УИД 26RS0024-01-2020-002307-50
№ 2а – 1270 / 2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 16 сентября 2020 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Душко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Сергиенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Невинномысска Ставропольского края к НГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Невинномысска Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к НГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указано, что 20 декабря 2018 года судебным приставом – исполнителем НГОСП УФССП России по СК Ропотовой М.М. возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации г. Невинномысска Ставропольского края на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом Ставропольского края об обязании оборудовать вход в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В связи с тем, что денежные средства при подготовке проекта бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не были предусмотрены на оборудование входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, Администрация г. Невинномысска Ставропольского края 24 декабря 2018 года обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Одновременно Администрацией г. Невинномысска Ставропольского края в адрес НГОСП УФССП России по СК было направлено заявление о приостановлении исполнительного производства.
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 31 января 2019 года исполнения решения Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июля 2018 года отсрочено до 01 августа 2019 года.
С целью исполнения решения суда администрацией города был подготовлен и направлен в Думу г. Невинномысска Ставропольского края проект решения Думы г. Невинномысска Ставропольского края «О внесении изменений в решение Думы от 19 декабря 2018 года № 337-41 «О бюджете города на 2019 года и на плановый период 2020 – 2021 годов». Указанным проектом были запланированы изменения, касающиеся в том числе и выделения денежных средств на выполнение работ по оборудованию входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
31 июля 2019 года Думой г. Невинномысска Ставропольского края принято решение № 423-49 о проекте решения Думы «О внесении изменений в решение Думы от 19 декабря 2018 года № 337-41 «О бюджете города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которым планируемые изменения в бюджет города на 2019 год и на 2020 и 2021 года отклонены в связи с тем, проектом решения предусматривается увеличение параметров местного бюджета по расходам и дефициту. Источником финансового обеспечения дефицита местного бюджета определены кредиты кредитных организаций, что приводит к увеличению верхнего предела муниципального долга.
Вышеуказанный проект решения Думы г. Невинномысска Ставропольского края был направлен Министерству финансов Ставропольского края и не был согласован в связи с дефицитом бюджета г. Невинномысска Ставропольского края и увеличением муниципального долга.
В соответствии с БК РФ, Федеральным законом 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мести самоуправления в Российской Федерации» и Уставом г. Невинномысска Ставропольского края, утвержденным решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 26 сентября 2012 года № 263-24 администрация города исполняет свои обязательства в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, фактически исполнить вышеназванное решение суда будет возможно после выделения денежных средств из бюджета города на указанные цели.
Администрация г. Невинномысска Ставропольского края в силу особенностей правового положения осуществляет финансовое обеспечение своей деятельности за счет сред соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и основании бюджетной сметы.
Учитывая изложенное, а также в связи с тем, что в указанный срок исполнить требование по оборудованию входа в помещение специальными приспособлениями (пандусом и поручнями), беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения не представляется возможным, администрация города 07 августа 2019 года вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. В связи с этим 08 августа 2019 года администрацией города в адрес НГОСП УФССП России по СК было направлено заявление о приостановлении исполнительного производства на основании п. 6 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако, 21 августа 2019 года еще до рассмотрения Невинномысским городским судом Ставропольского края заявления о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда судебным приставом – исполнителем НГОСП УФССП России по СК Ропотовой М.М. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
В настоящее время исполнить вышеназванное решение не представляется возможным по следующим основаниям.
Выполнение работ по оборудованию входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения включает в себя:
- разработку проектно – сметной документации для определения стоимости всех работ;
- планирование в бюджете города на 2020 год расходов на указанные работы;
- осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- проведение работ по оборудованию входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Следовательно, фактически исполнить решение суда будет возможно после выделения денежных средств из бюджета города на указанные цели.
В силу особенностей, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выполнению работ по оборудованию входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения предшествует процедура заключения муниципального контракта на выполнение указанного вида работ, которая включает в себя следующие процедуры:
- внесение изменений в план закупок и план – график;
- публикация извещения о проведении электронного аукциона на единой информационной системе в сфере закупок;
- рассмотрение поступивших заявок и публикация на электронной площадке протокола рассмотрения заявок:
- проведение аукциона в электронном виде;
- рассмотрение участников закупки, подведение итогов электронного аукциона и публикация протокола подведения итогов на электронной площадке;
- заключение муниципального контракта с участником закупки.
Учитывая, что здание МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска было построено до принятия Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Министерством регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605 (СНиП 35-01-2001) и Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», то возникла необходимость дополнительного обследования здания учреждения с целью проработки вопроса о технической возможности установления специальных приспособлений (пандуса и поручней) беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения и определения перечня видов необходимых работ.
Для указанных целей приказом управления образования администрация города от 16 сентября 2019 года № 423-о/д утвержден состав комиссии по обследованию зданий образовательных учреждений г. Невинномысска Ставропольского края в целях определения технической возможности оборудования специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов иных маломобильных групп населения.
После проведения обследования здания учреждения и определения технической возможности обустройства входа специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) подготовлен акт от 24 сентября 2019 года по результатам обследования здания МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска в целях определения технической возможности оборудования специальных приспособлений (пандуса и поручней) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, на основании которого будет подготовлена проектно – сметная документация на выполнение соответствующих работ.
Подготовка указанных документов позволила просчитать расходы на оборудование входов в помещения дошкольных образовательных общеобразовательных организаций специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения и включить их в проект бюджета города на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.
24 января 2020 года между управлением образования администрации города и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска заключено соглашение о предоставлении субсидии, в соответствии с которым выделяются денежные средства на монтаж бетонного пандуса.
В настоящее время с учетом всех обстоятельств, у администрации города возникли неустранимые обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный срок. Невозможность исполнения судебного решения обусловлена обстоятельствами, которые вне желания должника по исполнению судебного решению в установленный срок не могут быть выполнены.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об уклонении администрации города от обязанности по исполнению исполнительного документа, то постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета всех обстоятельств исполнительного производства, а также вины администрации города в неисполнении в срок исполнительного документа.
Просит освободить Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края от исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава – исполнителя НГОСП УФССП по СК Ропотовой М.М. от 21 августа 2019 года по исполнительному производству № 82200/18/26024-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации г. Невинномысска Ставропольского края не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, имеется ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в отсутствии представителя административного истца.
В судебное заседание представители административных ответчиков НГОСП УФССП России по СК и УФССП России по СК не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела были надлежащим образом извещены, сведений о причине не явки суду не представили.
В судебное заседание заинтересованное лицо МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска не явилось.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело на основании ст. 150 КАС РФ в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав – исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника –организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника – организации – 50000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.ч. 6, 7 ст. 112 комментируемого Федерального закона).
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Судом установлено, что НГОСП УФССП России по СК на исполнении находится исполнительное производство № 82200/18/26024-ИП от 20 декабря 2018 года, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом Ставропольского края по гражданскому делу № 2 – 1296 / 2018, на основании решения суда, вступившего в законную силу 14 августа 2018 года, по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска Ставропольского края к Администрации г. Невинномысска Ставропольского края, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска о возложении обязанности оборудовать вход в помещение образовательной организации специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп за счет средств бюджета муниципального образования.
В соответствии с указанным решением суда на администрацию города и дошкольное учреждение возложена обязанность оборудовать беспрепятственный доступ для инвалидов и иных маломобильных групп населения на первый этаж здания образовательной организации, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Шевченко, д. 4, за счет средств бюджета муниципального образования г. Невинномысска Ставропольского края.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 20 декабря 2018 года должникам был предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда в течении 5 дней.
Определением Невинномысского городского суда от 31 января 2019 года предоставлена Администрации г. Невинномысска Ставропольского края отсрочка исполнения решения Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июля 2018 года по гражданскому делу № 2 – 1296 / 2018 до 01 августа 2019 года.
Определением Невинномысского городского суда от 09 октября 2019 года предоставлена Администрации г. Невинномысска Ставропольского края отсрочка исполнения решения Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июля 2018 года по гражданскому делу № 2 – 1296 / 2018 до 01 августа 2020 года.
Судом установлено, что в рамках исполнительного производства, возбужденного 20 декабря 2018 года, в срок, установленный для добровольного исполнения, должники не исполнили надлежащим образом решение суда.
21 августа 2019 года судебным приставом – исполнителем НГОСП УФССП России по СК Ропотовой М.М. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Невинномысска Ставропольского края исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Администрация города в обоснование административных исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора указала на отсутствие денежных средств, так как денежные средства при подготовке проекта бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не были предусмотрены на оборудование входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями), в то время как Администрация г. Невинномысска Ставропольского края в силу особенностей правового положения, установленных ст. 161 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение своей деятельности за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1 – 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Из материалов административного дела усматривается, что Администрацией г. Невинномысска Ставропольского края принимались меры по исполнению решения суда.
С целью исполнения решения суда администрацией города был подготовлен и направлен в Думу г. Невинномысска Ставропольского края проект решения Думы г. Невинномысска Ставропольского края «О внесении изменений в решение Думы 19 декабря 2018 года № 337-41 «О бюджете города на 2019 года и на плановый период 2020 – 2021 годов».
Указанным проектом были запланированы изменения, касающиеся в том числе и выделения денежных средств на выполнение работ по оборудованию входа в помещение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Ромашка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» г. Невинномысска специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
31 июля 2019 года Думой г. Невинномысска Ставропольского края принято решение № 423-49 о проекте решения Думы «О внесении изменений в решение Думы от 19 декабря 2018 года № 337-41 «О бюджете города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которым планируемые изменения в бюджет города на 2019 год и на плане период 2020 и 2021 года отклонены в связи с тем, что проектом решения предусматривается увеличение параметров местного бюджета по расходам и дефициту, источником финансового обеспечения дефицита местного бюджета определены кредиты кредитных организаций, что приводит к увеличению верхнего предела муниципального долга.
Таким образом, поскольку Администрация г. Невинномысска Ставропольского края принимала все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что вина учреждения в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, отсутствует.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, суд считает, что Администрация г. Невинномысска Ставропольского края может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 82200/18/26024-ИП, возложенного постановлением судебного пристава – исполнителя НГОСП УФССП по СК Ропотовой М.М. от 21 августа 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации г. Невинномысска Ставропольского края к НГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава – исполнителя НГОСП УФССП по СК Ропотовой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д.А. Душко