жилых помещениях и на жилищном учете не состояли, осуществляется в ином порядке.
Таким образом, заслуживает внимание п. 2.1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, исходя из которого, Паронян А.В., как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и принятый до ... г. органом местного самоуправления на учет нуждающегося в жилых помещениях подпадает под категорию граждан, перечисленных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, соответственно обязанность по обеспечению административного истца жилым помещением возложена на орган местного самоуправления.
Как указывалось выше, исходя из ч. 1 ст. 57, ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанных орган по месту своего жительства, который принимает решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основе их заявлений об этом в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Иной порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан жилищным законодательством не установлен.
Таким образом, суд соглашается с позицией административного ответчика, согласно которой, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, а также обеспечение их жилыми помещениями до ... г. осуществлялись органами местного самоуправления на основании решений жилищных комиссий воинских частей, в которых военнослужащие проходили службу, а также КЭЧ, которые вели учет в пределах своего района.
Доводы административного ответчика о пропуске Пароян А.В. срока на обращение в суд, отклоняются, поскольку административный истец получил обжалуемое решение ... г., а с административным исковым заявлением обратился ... г., то есть в трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, проанализировав положения действующего законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований, как не основанных на нормах закона, поскольку административные ответчики действовали в соответствии с требованиями ЖК РФ, вышеприведенных нормативно-правовых актов, в пределах предоставленных им законом полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░