Р Е Ш Е Н И Е
г. Севастополь 26 ноября 2019 года
Судья Нахимовского районного суда г. Севастополя Мох Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 124» на постановление заместителя начальника Управления ветеринарии города Севастополя Рыбинского А.Д. № 160 от 13.05.2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №160, вынесенным заместителем начальника Управления – начальником отдела государственного надзора Управления ветеринарии города Севастополя, заместителем главного государственного ветеринарного инспектора города Севастополя Рыбинским А.Д. от 13 мая 2019 года ГБДОУ «Детский сад №124» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
ГБДОУ «Детский сад №124», не согласившись с данным постановлением, обратился с жалобой в суд. В жалобе указано, что ГБДОУ «Детский сад №124» не является субъектом данного правонарушения, т.к. он не является изготовителем, исполнителем или продавцом товара. Также в жалобе указано, что выявленная продукция, не представляет общественной опасности, поскольку является свежей, маркировочные ярлыки имелись в наличии, они только не были расклеены непосредственно на продукты. По мнению заявителя выявленные обстоятельства могут быть признаны малозначительными.
В судебном заседании представитель заявителя Лиморенко М.Н. пояснила, что продукция была получена вечером накануне проверки, упакованная в коробки, имела все необходимые сопроводительные документы, ярлыки, свидетельствующие о качестве, времени производства и расфасовки, сроках годности. Никаких сомнений в качестве продукции возникнуть не могло, поскольку работники детского сада сами перекладывали ее из коробок в морозильные и холодильные камеры. Качество продукции все время проверяется. В детский сад заказывают продукцию еженедельно, а потому она всегда свежая, хранится в морозильниках и испортиться за этот период не могла. Считает, что привлечение к ответственности носило формальный характер, без учета всех обстоятельств дела.
Представитель заявителя Измоденов А.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, полагал, что правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствие маркировки на продукции не свидетельствует о том, что продукция была некачественной, что могло было бы причинить вред здоровью воспитанников детского сада. Продукция не была изъята, уничтожена, что также подтверждает, что ее качество соответствовало необходимым требованиям.
Представитель Управления ветеринарии города Севастополя Олейникова Я.В. в судебном заседании пояснила, что доводы жалобы необоснованные, поскольку ГБДОУ «Детский сад №124» были допущены нарушения правил хранения продуктов, в результате которых отсутствовала возможность контролировать срок их годности. Обращала внимания, что вся необходимая информация о хранящемся продукте должна находиться непосредственно на продукте, что в детском саду не осуществлялось. ГБДОУ «Детский сад №124» осуществляет хранение и выпуск в оборот (использование) этих продуктов питания, а потому оно также должно соблюдать требования технических регламентов, а, следовательно, является субъектом вмененного правонарушения. Представитель указывала, что поскольку используемые детским садом продукты предназначались для питания детей, то нельзя говорить о малозначительности правонарушения, поскольку эти нарушения создают угрозу здоровья малолетних детей, а потому содержат в себе большую общественную опасность.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено следующее:
12 марта 2019 года, в 12 часов 00 минут по адресу: г. <адрес>, на пищеблоке ГБДОУ «Детский сад № 124» был установлен факт хранения мяса в количестве 97.7 кг и яиц в количестве 240 шт. без маркировки, а также отсутствие термометров, то есть нарушение требований технических регламентов Таможенного союза в части соблюдения условий хранения продукции и выпуска ее в оборот.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Статьей первой указанного закона определено, что идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий - деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках.
При этом, под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий закон определяет куплю-продажу (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий, их хранение и перевозка.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
Согласно ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
наименование пищевой продукции;
состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
количество пищевой продукции;
дату изготовления пищевой продукции;
срок годности пищевой продукции;
условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);
единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 5 подраздела 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 определено, что при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что юридическим лицом были допущены нарушения требований технических регламентов Таможенного союза в части соблюдения условий хранения продукции и выпуска ее в оборот.
Нарушение изготовителем, исполнителем требований технических регламентов Таможенного союза в части соблюдения условий хранения продукции и выпуска ее в оборот образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, ГБДОУ «Детский сад № 124» был нарушен пункт 5 части 4.12 статьи 4 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 года № 881, статьи 3 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01,2000 года, части 7 статьи 17 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 021/2011 «О безопасности и качестве пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года за № 880.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что ГБДОУ «Детский сад №124» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и в его действиях содержатся признаки указанного состава административного правонарушения.
Постановление о привлечении ГБДОУ «Детский сад № 124» к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ было вынесено должностным лицом, включенным в перечень должностных лиц, определенный ст. 23.14 КоАП Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных п.1.1, 4.2. должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя начальника Управления - начальника отдела государственного надзора Управления ветеринарии города Севастополя.
При вынесении постановления должностным лицом были учтены добровольное прекращение противоправного поведения и устранение выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного постановления.
Суд не может признать обоснованными доводы представителей ГБДОУ «Детский сад № 124» о малозначительности допущенного правонарушения, поскольку совершенное правонарушение, общественная опасность которого связана с нарушениями требований технических регламентов Таможенного союза при хранении пищевых продуктов, используемых для организации питания в детском дошкольном учреждении ни при каких обстоятельствах не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении жалобы ГБДОУ «Детский сад № 124».
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы ГБДОУ «Детский сад № 124» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Управления ветеринарии города Севастополя Рыбинского А.Д. № 160 от 13.05.2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 124» – оставить без изменения, жалобу Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 124» – без удовлетворения.
Судья Е.М. Мох
Полный текст решения изготовлен судьей 29 ноября 2019 года.