Дело №2а-689/2022
11RS0005-01-2021-006052-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 9 февраля 2022г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Олешкевича Д.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании дисциплинарного взыскания от 26.04.2021г. незаконным,
у с т а н о в и л:
Олешкевич Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-8 (г. Ухта), содержится в отряде №5 (строгие условия отбывания наказания). Согласно распорядка дня в отряде №5 с 06.00 до 06.15 в камерах отряда проводится физическая зарядка, он с распорядком дня не ознакомлен. 26.04.2021г. во время выполнения физической зарядки у него закружилась голова и в 06.06 он перестал делать физические упражнения, при этом присутствие на мероприятии н прерывалось. В этот же день на истца составлен акт о нарушении режима, где указано, что в 06.06 он перестал делать физическую зарядку, чем нарушил распорядок дня. За указанное нарушение на истца наложено взыскание в виде устного выговора. Истец не согласен с указанным, поскольку ПВР ИУ не наделяет администрацию полномочиями требовать от осужденных обязательного выполнения комплекса физических упражнений на физической зарядке. Просит признать незаконным акт о нарушении от 26.04.2021г. и дисциплинарное взыскание в виде устного выговора от 26.04.2021г.
Определением суда производство по делу прекращено в части оспаривания акта о нарушении режима от 26.04.2021г. по основаниям, предусмотренным ст. ст. 128, 194 КАС РФ
Административный истец Олешкевич Д.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направил.
Ранее, будучи опрошенным в соответствии со ст. 142 КАС РФ с использованием системы видеоконференц-связи, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Другие участники процесса о времени и месте разбирательства извещались надлежащим образом.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей (в ред. Федерального закона от 08.12.2003гю. №161-ФЗ), в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
В соответствии со ст. 117 УИК РФ, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Согласно ст. 19 УИК РФ, правом применения перечисленных в ст. 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Статьей 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1).
Судом установлено, что Олешкевич Д.А. осужден к уголовному наказанию в виде лишения свободы приговором суда, отбывает уголовное наказание в учреждении ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК (г. Ухта).
Из рапорта от 26.04.2021г. №1342, составленного ДПНК ФКУ ИК-8, следует, что 26.04.2021г. при просмотре видеоархива на посту СВН установлено, что 26.04.2021г. в 06.07 осужденный Олешкевич Д.А. (отряд №5), во время физической зарядки прекратил выполнение физических упражнений, и к выполнению физической зарядки до её окончания в 06.15 не приступил.
Правами начальника отряда 26.04.2021г. осужденному Олешкевичу Д.А. объявлен выговор (устно).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной администрацией исправительного учреждения по обстоятельствам нарушения служебной проверки факт нарушения нашел свое подтверждение, в том числе факт нарушения подтверждается рапортами, актами сотрудников, заключением служебной проверки. При этом в ходе проверки был опрошен осужденный, сотрудники учреждения, исследовался характеризующий осужденного материал.
В ходе проверки был опрошен сам осужденный Олешкевич Д.А., который пояснил, что прекратил выполнение физических упражнений в связи с тем, что ему стало плохо.
Данные утверждения были проверены администрацией ИУ, согласно медицинской справке от 26.04.2021г. медицинских ограничений по выполнению мероприятий согласно распорядка дня не имеется. Факт обращений к сотрудникам администрации ИУ по поводу плохого самочувствия в ходе проверки также не подтвердился.
Суд учитывает, что в зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания Уголовно-исполнительный кодекс России закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности. Поэтому осужденные при исполнении наказаний могут осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Факт нарушения истцом установленного порядка отбывания наказания подтверждается представленными материалами, составленными сотрудниками исправительного учреждения и фактически не оспариваются самим административным истцом. При применении мер взыскания администрацией исправительного учитывалась личность правонарушителя, его поведение в период отбывания наказания, наличие у осужденного более 190 дисциплинарных взысканий, иные обстоятельства. В любом случае право выбора мер дисциплинарного воздействия в силу закона (ст.ст. 115-118 УИК РФ) относится к компетенции администрации исправительного учреждения, которая применяет подобные меры в каждом конкретном случае индивидуально. Данных для вывода о фальсификации документов при применении мер дисциплинарного воздействия по делу не установлено.
Право административного истца быть услышанным при проведении проверки по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и принятии мер воздействия было реализовано, в том числе предоставлением ему возможности дать свои пояснения по обстоятельства произошедшего.
Доводы истца о том, что он не был ознакомлен с распорядком дня, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела.
Суд полагает необходимым учитывать следующее.
Правовое положение осужденных регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста Российской Федерации от 16 декабря 2016 N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Настоящий нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 26.12.2016г., регистрационный номер 44930. Правила внутреннего распорядка на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
Согласно п. 16 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение №3).
В силу главы 5 Правил внутреннего распорядка в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня, который включает в себя, в том числе, время сна и время выполнения физической зарядки. Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение №6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение №7), утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в ОСУОН (приложение №5 к приказу начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК от 26.02.2021г. №119 «Об утверждении распорядка дня осужденных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми»), предусмотрена физическая зарядка с 06.00 до 06.15.
Осужденные обязаны выполнять физическую зарядку, комплекс упражнений которых утвержден начальником исправительного учреждения и не требует для своего выполнения значительного пространства.
Согласно ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Соответственно, физическое воспитание является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.
Установленное распорядком дня время - до 15 минут - для занятий физической зарядкой используется в целях физического развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.
Требования выполнять зарядку сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права осужденных, поскольку в каждом исправительном учреждении исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года составляется конкретный распорядок дня.
Статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение осужденными возложенных на них законом обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, предусмотренные ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования об оспаривании регламентации Правилами внутреннего распорядка процедуры проведения физической зарядки, а также порядка привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности за отказ в выполнении предусмотренных распорядком дня физических упражнений, суд исходит из того, что проведение физической зарядки и обязательное участие в ней осужденных, является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом, в деле отсутствуют доказательства наличия у истца каких-либо препятствий, либо ограничений, в том числе и по медицинским показаниям, для участия в физзарядке, а также нарушений его прав при участии в физзарядке.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований, поскольку действия администрации исправительного учреждения при применении мер дисциплинарного воздействия не противоречат действующему национальному законодательству и рекомендациям Комитета Министров Rec(2006)2 государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах (в т.ч. п. 60.2), не нарушают права и свободы заявителя.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
При изложенных обстоятельствах доводы истца о нарушении закона со стороны администрации ИК и несоответствии их действий требованиям уголовно-исполнительного закона подлежат отклонению.
В ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
К таким обстоятельствам, доказать которые должен административный истец, относятся следующие: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.01.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, законодатель и правоприменитель предусмотрели, что удовлетворение требований, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает указанный срок пропущенным, поскольку о нарушении его права истцу стало достоверно известно еще 26.04.2021г. при применении к нему меры дисциплинарного взыскания, тогда как исковое заявление подано в суд только 18.08.2021г., т.е. с пропуском установленного законом срока. Ходатайство истца о восстановлении срока для обжалования подлежит отклонению в силу следующего. Обращение в суд с заявлением, не соответствующим требованиям норм КАС РФ, и последующее не устранение требований суда, содержащихся в определении об оставлении искового заявления без движения, не свидетельствуют о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока. Аналогичный вывод следует из разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
При изложенных обстоятельствах основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227, 227.1 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований Олешкевича Д.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании дисциплинарного взыскания от 26.04.2021г. незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение – 18 февраля 2022г.).
Судья В.И. Утянский