РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Чехов, Московской области
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
при секретаре Горбенко Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО4, ФИО3 к Администрации Чеховского муниципального района Московской области об установлении факта наличия кадастровой ошибки, признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка, внесения изменений в ГКН и ЕГРП,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику, просили:
-установить факт кадастровой ошибки по установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1676 кв.м, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес>
-признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1676 кв.м, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес>, в части установления границ и площади земельного участка;
-установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> по фактическому положению на местности, согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ; - внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части установления границ, координат и площади земельного участка размером 1970 кв.м, по адресу: <адрес>
- внести изменения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части установления границ, координат и площади земельного участка размером 1970 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12-15,149-150). ФИО2 обоснованиям иска, указали, что истцы являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес>, по ? доле за каждым. Право общей долевой собственности на указанный объект недвижимого имущества было приобретено истцами на основании договоров купли-продажи земельного участка, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО6, между ФИО3 и ФИО7 Право собственности было зарегистрировано в установленном ФИО2 порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № и №. Вместе с тем, при проведении первоначальных межевых работ по установлению границ земельного участка кадастровым инженером было неверно определены границы земельного участка, конфигурация и площадь земельного участка, в связи с чем не возможно внести сведения о границах, координатах и площади земельного участка истцов, по результатам проведенного межевания, в виду наличия кадастровой ошибки при проведении межевания указанного земельного участка. Указав, что наличие кадастровой ошибки подтверждается материалами межевания земельного участка. Указав, что фактически лишены возможности устранить ранее допущенные первоначальные кадастровые ошибки в определении координат земельного участка, в связи с чем вынуждены обратиться в суд.
Истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержанием исковых требований в полном объеме, с учетом уточнений (л.д.148). При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик – представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (л.д.151) в судебном заседании не возражала против исковых требований, равно как и не оспаривала обстоятельства изложенные в уточненном иске, указав о наличии кадастровой ошибки при первичном межевании участка и согласовании границ участка со смежными землепользователями.
3 лицо –представитель ФФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” по Московской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год ФИО9 (л.д.152) в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
Третье лицо- представитель Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явился, извещен, возражения в суд от третьего лица не поступали. При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица, о чем участники процесса не возражали.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика и третьего лица, суд считает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ РФ N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 60, ч. 2 ст. 62 ЗК РФ и ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи доли земельного участка с долей жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО4 и ФИО3 являются сособственниками, по ? доле за каждым, земельного участка с КН №, площадью 1676 кв.м, категории «земли поселений», вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, регистрационная запись № и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, бланки № и № соответственно (л.д. 28,29).
Судом установлено, что в отношении данного земельного участка было проведено межевание кадастровым инженером ФИО10 (л.д.16-27).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В результате рассмотрения представленных документов, органом кадастрового учета на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 30 сентября 2015 года № МО-15/РКФ-354928, в связи с тем, что такие изменения не обусловлены уточнением его границ (л.д.30).
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.
Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, а также свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленные гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК РФ,
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно Закону Московской области "О предельных размерах земельных участков, представляемых гражданам в собственность на территории Московской области от 17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ" минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения ЛПХ, для ведения ИЖС, составляет 0,06 га.
При проведении кадастровых работ по выносу границ в натуру земельного участка с кадастровым номером № установлено несоответствие со сведениями ГКН фактического местоположения границ ранее учтенного объекта недвижимости, установлено, что была допущена ошибка в координатах и поворотных точках границы земельного участка с кадастровым номером №, размер земельного участка с кадастровым номером № составляет по его фактическим границам 1970 кв.м., согласно регистрационных документов площадь участка обозначена как 1676 кв.м, увеличение площади участка не превышает 600 кв.м. В ходке проведения работ оформлен акт согласования местоположения границы земельного участка. Местоположение границ между участком с КН № и с КН № не определялось и не являлось предметом согласования, так как они уже установлены ранее при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади соответствующего земельного участка, эти границы описаны с нормативной точностью и данные о них имеются в ГКН (л.д.16-27).
ФИО2 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", «7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. … 9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».
Судом установлено, что при определении координат опорных межевых точек границ земельного участка с КН № была допущена кадастровая ошибка, поскольку координаты опорных точек земельного участка с КН №, установленные согласно сведениям ГКН, не соответствует их фактическому положению, допущены кадастровые ошибки. Исправление кадастровой ошибки производится в соответствии с положениями п.п. 4-6 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.
Судом установлено, что межевой план на земельный участок истца с КН № соответствует фактическому землепользованию сособственников ФИО4 и ФИО3, следует установить местоположение границ земельного участка с КН № по фактическому положению на местности, согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленный спор, суд исходя из положений п. 1 ст. 11.9, п. 2 ст. 11.9, ч. 1 ст. 33 ЗК РФ, ст. 1 Закона Московской области от 17.06.2003 г. N 62/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исходя из тех обстоятельств, что разница между фактической площадью земельного участка истца и площадью, указанной в правоустанавливающем документе, не превышает минимального размера земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, учитывая расположение участка на землях поселения и обстоятельства принадлежности земельного участка истцам, на основании правоустанавливающих и правоподтверждающих документах.
Суд считает, что в материалах межевого дела, с учетом представленных доказательств по делу, имеются требуемые законом сведения, свидетельствующие о возможности установления границ земельного участка по фактическому землепользованию, с учетом установления границ, а также установления площади земельного участка 1970 кв.м.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам, в том числе, требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам таких земельных участков.
В соответствии со ст. 11.8 ЗК РФ возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст.ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что ст.ст. 11.4 - 11.7 ЗК РФ определены условия и особенности образования земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе их из земельных участков, нормы, на которые ссылается орган кадастрового учёта в мотивировочной части решения об отказе в регистрации учета изменений, не распространяют своё действие на спорный земельный участок.
В данном случае земельный участок предоставлен в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, что предусмотрено ст. 11.2 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Соответственно, по отношению к спорному земельному участку следует применять требования о предельных (максимальных и минимальных) размерах, установленные п. 1 ст. 33 ЗК РФ.
Судом установлено, что при составлении межевого плана был использован фотоплан местности масштаба 1:5000, полученный из официального портала Росреестра, сведения о котором содержаться в разделе “Исходные данные” межевого плана, указанные обстоятельства, так же не оспаривались со стороны представителя ФФГБУ КП Росреестра по МО.
Судом установлено, что границы участка согласованы в установленном законом порядке, спора по границам участка не имеется, так же как не имеется споров по площади и местоположению участка, виду разрешенного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Собственник таких объектов недвижимости в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ вправе обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости.
Возможность осуществления кадастрового учета в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ прямо предусмотрена п. 3 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно п. 3.1 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ к числу необходимых для кадастрового учета документов, предоставляемых заявителем вместе с заявлением, относятся: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к межевому плану выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Согласно положений действующего законодательства РФ - перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях к межевому плану, не является исчерпывающим.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (пункт 21 Требований к межевому плану).
Документы, необходимые для подготовки межевого плана возможно получать: в органе кадастрового учета; из федерального картографо-геодезического фонда; из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Кроме того, учитывая положения части 2 статьи 39 Закона о кадастре, проведенное в соответствии с установленным порядком согласование местоположения границ земельного участка также подтверждает их местоположение.
Пунктом 13 Требований к межевому плану установлено, что раздел "Заключение кадастрового инженера" межевого плана включается в состав межевого плана, в том числе в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка.
В силу положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных требований истцов.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо в праве в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 452-ФЗ), ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4, ФИО3 к Администрации Чеховского муниципального района Московской области об оспаривании кадастровых границ, установлении кадастровых границ земельного участка, обязании осуществления кадастрового учета изменений, удовлетворить.
Установить факт кадастровой ошибки по установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1676 кв.м, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес>
Признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1676 кв.м, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> в части установления границ и площади земельного участка.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях поселений, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> по фактическому положению на местности, согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части установления границ, координат и площади земельного участка размером 1970 кв.м, по адресу: <адрес>
Внести изменения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в части установления границ, координат и площади земельного участка размером 1970 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н.Колотовкина
Решение суда в окончательном виде составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна