Судья Бацунин Е.Г. Дело № 33а-9096/2021
УИД 24RS0046-01-2021-002859-10
3.048
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2021 года город Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Малякина А.В.,
судей Шавриной А.И., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И. административное дело по административному иску Изместьева Никиты Сергеевича к Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска, военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорск Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного истца Изместьева Никиты Сергеевича
на решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 12 апреля 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Изместьева Никиты Сергеевича к Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска, военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорск Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать в полном объеме»,
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изместьев Н.С. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска, Военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорск Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», в котором просит признать и отменить заключение о признании истца лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, возложить обязанность оформить и выдать истцу военный билет в качестве документа воинского учета. Требования мотивированы тем, что административный истец состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Свердловского района г.Красноярска. 15.12.2020 административным ответчиком вынесено заключение о признании административного истца лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом в выписке из протокола заседания призывной комиссии от 15.12.2020 указано, что административный истец ограничено годен к военной службе с категорией «<данные изъяты>». Ссылаясь на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службе по призыву, при наличии которого административный истец должен быть освобожден от военной службе, а также на то, что от неявки в военный комиссариат не уклонялся, истец обратился с настоящим иском в суд.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе административный истец Изместьев Н.С. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, его иск удовлетворить, так как ответчик не доказала факт его надлежащего извещения о явке в военкомат в период призыва. При этом он не уклонялся. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, в административном иске.
В судебное заседание явились административный истец Изместьев Н.С. Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в суд апелляционной и инстанции не явились. В связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ст. 308 КАС РФ, заслушав объяснения административного истца Изместьева Н.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, кроме граждан, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно ст.25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.
В соответствии с п.п.4, 9 положения "О военных комиссариатах" утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основными задачами военных комиссариатов являются организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подп. 20 п. 17Положения); проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (подп. 21 п. 17 Положения).
Согласно ч.ч.1,3 ст. 26 Федеральному закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (ч.1). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ч.3).
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пункт 1 приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 № 663 предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Согласно ч.ч.1,2 ст.10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию (ч.1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет (ч.2).
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Руководствуясь положениями Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, суд пришел к выводу о том, что оснований о признании незаконным и для отмены решения призывной комиссии не имеется.
Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, соглашается с указанными выводами суда. Доказательств, которые бы опровергали изложенные в обжалуемом решении обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, Измесстьев Н.С. с 27.01.2010 состоял на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г.Красноярска, откуда 03.02.2010 был снят с учета и 15.02.2010 поставлен на учет в военном комиссариате Ермаковского района Красноярского края, откуда также был снят с учета 25.10.2019 и с 10.01.2020 Изместьев Н.С. состоит на учете в военном комиссариате Свердловского района и г.Дивногорска Красноярского края.
Призывной комиссией Свердловского района г.Красноярска 15.12.2020 вынесено решение о признании Изместьева Н.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Основанием для вынесения заключения явилось то, что в период призывных компаний, проводимых с 01.10.2016 по 10.01.2020, у административного истца не имелось оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, для освобождения от призыва на военную службу или отсрочки от призыва.
Так, из материалов дела следует, что после окончания срока действия ранее предоставленной Изместьеву Н.С. отсрочки от призыва на военную службу, стороной административного ответчика проводился комплекс мероприятий, направленных на оповещение Изместьева Н.С. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Перечень проводимых мероприятий подробно отражен в обжалуемом решении и из него следует, что Изместьев Н.С. по месту своей регистрации не проживал, о чем неоднократно было указано отцом и сестрой Изместьева Н.С. при посещение сотрудниками военкомата адреса регистрации по месту жительства призывника, при этом апеллянтом в установленные законом сроки в нарушение вышеуказанных требований закона информация о смене места жительства в адрес военного комиссариата доведена не была, также как и информация о трудоустройстве по месту работы в Гимназию № <адрес>, а также об изменении семейного положения призывника. Указанные обстоятельства явились препятствием для осуществления мероприятий по призыву на военную службу Изместьева Н.С., в том числе его оповещение о необходимости явки в военкомат, в связи с чем доводы Изместьева Н.С. о том, что военкомат не доказал факт его надлежащего извещения о явке в военкомат подлежат отклонению.
Ссылка Изместьева Н.С. на то, что в справке о проверке призывника по месту регистрации от 05.10.2018 имеется ошибка в указании его данных, а также о наличии сомнений в действительности обращений военкомата в органы полиции, подлежат отклонению, поскольку допущенная ошибка в справке от 05.10.2018 является технической ошибкой и не влечет недействительность содержащихся в ней сведений. Все документы, представленные в подтверждение факта проведения розыскных мероприятий призывника, составлены должностными лицами, состоящими на службе в органах военкомата, выполняющих свои должностные полномочия в предоставленных им пределах, в связи с чем оснований усомниться в достоверности указанных ими сведений, у судебной коллегии не имеется, доказательств обратного Изместьевым Н.С. не представлено.
Ссылка Изместьева Н.С. на то, что он полагал, что работодатель –Гимназия № <адрес> уведомил военкомат о е его трудоустройстве в указанного учебное заведение, не свидетельствует о правомерности бездействий апеллянта относительно самостоятельного извещения военного комиссариата о трудоустройстве, поскольку согласно действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, данная обязанность возложена на призывника, чего им сделано не было.
Доводы апеллянта о том, что у него имеется непризывное заболевание, которое было установлено до достижения им 27 лет, что препятствует принятию призывной комиссии решения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, подлежат отклонению. Так, действительно, при прохождении Изместьевым Н.С. медицинского освидетельствования 19.05.2020 в связи с установлением заболевания административному истцу была предоставлена отсрочка по состоянию здоровья на срок до 10.09.2020, то есть по достижению Изместьевым Н.С. возраста 27 лет (10.09.2020) срок предоставленной отсрочки истек, основания ее предоставления отпали, иных оснований для его освобождения от исполнения воинской обязанности, предусмотренных ст.ст. 23,24 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», не было, что свидетельствует об отсутствии условий, исключающих принятие призывной комиссией решения о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно п.п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно п.34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 год, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что отсутствовали объективные обстоятельства, препятствующие Изместьеву Н.С. пройти военную службу по призыву в рамках призывной компании в период с 01.10.2016 по 10.01.2020 (за исключением периодов предоставления отсрочек), а значит оспариваемое решение призывной комиссии от 15.12.2020, является обоснованным, принятым административным ответчиком в рамках действующего законодательства.
Выводы суда подробно мотивированы в принятом по делу решении и сомнений в своей правильности не вызывают. Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. Иное, ошибочное толкование норм права истцом, основанием для отмены решения не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Изместьева Никиты Сергеевича – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его принятия в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: