Дело № 2-4433/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А. с участием истца Иевлевой У.М., представителя ответчика Гогуновой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 сентября 2017 года гражданское дело по иску Иевлевой У.М. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело.
Иевлевой У.М. заявлены требования о возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" вне очереди пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях специализированного найма на состав семьи ... человек общей площадью не менее ... кв.м в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, администрация МО МР «Прилузский».
В судебном заседании Иевлева У.М. на иске настаивала. Суду пояснила, что за ней было закреплено помещение по адресу: ..., поскольку дом признан непригодным для проживания. Также пояснила, что в настоящее время проходит обучение ФГБОУ ВО "..." и проживает в общежитии вуза. Места работы на территории МО ГО "Сыктывкар" не имеет, в семейные отношения не вступила. При этом истец указывает, что прибыла в г. Сыктывкар для обучения с целью остаться проживать в данном городе на постоянной основе.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Гогунова Д.Д. против удовлетворении иска возражала.
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, администрация МР «Прилузский», извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителей не направили.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Иевлева У.М. ** ** **, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ...
...
18.07.2014 Иевлева У.М. обратилась в администрацию МО МР «Прилузский» с запросом о включении истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список).
В соответствии с постановлением администрации МО МР «Прилузский» от № 1455 от 18.08.2014 Иевлева У.М. включена в Список, ведущийся в администрации МР «Прилузский», что свидетельствует о принятии администрацией МР «Прилузский» обязательства об обеспечении истицы жилым помещением в порядке Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Письмом от 19.08.2014 администрация МР «Прилузский» уведомила истицу о принятом решении. Истец получила данное письмо 24.09.2014.
К настоящему времени жилым помещением со стороны администрации МР «Прилузский» истица не обеспечена. С требованиями о понуждении администрации МР «Прилузский» обеспечить ее жилым помещением в порядке Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ истица в суд не обращалась.
25.02.2016 Иевлева У.М. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в порядке Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указав, что она проживает в жилом помещении по адресу: ...
Письмом от 03.03.2016 администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила истицу о том, что ее обращение оставлено без удовлетворения.
Письмом от 13.02.2017 администрация МО ГО "Сыктывкар" вновь указала, что предоставление жилого помещения территории МО ГО "Сыктывкар" не представляется возможным.
Не согласившись с указанным решением, Иевлева У.М. обратилась с иском в суд.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.
При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Лицами, участвующими в деле, само право истицы на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот не оспаривается. Имеется спор о месте жительства истицы, с учетом которого она подлежит включению в Список в соответствующем образовании и обеспечению жилым помещением.
В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 № 151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Таким образом, единственным установленным законодателем критерием определения муниципального образования, уполномоченным органом которого подлежит принятию решение о включении в Список, является место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Иевлева У.М. имеет временную регистрацию по месту пребывания с 02.09.2015 по 30.06.2019 в студенческом общежитии вуза, в котором проходит обучение по адресу: ...
При этом истец была зарегистрирована по адресу: ..., до 27.01.2016 перед первым обращением к ответчику о представлении жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ... был признан непригодным для проживания постановлением администрации МО МР "Прилузский" № 106 от 16.07.2014 – до обращения Иевлевом У.М. за включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
При обращении за включении в список Иевлева У.М. указала данный адрес места жительства.
Опекун истца также проживал по данному адресу.
При этом сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону удостоверения акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства отнесено к компетенции органов регистрационного учета. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В Постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Конституционный Суд РФ признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Иевлева У.М. проходит обучение в ФГБОУ ВО "..." с 2015 года и по момент рассмотрения дела. Проживает в студенческом общежитии по договору с вузом.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Абзацем 3 указанной нормы предусмотрено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каких-либо допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что Иевлевой У.М. г. Сыктывкар к настоящему времени избран в качестве своего постоянного места жительства, истицей суду не представлено. Трудовую деятельность на территории г. Сыктывкара она к настоящему времени не осуществляла, семейных связей на территории г. Сыктывкара у нее не возникло. Заявление о намерении остаться проживать в г. Сыктывкаре таким доказательством не является.
Обращаясь 18.07.2014, то есть уже после достижения совершеннолетия и прекращения опеки, в администрацию МР «Прилузский» с запросом о включении в Список, Иевлева У.М. в качестве места своего жительства указала жилое помещение по адресу: ...
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что проживание Иевлевой У.М. в г. Сыктывкаре обусловлено обучением в очной форме в образовательном учреждении, которое к настоящему времени не окончено. Реализация жилищных прав истца возможна на территории Прилузского района Республики Коми.
С учетом изложенного, судом не усматривается законных оснований для удовлетворения исковых требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Иевлевой У.М. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» общей площадью не менее ... кв.м отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
.
Председательствующий Попов А.В.