Дело № 5-307/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Йошкар-Ола 21 сентября 2018 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Протасова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ераз»,<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
обществом с ограниченной ответственностью «Ераз» (далее – ООО «Ераз») по состоянию на № в помещении мини-бара «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> были нарушены санитарно-эпидимиологические требования к организации питания населения в специально оборудованных местах, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил – пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
В судебном заседании законный представитель – директор ООО «Ераз» Гусейнов С.Н., защитник ООО «Ераз» адвокат Каненко Л.Н. просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как положения пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» не подлежат применению, поскольку помещение является встроено-пристроенным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (далее – Управление) Лазарева Т.Н. просила привлечь ООО «Ераз» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и с учетом характера выявленных нарушений приостановить деятельность ООО «Ераз» на 90 суток.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
26 июня 2018 года в Управление поступило из администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обращение гражданина с жалобой на нарушение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в мини-баре «<данные изъяты>» ООО «Ераз» по адресу: <адрес>.
Определением от 6 июля 2018 года Управлением возбуждено дело об административном производстве и проведено административное расследование, в ходе которого проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза мини-бара «<данные изъяты>» ООО «Ераз» по адресу: <адрес> на соответствие требованиям пунктам 2.2, 3.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а также пункта 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно экспертному заключению от 12 июля 2018 года №, мини-бар «<данные изъяты>» ООО «Ераз» размещается на жилом этаже жилого здания, что несоответствуетпункту 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; имеются жилые квартиры (комнаты) на первом этаже общежития (жилого дома); расположение мини-бара «<данные изъяты>» ООО «Ераз» не соответствуетпункту 2.2. СП 2.3.6.1079-01, что может ухудшить условия проживания и отдыха людей, проживающих по адресу: <адрес>; мини-бар «<данные изъяты>» ООО «Ераз» оборудован отдельным туалетом и раковиной для мытья рук посетителей, что соответствуетпункту 3.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; вход (эвакуационный выход) мини-бара «<данные изъяты>» ООО«Ераз» изолирован от жилой части здания, что соответствуетпункту 2.2. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», пункту 3.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с требованиями пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроено-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно-допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Доводы о том, что в отношении мини-бара «<данные изъяты>» ООО «Ераз» не подлежат применению правила пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», являются необоснованными.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении от 20 февраля 2018 года № АКПИ17-1116, Жилищный кодекс Российской Федерации жилым помещением признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату. Жилой дом законодатель определяет как индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Жилое помещение предназначено для проживания граждан, пользование которым осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи15-17).
Закрепленное в пункте 2.2 Санитарных правил требование о размещении организаций в нежилых этажах жилых зданий не противоречит приведенным нормативным положениям, поскольку предусматривает размещение предприятий общественного питания только на тех этажах жилых зданий, на которых отсутствуют жилые квартиры и комнаты. Данное предписание направлено на защиту прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, что является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как видно из представленного технического паспорта помещения, которое используется ООО «Ераз» на основании заключенного договора аренды, оно состоит из крыльца – литер а5, холодной пристройки – литер а1, нежилого помещения литер А, А1.
В ходе рассмотрения дела законный представитель ООО «Ераз» Гусейнов С.Н. подтвердил, что помещения А, А1, в которых расположен мини-бар «<данные изъяты>» и магазин находятся на жилом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В период реконструкции и ввода в эксплуатацию нежилого встроенно-пристроенного помещения с измененной конфигурацией, расположенного по адресу: <адрес>, литер А1, А1, действовал Свод правил СП54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003.В пункте 3.22 приложения Б к указанному Своду правил, предусматривалось, что встроенно-пристроенное помещение – помещение, располагаемое в габаритах здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов здания более чем на 1, 5 м.
Исходя из указанного нормативного регулирования, представленных технических документов, следует, что помещение мини-бара «Барби» располагается внутри жилого здания на этаже, на котором имеются жилые помещения.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении ссылки на технические документы, в данном случае не влияет на правильность его составления, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании техническими паспортами.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, пояснивших, что им не мешает деятельность мини-бара «<данные изъяты>», не опровергают фактов обращения с жалобами на деятельность мини-бара со стороны других лиц, что подтверждается представленными административным органом документами, в том числе обращением, поступившим в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола».
Кроме того, по смыслу положений пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», вопрос возможного ухудшения условий проживания, отдыха, лечения, труда людей, имеет юридическое значение, в случае если при размещении организации общественного питания не нарушены установленные указанной нормой запреты.При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях ООО «Ераз» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
В статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Ераз» осуществляет, в том числе деятельность предприятий питания по прочим видам организации общественного питания.
Указанный вид деятельность ООО «Ераз» осуществляет в мини-баре «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий. При этом административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
В качестве отягчающего обстоятельства суд учитывает повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
На основании изложенного, судья с учетом характера выявленного нарушения считает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности мини-бара «<данные изъяты>» 44ООО «Ераз» сроком на 90 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ераз» к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности мини-бара «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, сроком на 90 суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.М. Протасова